Создание доступной среды для свободного передвижения инвалидов.
Введение
Тема моей исследовательской работы - «Доступная среда для людей с ограниченными возможностями в Пензенской области».
В настоящее время обязательной составляющей частью внутренней политики социальных государств является создание условий для людей с ограниченными физическим, сенсорными или интеллектуальными возможностями. Совокупность условий и требований к создаваемой человеком окружающей среде (архитектурный дизайн, транспортная и инженерная инфраструктура), и информационной среде, позволяющая беспрепятственно передвигаться и воспринимать жизненно важную информацию, и называют доступной или безбарьерной средой.
В последнее время все чаще и чаще в СМИ я слышу о тех или иных аспектах реализации государственной программы «Доступная среда», которая направлена на создание безбарьерной среды на территории Российской Федерации. В данной работе я попыталась установить, насколько действенна оказалась реализация этой программы в нашем городе.
Актуальность
В наше время во всем цивилизованном мире принимаются меры по защите прав маломобильного населения. Люди с ограниченными возможностями обретают способность нормально жить и развиваться, не будучи оторванными от социума. К сожалению, Россия пока заметно отстает в этой области от других развитых стран, несмотря на о, что сейчас ведутся активные работы в сфере создания благоприятных и безопасных условий для людей с ограниченными физическими возможностями. Количество таких людей всегда велико - в Пензенской области проживает в общей сложности 8 тысяч колясочников, в том числе 4,5 тысячи - в областном центре[i]. Несмотря на такое значительное число инвалидов, многие из которых трудоспособного возраста, они часто подвергаются различного рода дискриминации. Даже имея хорошее образование и являясь опытными специалистами, они не имеют возможности трудоустройства, после окончания школы не могут притупить к обучению в ВУЗах, не имеют свободного доступа к культурным, образовательным заведениям, более того - без посторонней помощи не могут покинуть своих квартир.
Их маломобильность ведет к тому, что в обществе формируется предвзятое отношение к ним. Поэтому, в настоящее время совершенствование инфраструктуры и создание необходимых условий должно стать для нас одной из важнейших задач.
Цель работы
Исследовать среду нашего города на предмет доступных объектов жилой инфраструктуры, исследовать положение инвалидов в связи с ней, и выработать рекомендации по его улучшению.
Задачи
1)Изучить законодательную основу программ по созданию безбарьерной среды для маломобильных групп населения
2)Исследовать административные, коммунальные, культурные, образовательные и медицинские учреждения города на предмет адаптированности под нужды маломобильного населения
3)Сделать выводы и предложить рекомендации на основе этих исследований.
Объект исследования :уровень развития безбарьерной среды в городе Пензе.
Предмет исследования:законодательная основа для создания доступной среды, объекты инфраструктуры города, городская статистика.
Методика.
В данной работе широко использовалась методика опроса в форме интервью с компетентными в данной проблемы лицами, анкетирования учащихся нашей школы, сбора и анализа статистики, сравнения.
Гипотеза
В городе Пензе очень малое число доступных объектов, и проживающие в нем люди с ограниченными возможностями не имеют доступа к физической среде, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информации и каналов коммуникации.
Глава 1. Нормативно-правовые акты, регулирующие политику относительно людей с ограниченными возможностями.
Реализация прав инвалидов предполагает наличие законодательной основы и в области решения проблем инвалидности.
1.1 Международные акты
Основными международными законодательными актами, касающимися прав инвалидов, являются
1) Всеобщая Декларация прав человека, принятая в 1948 году;
2) Конвенция о правах ребенка, принятая в 1989 году;
3) Декларация о правах инвалидов, принятая в 1975 году.
Общей чертой этих документов является признание инвалидов равноправными и свободными членами общества, направленность на защиту и поощрение прав инвалидов, ликвидацию дискриминации по отношению к ним, обеспечение их права на работу, здравоохранение, образование, семью, полное участие в жизни общества, доступа к правосудию, личной неприкосновенности, свободы от эксплуатации, индивидуальной мобильности.
1.2 Российские акты и законы
Сегодняшние российские законодательные акты относительно заботы и помощи людям с ограниченными возможностями по содержанию приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире.
