Лекция № 14. Характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.
При рассмотрении социально-культурной деятельности учреждений культуры важное значение имеет определение методов, средств и форм, составляющих в системе методику, которая позволяет субъекту достигать социально-педагогических целей в распространении социальной информации, знаний среди посетителей.
В воспитательном процессе, осуществляемом учреждениями культуры, методика классифицируется по преобладающему способу передачи информационно-просветительного материала, социального опыта (сущности содержания).
Различаются два вида этой деятельности:
o вербальная, в основе которой используется устное изложение (лекции, чтения, вечера, конференции, консультации, экскурсии, культбригады, представления и др.),
o визуальная, опирающаяся на наглядную информацию (плакаты, лозунги, реклама, стенгазеты, светозвуковые газеты, афиши, фотовитрины, стенды, выставки, музейные уголки и др.).
Вербальная социокультурная деятельность - это гибкая и оперативная система социальной педагогики, основанная на соучастии, сотворчестве, влияющая посредством живого слова на ум, чувства и волю людей с целью помочь личности самореализоваться, применять ею знания на практике.
Визуальная деятельность - это распространение информации, знаний с помощью наглядных средств. Визуальная социально-культурная деятельность, так же как и вербальная, является по своей сути педагогической деятельностью, имеющей целью влиять на сознание личности, ее социальное поведение, отношение к труду, окружающей природе, развивать у нее чувств справедливости.
Ведущий дидактический принцип, этой социальной, культурной деятельности - наглядность, предполагающая демонстрацию тех или иных предметов или их изображений, формирование в сознании человека их образов.
Визуальная социально-культурная деятельность - это образное, легко воспринимаемое художественно средство воспитательного процесса. Оно получило развитие в конце XIX - начале XX вв., когда народные чтения, литературно- музыкальные вечера иллюстрировались «туманными картинами», «волшебным фонарем», плакатами, газетами, картами и т.д.
Формы и методы визуального информирования в учреждениях культуры делают материал более доступным восприятию, содействуют глубокому его запоминанию и переосмыслению предшествующего опыта.
Вместе со становлением и развитием воспитательного процесса совершенствовалось использование в нем наглядных форм, методов и средств социально-культурной деятельности: ушли в прошлое одни методы (например, «волшебный фонарь»), появились другие - кино, слайды, видеоклипы, т.д. Однако архитектура, фрески, пластика и ритм движений, свет, музыка, хоровое пение представляются универсальными методами влияния на личность.
Сегодня визуальное информирование и просвещение прочно вошло в жизнь учреждений культуры. Основу его содержания составляют распространение и разъяснение актуальных задач экономического, политического, духовного и нравственного развития общества.
Учитывая специфику социально-культурной деятельности, предлагается методом определять способ направленного взаимообмена информацией, знаниями с личностью.
С точки зрения влияния социально-культурной деятельности на сознание, чувства и действия, различаются методы рациональные, эмоциональные и практические.
Рациональные методы, основанные на передаче и усвоении знаний, предполагают изложение, разъяснение материала. Они дают систему знаний. Эмоциональные методы - использование иллюстрирования (кинофотоматериалов, музыкальных, литературных, наглядных материалов), театрализации, зрелищ.
Практические методы - упражнение, самостоятельная работа по сбору, анализу и обработке информационно-просветительного материала для организации мероприятий, оформление клуба, библиотеки, экспозиции музея, уголки экологии, ведение летописей сел, городов, предприятий, показ положительного и негативного примера и т.д. Именно эти методы развивают познавательные и практические качества личности. Они позволяют органически сочетать просвещение, связанное с сформированием знаний, и воспитание с их применением на практике. Конкретное применение разнообразных научно обоснованных методов - важное условие активизации социально-культурной деятельности учреждений культуры.
Методы осуществляются с помощью средств, т.е. предметов или действий, посредством которых культработник распространяет информационный материал. Средствами социально-культурной деятельности могут быть слово, виды и жанры искусства (хореография, музыка, изобразительное искусство и др), литературы, cредства массовой информации, кино, аудиовизуальные материалы, технические приборы, компьютеры и т.д., придающие социальной информации особую выразительность и эмоциональную окраску.
Для социокультурного работника особую важность представляет использование устного слова, дающего возможность видеть его непосредственный эффект и, если необходимо, корректировать в зависимости от реакции на него людей. В этом специфика и преимущество устного слова перед другими средствами воспитательного воздействия. Умение общаться с людьми, выяснять их проблемы, запросы посредством устного слова важно именно в настоящий период демократизации и гласности, когда люди учатся отстаивать свои позиции.
