Основные социальные функции детского движения как социального института.
При рассмотрении детских общественных объединений и организаций как соц. института необходимо определить их основные соц. функции : идеологическую, воспит, образоват, развивающую, диагностико-прогностическую, координационную, социализирующую, фасилитационную.
Реализация идеологической ф. предполаг. освоение реб. основополаг. нац. ценностей патриотизм, истор. память, долг, терпимость, трудолюбие, соц-полит. идей, убеждений. Идеология детского и молодеж. движ. призвана сформир. у подраст. поколения нац. самосознание, соц-полит. культуру.
Воспитательная ф. предполагает уважение власти, законов, правопорядка, гос. символов, атрибутов, знание истор. прошлого, приоритетов развития гос-ва и общ-ва, наличие активной гражданской позиции. Основой деят. детского формирования становится воспит. нравств. качеств, направленности личности на социальные отношения: открытость, терпимость, уважение, достоинство, коллективизм, трудолюбие, оптимизм.
Образовательная ф. предполаг. формир. научной системы взглядов на мир, общ-во, гос-во и личность; представление о гос. устройстве, об институтах власти. Образование в условиях обществе. объед. включ. знания о правах и обязанностях гражданина РБ, основополагающих законах страны.
В процессе деятельности в общественных объединений и организаций воспитанник должен усвоить навыки самопознания, самооценки и самовоспитания, что обеспечивается через реализацию развивающей и диагностико-прогностической функций.
Координационнаяф. в деятельности общественных объединений и организаций обеспечивает оптимальную интеграцию личности в систему общественных отношений на основе сформированных адаптационных и коммуникативных навыков через освоение многообразных социальных ролей, принятие общественных идеалов, социальных норм, традиций, обычаев, верований, культуры общества как образа жизни человека, группы, коллектива, нации.
Реализуют социализирующуюф. путем включ. личности в различные виды деят.: познавательную, творческую, социально-практическую.
Фасилитационная (поддерживающая) ф. детских обществ. объед. и организаций включает оказание подросткам помощи в трудной жизненной ситуации, в ситуациях противоречия с законом, при явлениях дезадаптированности и десоциализации, связанных со снижением адаптационных свойств личности, утратой социально значимых навыков.
83. Характеристика основных понятий: «общественная организация», «детская организация», и «детское общественное оюъединение»
Общественная организация – это добровольное формирование граждан, возникшее в результате свободного их волеизъявления, на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство.
Детская организация представляет собой самодеятельное, самоуправляемое детское сообщество, создаваемое для реализации социально ценной идеи, имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.
Детское общественное объединение – это прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей. Детское общественное объединение положительной социальной направленности - структура открытая, демократичная, без жесткой "должностной иерархии". Оно не является структурой государственного учреждения (школы, учреждения дополнительного образования, вуза, предприятия), но может создаваться и действовать на базе последнего при непосредственной кадровой, финансовой и материально-технической поддержке. Детским может считаться такое объединение, в составе которого не менее 2/3 граждан не достигли 18 лет. Руководство взрослых (обязательно членов или участников объединения) носит добровольный, общественный характер. Относительная самостоятельность детского общественного объединения - характерная его особенность.