Основными законодательными актами, принятыми в Российской Федерации по правам и защите людей с ограниченными возможностями, являются:
1) Федеральный закон « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятый в 1995 году;
2) Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», принятый в 1995 году;
3) Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов», принятый в 1996 году;
4) Постановление Правительства Российской Федерации « О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры», принятое в 1996 году и др.
Целью данных законодательных актов является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
На базе этих законов в 2009 была создана государственная программа «Доступная среда», на период с 2011 по 2015 год, целью которой является формирование к 2015 году условий, для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
1.3 Законодательные акты Пензенской области
В рамках государственной программы «Доступная среда» в Пензенской области были созданы следующие акты, касающиеся прав инвалидов:
1) Постановление Правительства области «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Доступная среда» в Пензенской области на 2012-2015 годы», общий объем финансирования которой составляет 201,913 млн рублей.
2) Введение целевой программы «О социальной поддержке инвалидов Пензенской области на 2009-2012 годы», предусматривающие реализацию основных аспектов программы «Доступная среда» на территории Пензенской области.
Таким образом, мы имеем достаточно широкую законодательную базу, охватывающую все необходимые стороны социальной, экономической и политической жизни инвалидов.
Глава 2. Положение дел в Пензенской области.
2.1 Классификация инвалидности
Население Пензенской области составляет около 1.4 миллиона человек. По данным регионального отделения Пенсионного фонда России, на 1 января 2012 года на территории губернии проживало 113 973 инвалида, из них 3 776 несовершеннолетних.
Классификация инвалидности по группам.
Из общего числа инвалидов
- первой группы 13,3 %
- второй группы 56,1%
- третьей группы 24,8 %
Классификация инвалидности по группам по физическим отклонениям.
Из общего числа инвалидов количество инвалидов
• по слуху 1808 человек
• по зрению 3055 человек
• инвалидов колясочников 1532 человек.
• инвалидов по психическим заболеваниям 10004 человек, что составляет 10,2% от общей численности инвалидов.
Эти данные были представлены в докладе Председательства Союза общественных объединений в Пензенской области. Они позволяют понять необходимость срочного проведения конкретных мер по улучшению положения такого большого количества людей.
2.2 Проблемы, связанные с инвалидностью в Пензенской области
На мой взгляд, проблемы, связанные с инвалидностью в Пензенской области, для удобства понимания, условно можно разделить на три составляющих группы.
1.Создание доступной среды для свободного передвижения инвалидов.
2. Получение достойного образования в рамках доступных форм обучения.
3.Возможность трудовой деятельности, трудоустройства и дальнейшей работы.
4. Реабилитация, медицинская помощь.
Создание доступной среды для свободного передвижения инвалидов.
Неотъемлемыми атрибутами доступной среды являются некоторые элементарные элементы, служащие для удобства и комфорта во время передвижения людей с ограниченными возможностями, такие как пандусы на входе в учреждение, поручни, автоматические двери, информационные терминалы, системы вызова помощника. В центре города лишь незначительное количество жилых домов оборудовано пандусами- специальными наклонными площадками, предназначенными для подъема и спуска по лестницам детских и инвалидных колясок. Достаточное количество пандусов можно встретить в бытовых и продуктовых магазинах, некоторых административных учреждениях, банках и учреждениях здравоохранения. Вопрос стоит о том, что, к сожалению, далеко не всегда эти пандусы соответствуют стандартам. Большинство из них сделаны неправильно, и как итог, могут оказаться бесполезными для инвалида или даже опасными. Например, если пандус имеет слишком крутой наклон ( по стандарту не более 5 градусов), есть возможность, что коляска перевернется).
Автоматические системы открывания дверей в нашем городе, как правило, встречаются лишь в крупных торговых центрах. Большинство заведений общественного питания и культурно-развлекательных учреждений нашего города не оборудовано поручнями. К сожалению, также отсутствуют информационные терминалы, адаптированные под нужды слабовидящих. Системой вызова помощника оборудованы лишь несколько аптек.
Однако, в Пензе уже проводятся конкретные меры по улучшению процесса создания доступной среды с 2008 года. 26.10.2012 на заседании кабинета министров Пензенской области подводился итог реализации программы «Доступная среда» с 2008 по 2012 год. По словам министра здравоохранения Владимира Стрючкова, «элементами доступности, правда, достаточно примитивными (в основном самодельными пандусами), было обеспечено 892 социальных объекта» - имеются в виду пандусы и поручни.