Каждое средство служит конкретному содержанию информации. В социально-культурной деятельности клуба, библиотеки, парка, музея особого внимания заслуживает умелое сочетание рационального и эмоционального, научного исследования и художественного видения действительности.
Наука и искусство как средства познания жизни и воспитания взаимодополняют и обогащают друг друга. Наука обобщает знания путем достижения все более высоких ступеней абстракции и используется в рациональных методах воздействия. Искусство добивается тех же целей путем типизации. Оно развивает научную зоркость, воображение, необходимое для духовного обогащения личности. Искусство применяется в наибольшей мере в эмоциональных методах. Умелое использование рационального и эмоционального аргументирования в социально-культурной деятельности может стать значительным резервом воспитательного влияния на посетителя учреждения культуры. Использование рационально-логических (текст, цифры) и эмоционально образных (предметы искусства) средств в их интеграции позволяет визуальной социокультурной деятельности выполнять воспитательные задачи - широко освещать местные события, факты, утверждать нравственные и духовные ценности.
В визуальной социокультурной деятельности внимание посетителя учреждения культуры в первую очередь привлекает иллюстративный материал, затем текстовый. Поэтому иллюстративный материал призван отвечать эстетическим требованиям современного человека, что создает определенный эмоциональный настрой.
Эффективность воспитательного воздействия социально-культурной деятельности во многом зависит от выбора организатором форм как важных приемов выражения содержания деятельности учреждения культуры.
Форма - это сочетание способа и средств организации процесса социально- культурной деятельности, обусловленное его содержанием.
Специфика вербальных форм деятельности учреждений культуры состоит в том, что они используются в условиях контакта, общения, взаимовлияния людей друг на друга, что облегчает понимание фактов, событий, помогает выработке практических действий, побуждает личность к самовоспитанию.
Перемены в обществе требуют новых форм социально-культурной деятельности: отказа от назидательных, заорганизованных форм в просвещении, вступления в диалог, свободных дискуссий между представителями общественных и политических течений, ассоциаций, смещения акцентов с догматизма на творчество и инициативу, с пассивности на созидание, возрождение гражданского общества, культуры, нравственности и свободной мысли.
Визуальная социально-культурная деятельность решает воспитательные задачи своими специфическими формами. Их материальной основой являются планшет, транспарант, стенд, стеллаж, витрина и т.д. От содержания зависит конструктивное решение той или иной формы. Как правило, формы визуальной социокультурной деятельности различаются по художественному оформлению: однотоновые, двухтоновые, многоцветные, текстовые с использованием эмоционально-образных средств. Визуальный материал, сочетающий рационально-логические и эмоционально-образные средства в разнообразных формах, усиливает познавательную активность личности.
В основу классификации сложившихся форм социально-культурной деятельности положен признак доминирующего влияния на рациональную или эмоциональную сторону сознания личности, на активное или пассивное участие в этой деятельности. Соответственно формы подразделяются на информационные, художественные, просветительные, социально-практические.
Информационные формы используются для распространения сообщений об актуальных фактах и событиях, которые анализируются и излагаются в определенной последовательности. Этой группе сообщений соответствуют вербальные формы: информация, обзор событий, литературы, беседа, консультация, митинг. Так, обзор событий помогает социокультурному работнику не только информировать аудиторию о новыx явлениях и фактах, появившихся в жизни села, района, города, но и комментировать их как события, осуществляемые в связи с внедрением рыночной экономики, с переходом к разнообразным видам собственности, с предоставлением товаропроизводителям самостоятельности, демократизацией общественной жизни.
Разновидность такого обзора - информационный час, организуемый на производстве. Эта форма позволяет оперативно освещать важнейшие вопросы развития производства, помогает рабочим активно включаться в решение вопросов демократизации производственно-экономических отношений.
Возрастают требования к обзорам литературы, которые проводят работники библиотек. Читатели далеко не одинаково воспринимают содержание одной и той же книги, имеют разнообразные вкусы. Различаются три основные категории читателей: те, кто имеет конкретные запросы, те, кого интересует определенная область знаний, и начинающие читатели, еще не определившие свои интересы. Исходя из этого, важно активизировать индивидуальные формы работы с читателем, консультации о выборе литературы, беседы.
Современный человек ставит перед учреждением культуры широкий круг вопросов: о воспитании детей, как вести домашнее хозяйство, заботиться о здоровье, окружающей среде в соответствии с достижениями науки и др. Решать эти вопросы помогают консультации с приглашенными специалистами - педагогами, психологами, юристами, агрономами, садоводами, медицинскими работниками и др. Их информация, процесс обсуждения помогают уяснить многие проблемы.
