I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. II. Проверка домашнего задания
II. Проверка домашнего задания
III. Орфографическая разминка
У Алёнки (в) г.стях Селезень (в) кафтане,
Два ц. .пленка (в) л..птях. Утка (в) с.рафане,
,П..тушок (в) с.пожках, А к..рова (в) ю..ке,
Курочка (в) с.режках, В теплом полущу., ке.
Ю. Андрианов
— Объясните написание пропущенных орфограмм, раскройте скобки.
— Обозначьте части речи.
— Определите падеж выделенных слов. Что они обозначают? Какое слово их объединяет?
IV. Чистописание
одежда опрятный аккуратный
— Какое слово лишнее? Почему?
— Кого мы называем опрятным, аккуратным? Как вы ухаживаете за своей одеждой?
— Составьте со словами словосочетания, предложения.
Коля, Коля, Николай, Под столом ремень и брюки,
За собою убирай! На полу рубаха,
У тебя ленивы руки! Николай — неряха!
И. Демьянов
— Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание, обозначьте падеж имен существительных.
Лексическая работа
— Объясните значение пословиц: «Одежда лучше новая, а друзья старые», «По одежке встречают, по уму провожают».
— Объясните значение крылатых выражений:
а) шляпочное знакомство — о людях, которые едва знакомы;
б) работает спустя рукава — неохотно, медленно, кое-как;
в) работает засучив рукава — так говорят о скором, умелом работнике,
который работает с охотой, с огоньком, быстро.
V.Работа с учебником
Упражнение в склонении имен существительных. Систематизация знаний о падежах (упр. 129, с. 80;упр. 130, с. 81).
Физкультминутка
3. Письмо по памяти:
Я утром раньш.. всех вст.ю Себе и брату чищ.. сам.
И сам ст.лю п.стель св..ю. Я тож.. дома, чем м..гу,
А я ботинки (по) утрам (На) кухне маме п..м..гу.
С. Михалков
— Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
— Обозначьте падеж имен существительных.
— Как вы ухаживаете за своей обувью?
— Всегда ли вы по утрам убираете свою постель?
— Как вы помогаете родителям в домашних делах?
4, Задание «Помоги Незнайке»:
Всякой вещи свое место
Сережа, как праснется, так и начнет сваи вещи разыскивать: один чюлок у него на стуле, другой под сталом; адин сопог под краватью, а другого и в камнате нет. Возится Сережа каждое утро, возится... и опаздает в клас.
К. Ушинский
— Исправьте ошибки, определите падеж имен существительных.
— Почему Сережа опоздал в школу?
— Можно ли назвать его аккуратным человеком? Как он хранил свои вещи?
— Назовите однородные члены предложения. На какие вопросы они отвечают?
5. Объясните падеж слова дело в разных пословицах.
Единственное число
(И.) Дело шуток не любит.
(Р.) От слова до дела целая верста.
(Д.) Не по сути дело, а по делу суть.
. (В.) Ты за дело, а дело за тебя.
(Т.) Велик телом, да мал делом.
(П.) И умен, и крепок, и в деле гож.
Множественное число
(И.) Дела как сажа бела.
(Р.) Всех дел не переделаешь.
(Д.) По твоим делам о тебе судят,
(В.) Жизнь дана на добрые дела.
(Т.) Языком не спеши, а делом не смеши.
(П.) Умен на словах, да глуп на делах.
Физкультминутка
6. Упр. 131, с. 81.
— Выпишите словосочетания с именем существительным море вместе
с падежными вопросами. Обозначьте падеж, окончание слова море.
7. Работа с правилом (с. 82).
— Как определить падеж имени существительного?
8. Упр. 132, с.82.
— Прочитайте текст, определите его тему. Придумайте заголовок.
— Выпишите словосочетания с выделенными существительными, определите их падеж.
— Прочитайте предложения с однородными членами, определите их роль в предложении.
VI. Рефлексия
— Как, по каким признакам можно отличить один падеж от другого?
(По вопросам, предлогам, окончаниям, роли в предложении.)
— Как правильно ухаживать за одеждой и обувью?
Домашнее задание
Упр. 133, с. 83
Урок 26. Тема: Сопоставление имен существительных в именительном и винительном падежах
Цели:развивать умение распознавать именительный и винительный падежи, познакомить с приемами распознавания этих падежей; повторить правописание сочетаний -чк-, -чн-, расширить знания о синичках, о зимующих птицах; убедить ребят в необходимости подкормки птиц зимой.
Ход урока