Также были проведены работы по улучшению областного центра реабилитации: «Сегодня удаляются пороги, регулируется уровень пола, меняется покрытие, устанавливаются соответствующие двери, реконструируется центральный вход».
Помимо этого, в нашем городе существует такая услуга, как социальное такси – специально оборудованные подъемниками машины для нужд инвалидов-колясочников. Такая услуга в настоящее время непопулярна ( около 1 клиента в день) по причине высокой стоимости (почти 12 рублей за километр пути и 262 — за каждый час ожидания), и недостаточно эффективного сервиса. Для сравнения, в городе Заречном социальное такси бесплатное, к тому же работник этого такси оказывает помощь при спуске и помогает добраться до учреждения после спуска. Сейчас планируется удешевить цены на эту услугу в Пензе до 80 рублей — за час пути и 4 — за каждый километр.
Кроме того, для того, чтобы предоставить возможность беспрепятственного интеллектуального развития людям с ограниченными возможностями, а также для улучшения процесса интеграции их в социум, в нашем городе существует специальное отделение в библиотеке имени Лермонтова для слабовидящих и незрячих. Я провела интервью с работником читального зала для слабовидящих и незрячих, Людмилой Сергеевной:
- Как долго существует данное отделение библиотеки?
-Наше отделение успешно существует уже около 40 лет.
- Каков возрастной контингент ваших читателей? Как они добираются до библиотеки?
- Возраст наших читателей самый разный. К нам приходят как дети младшего школьного возраста и старшеклассники, так и пожилые люди. Конечно, не у всех зрение отсутствует полностью. Кого-то приводят друзья, кто-то добирается сам. Мы стараемся создать у нас все необходимые условия, чтобы как можно больше облегчить их пребывание у нас.
-Какие услуги предоставляет данное отделение для своих читателей?
-Мы выдаем аудиокниги, записанные на специальные диски, флешкарты и кассеты. К сожалению, далеко не все издательства занимаются переводом текста на шрифт Брайля. Также, для прослушивания таких книг нужна техника - например, специальные магнитофоны. Раньше, до введения закона о неразглашении персональных данных было гораздо легче отслеживать людей с инвалидностью, нуждающихся в такой аппаратуре, к сожалению, теперь этот процесс затруднился.
-Есть ли в вашем отделении дополнительные услуги обучающего характера?
-Помимо этого, у нас есть курсы по изучению шрифта Брайля и курсы компьютерной грамотности для инвалидов по зрению. Для людей с нарушенным зрением освоить клавиатуру, Интернет, скайп, Ворд, научиться пользовать электронной почтой и другими приложениями очень важно, так как предоставляет им огромные возможности развития.
- Эти курсы ведете вы?
-Нет, их ведет Сергей Алексеевич Дешевых. Он сам является инвалидом первой группы по зрению.
-Как вы думаете, какое значение имеет данное отделение библиотеки для незрячих людей?
-В действительности, трудно переоценить значение данного отдела, поскольку сейчас он является единственными свободным информационным полем, доступным незрячим и слабовидящим людям разных возрастов. Надеюсь, в будущем откроется еще немало таких заведений.
Таким образом, в Пензенской области можно наблюдать тенденцию к созданию беспрепятственной среды. Транспорт, средства массовых коммуникаций, культурно-развлекательные учреждения стараются как можно больше приспособить под нужды инвалидов.
2. Получение достойного образования в рамках доступных форм обучения.
Обучение детей инвалидов – это также важное направление в социальной политике нашей страны. Особо остро в настоящее время стоит вопрос об образовании и трудоустройстве детей-инвалидов.
Согласно статье 43 Конституции РФ, ««Каждый гражданин имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В Законе «О социальной защите инвалидов в РФ» прописаны очень важные нормы, дающие возможность детям-инвалидам получить полноценное образование.
Согласно статистике, приведенной в докладе Союза общественных объединений инвалидов Пензенской области, в Пензе насчитывается 16 коррекционных общеобразовательных школ. В настоящее время Министерством образования и науки Пензенской области сформирована база данных на всех инвалидов, находящихся в школьном возрасте, это позволило иметь информацию об их социально-экономическом положении и дало возможность произвести оценку образовательного потенциала ребенка-инвалида. Из 7022 детей-инвалидов школьного возраста обучается 63% и 37% не участвует в учебном процессе: 19,8% по социальным проблемам и 17,2% по физиологическим расстройствам. Из числа обучающихся детей инвалидов 77% посещают общеобразовательные школы, 11% вспомогательные школы, 6% в интернатах и вспомогательных школах, и лишь 1% составляют обучающиеся на дому.
Рассуждая об образовании детей инвалидов, следует отметить, что на данный момент широко используется западноевропейский опыт этой области, в частности - инклюзивное обучение.
Сейчас самым реальным и желанным способом интеграции детей-инвалидов признано инклюзивное обучение. Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.
Инклюзивное образование имеет ряд превосходств, таких как успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта детей с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний. Такое обучение обеспечивает более эффективную интеграцию детей-инвалидов в общество, чем иные формы обучения. Конечно, не следует забывать о том, что такое обучение имеет также свои особенности и сложности, о которых я узнала, проведя интервью с социальным педагогом МБОУ СОШ №12 им. В.В. Тарасова Коротковой Татьяной Викторовной.
- Я слышала, несколько лет назад в нашей школе обучался класс детей с ограниченными физическими возможностями.
- Да, это был класс из восьми человек. Шестеро из них поступили к нам из детского сада, где обучались 4 года. Таким образом, пришли они к нам в 5 класс.
-Одинаковым ли было заболевание этих детей?
-Нет, но у большинства был детский центральный паралич – расстройство нервной системы, которое проявляется двигательными нарушениями. У некоторых плохо была развита речь, чувство равновесия. Однако, по постановлению медиков интеллектуальный потенциал этих детей не был затронут.
-Как и где происходило обучение этих детей? Какие удобства были для них предусмотрены?
-Для них был выделен отдельный класс на первом этаже, где в настоящее время находится библиотека. Специально для них был оборудован поручнями санузел. Учителя сами к ним спускались. Обучение, конечно же, приходилось вести по другой программе, в целом, класс учился неплохо, несмотря на какие-то недочеты. Их классным руководителем была Ширяева Антонина Ефремовна, удивительно добрый и понимающий человек. Я могу сказать, что к детям она отнеслась матерински, очень заботливо, и дети откликались на такое отношение.
К тому же, им очень повезло с учителем физической культуры, Пушкаревой Татьяной Константиновной. Она учительница, которая никогда не бросит ребенка в беде. Понимая, насколько малоразвиты мышцы этих детей, она всегда проводила с ними полный комплекс упражнений, заставляла разрабатывать мышцы, плавая в бассейне, тем самым укрепляя их здоровье.
-Участвовали ли эти ученики в общественной жизни школы? Как к ним относились здоровые учащиеся?
-Да, участвовали, причем с большим энтузиазмом. По возможности выходили на сцену, ходили на экскурсии, устраивали вечера и чаепития. Все они были дружны между собой, как, впрочем, и их родители, чьей заслугой, собственно, и являлось создание класса. Здоровые ученики относились к ним хорошо, без предубеждения. По крайней мере, родители всегда говорили, что их дети не слышали в свой адрес никаких резких слов и поведения. Думаю, это заслуга преподавательского коллектива, сумевшего воспитать в детях терпимость и толерантность.
-Вы знаете, чем сейчас занимаются ваши выпускники?
- Пятеро учатся в ВУЗах, мы иногда видимся.
- Как вы относитесь к инклюзивному обучению? Почему в нашей школе оно прекратилось?
- Наша школа занимает первое место по количеству обучающихся в Ленинском районе. Соседние 27 и 16 школа имеют такие же размеры, однако у них мало число обучающихся. Поэтому детей с физическими недостатками зачисляют в эти школы. Инклюзивное обучение действительно является хорошим способом интеграции детей инвалидов в общество - в этом мы убедились на опыте нашего учебного заведения.
Таким образом, инклюзивное обучение имеет ряд особенностей:
особая образовательная программа;
обязательное наличие высококвалифицированных педагогов;
повышенное медицинское внимание к детям с отклонениями.
Второй тип образования, предоставляемого детям-инвалидам в Пензе - дистанционное обучение.Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку учащимся основного изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.
Министерством образования Пензенской области в 2009 был введен приказ «Об образовании центра дистанционного образования детей – инвалидов и утверждении примерного порядка и примерного учебного плана для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих образовательные учреждения». В соответствии с вышеназванным приказом центр дистанционного образования был детей-инвалидов образован на базе государственного образовательного учреждения общеобразовательного лицея-интерната среднего (полного) общего образования № 3 города Пензы. В настоящее время в Центре реализовываются программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования с применением дистанционных образовательных технологий. Каждому ученику на время обучения предоставлено учебное оборудование: компьютер, сканер, принтер, web-камера, - и высокоскоростной доступ в интернет.
Таким образом, дистанционное обучение также имеет ряд особенностей. Прежде всего, это относительная самостоятельность и использование информационных технологий.
Таким образом, в Пензенской области можно наблюдать тенденцию к созданию благоприятных условий для обучения детей инвалидов. Однако, начавшиеся совсем недавно реформы этой сферы еще не охватывают всю область полностью - во многих районах и поселках области нет никаких условий для получения образования детьми инвалидами.
Трудоустройство
Проблема трудоустройства людей с ограниченными возможности - одна из самых острых проблем не только в Пензенской области, но и вообще в стране.
Согласно статистике Государственного казенного учреждения центра занятости населения города Пенза, за январь - декабрь 2011 года обратилось за содействием в трудоустройстве 15333 человека, из которых инвалиды – 8,6%; Большая часть безработных – это категории, для которых трудоустройство затруднено: родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, – 9,5%, инвалиды – 14,4%, устроено на работу 331 человек.
За январь - сентябрь 2012 года в городской Центр занятости населения обратилось за содействием в трудоустройстве 12535 человек, из них инвалиды – 7,2%; Большая часть безработных – это категории, для которых трудоустройство затруднено: родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, – 10,2%, инвалиды – 15,6%,из 915 человек 438 устроено на постоянную работу.
На заседании Правительства Пензенской области по обсуждению актуальных проблем программы «Доступная среда» в 2011 году, было объявлено, что после того, как предприятия, принимающие на работу инвалидов были лишены льгот, они частично или полностью прекратили прием на работу людей с ограниченными возможностями.
Проблему трудоустройства городской Центр занятости населения частично решил с помощью привлечения инвалидов к общественной работе. Такая мера принималась для материальной обеспеченности этих граждан, а тпкже для поддержания мотивации к труду. Согласно отчетам деятельности ГКУ ЦНЗ г. Пензы, за 12 месяцев 2011 года было организовано 1376 рабочих мест, приняло участие 2807 человек, в том числе 176 инвалидов, за 9 месяцев 2012 года было организовано 746 рабочих мест, приняло участие 778 человек, в том числе 162 инвалида.
Таким образом, проблема трудоустройства людей с ограниченными возможностями в Пензенской области находиться лишь на начальной стадии решения, т. к. на сегодняшний день большое количество инвалидов трудоспособного возраста испытывают затруднения в связи с поступлением на работу.
4. Реабилитация и медицинская помощь.
Особое внимание в своей работе я бы хотела обратить на проблему реабилитации людей с ограниченными возможностями. В данной области Пенза показывает хороший пример для прочих городов – Пензенский областной центр реанимации инвалидов.
Основанный в 1995 году, Центр является одним из первых, начавших применение европейских технологий. Целью центра является интеграция людей с нарушением опорно-двигательного аппарата путем специальных методик. С инвалидами проводится психологическая и социальная работа, включающая социальную бытовую и средовую адаптацию. Здесь их учат быть как можно более независимыми – учат самостоятельно совершать различные действия по самообслуживанию ( умываться, одеваться, и тп).
На мой взгляд создание этого цента является очень хорошей основой для пересмотра политики города в отношении к инвалидам и продолжении интеграции их в социальную среду.
Также следуем особо отметить объединение «Равновесие» ,созданное на базе Дворца детского (юношеского) творчества (ДД(Ю)Т) г. Пензы в 2001 году. Сегодня в клубе занимается более 60 детей-инвалидов с различными диагнозами заболевания (ДЦП, болезнь Дауна, аутизм и др.) в возрасте от 4 до 18 лет. Этот клуб уникален тем, что впервые в Пензе педагоги в своей деятельности стали применять оздоровительную верховую езду (иппотерапию) для реабилитации детей–инвалидов.
Я провела интервью с преподавателем социальной адаптации для детей, Кузнецовой Юлией Юрьевной.
- Сколько лет действует эта организация?
- Недавно мы отмечали десятилетие. Она было создана в 2001 году.
-Сколько детей у вас занимается? Как они попадают на ваши занятия?
- У нас постоянно приходят на занятия примерно 50-60 человек различных возрастов. Самому маленькому 4 года. Всех приводят родители или родственники.
-Каковы основные направления вашей деятельности?
- Мы проводим у детей множество уроков творческого характера- рисование, музыка. Дети учатся при этом лучше владеть своим телом, развивают моторику рук. Также есть занятия по логопедии- развивают речевой аппарат детей, занятия с психологом и занятия по социальной адаптации. На мой взгляд, очень интересен для детей наш зоологический клуб. Они общаются с животными, кормят их, Это развивает их знания об окружающей среде, их самостоятельность и навыки самообслуживания. К тому же это приносит огромную пользу в эмоциональном плане- играя с животными, они получают массу приятных эмоций, и это положительно влияет на их настроение и психологической состояние. Помимо этого, мы проводим реабилитационные занятия по верховой езде. Они проходят на свежем воздухе, и приносят ощутимую пользу для здоровья детей.
Клуб «Равновесие» создает детям доброжелательную и комфортную атмосферу, помогает раскрывать творческие способности учащихся, создает действительно равные возможности для развития. Этому способствует воспитательный процесс, благодаря которому доступ к образованию, создание условий для творческого развития, отдыха делаются доступными для всех воспитанников клуба, независимо от их интеллектуальных или физических возможностей.
Клуб «Равновесие» является учреждением дополнительного образования, а значит, подает хороший пример для других учреждений по созданию условий воспитания и творческой деятельности детей с ограниченными возможностями.
Глава 4. Выводы и рекомендации.
Подведя итог работе, сделаем следующие выводы:
Пензенская область находиться лишь на ранней стадии развития инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. Многие важные объекты среды не оборудованы специальными устройствами
Образование детей-инвалидов носит большей частью изоляционный характер, совместное обучение распространено мало, что приводит к социальной отчужденности детей-инвалидов. Дистанционное обучение также не удовлетворяет нужд всех учащихся.
1)Трудоустройство людей с ограниченными возможностями остается острой проблемой.
2)Образование детей-инвалидов носит большей частью изоляционный характер, совместное обучение распространено мало, что приводит к социальной отчужденности детей-инвалидов. Дистанционное обучение также не удовлетворяет нужд всех учащихся.
3)Трудоустройство людей с ограниченными возможностями остается острой проблемой.
На основе этих выводов мне бы хотелось предложить несколько рекомендаций.
1)Создание центров помощи людям с ограниченными возможностями, где они смогут узнавать о своих правах и льготах.
2)Пересмотр степени инвалидности для трудоспособных людей.
3)Расширение рамок совместного обучения.
4)Создание достаточного количество организаций для проведения реабилитационных занятий.
5)Организация мероприятий, доступных для инвалидов с целью улучшить их коммуникативные способности.
6)Расширение участия инвалидов в общественной жизни, создание обществ инвалидов.
7)Обеспечение средствами удобства для объектов культуры, медицины, торговли и транспорта.
8)Воспитание у граждан здорового отношения к инвалидам с помощью социальных мероприятий и рекламы.
Заключение.
В завершение работы мне бы хотелось сказать, что несмотря на то, что большинству из нас не приходиться часто общаться с инвалидами и видеть колясочников на улицах, такие люди есть, и они нуждаются в нашей помощи. Недавно школьная подруга рассказала мне о человеке, который живет рядом с моим домом. Оказывается, он известный и талантливый музыкант, но я его ни разу не видела за долгое время: он инвалид-колясочник, и не может выходить. Также я убедилась в действительно тяжелом положении детей-инвалидов и их родителей, приняв участие в новогодней елке для учеников клуба «Равновесие». Ни один город, или даже государство не могут быть благополучными, пока абсолютно все их граждане не будут жить в достойных условиях. Именно поэтому наши действия в отношении обделенных здоровьем людей должны стать более активными и эффективными – только так мы создадим достойное общество.
Данная работа может быть использована как ознакомительный материал на уроках обществознания.