В настоящее время, когда в обществе происходят значительные преобразования и информационная деятельность имеет эмоционально-критический настрой, популярны митинги и их разновидности - митинги-концерты, митинги-вечера в праздничные дни и др. В настоящее время учреждения культуры стремятся организовывать эту форму работы, акцентируя внимание на жизненно важных проблемах гражданского мира, социальной справедливости, охраны окружающей среды и др., подбирают ораторов, отличающихся красноречием, логикой изложения, эмоциональностью.
С учетом психологических факторов и социально-педагогических целей дифференцируются и формы визуальной деятельности. Различаются формы визуального информирования, построенного на позитивной апелляции: транспарант, информационный плакат, реклама. В новых условиях, ориентированных на поощрение активности, заинтересованности в результатах труда, огромное значение придается хорошо налаженной рекламе. Реклама помогает распространению информации о деятельности учреждений культуры с целью воздействия на потенциального и реального потребителя продукции духовной и материальной культуры.
Как самостоятельная форма визуального информирования плакат непосредственно обращен к личности, ее конкретной деятельности, целям и средствам их достижения. Искусство плаката - это искусство выражения лаконичными и эмоциональными средствами основной социально-педагогической идеи. Информационный плакат - это синтез слова и изображения, создающий художественный образ различными жанрами изобразительного искусства, графики, фотографии.
Клуб, библиотека в визуальном информировании используют также разновидности плаката. Правдивость, аргументированность рекламы создают благоприятную психологическую атмосферу в распространении информации.
Другая группа - художественных форм - включает сообщения о наиболее актуальных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия. Данные сведения содержатся в таких художественно-документальных, публицистических, вербальных формах, как выступления культбригад, многообразные клубные, семейные вечера отдыха, массовые представления, зрелища, шоу-программы, литературные вечера, творческие встречи с учеными, писателями, художниками, актерами, представителями духовенства.
Специфика этих форм состоит в том, что помимо сообщения они обязательно имеют художественную иллюстрацию, позволяющую раскрыть основную идею наиболее ярко, доступно и убедительно. Организация систематической деятельности культбригад, направленной на защиту социальных интересов и прав личности, окружающей среды, в значительной мере определяет эффективность их влияния.
Клубные вечера, на которые приглашаются специалисты, новаторы производства, предприниматели, бизнесмены, менеджеры и др., широко использующие документальный, фактический материал с художественной интерпретацией событий и фактов, научно-техническую мысль, новые идеи, призваны развивать инициативу, активную жизненную позицию, реализовать потенциальные возможности личности.
Наиболее действенная художественная форма социально-культурной деятельности в парке культуры и отдыха, клубе - массовое представление, зрелище, в котором среди других выделяется метод театрализации, обеспечивающий единство интеллектуального и эмоционального, красочность и эстетическое наслаждение. На массовом представлении специалист социально-культурной деятельности устанавливает прямой контакт со зрителями, создает атмосферу непринужденного общения, способствующего обмену конкретно-познавательными, философскими, этическими идеями между представителями разных поколений. Созданные на представлении художественно-обобщенные образы, выступления приглашенных на праздник людей, раскрывающие нравственный облик человека, содействуют развитию сознания, здоровых потребностей, стремлению подражать идеалу, что обеспечивает поведение, адекватное интересам общества.
К просветительным формам относятся формы, имеющие в своей основе научные знания и отражающие проблемы социально-экономических, политических, естественных, технических наук. Данная группа форм ориентирована на более высокий уровень деятельности учреждении культуры и включает лекции, диспуты, дискуссии, конференции, чтения, экскурсии в музеи, месячники книги, заседания клубных объединений, ассоциаций, инициатив, занятия воскресных школ, школ культуры, экономистов, менеджеров и др.
Одной из испытанных форм просвещения - лекции - свойственно системное, доказательное, аргументированное изложение материала с определенной воспитательной целью. Однако в последнее время лекция утратила популярность во многих учреждениях культуры. Причина этого не только в слабой методике организации лекций, но и формальном подходе к лекционной деятельности учреждений культуры, исключении из нее художественных методов иллюстрации, дискуссии.
Лекция не будет иметь стереотипный характер, если помимо глубокого содержания в ней учитывается создание такой психологической обстановки, когда лектор и аудитория чувствуют себя непринужденно, свободно общаются в зале. Посетитель, ощутивший усталость при восприятии материала, может подойти к выставке с книгами или буфетной стойке с прохладительными напитками, где есть возможность отдохнуть. Для членов семьи в соответствии с их возрастом и запросами одновременно используются камерные формы: комната сказок, музыкальная гостиная и т.д. Педагогически правильно проведенная лекция помогает овладеть необходимыми основами знаний с минимальной затратой времени. Обновление общества осуществляется через конкретный опыт, осознание и понимание этого процесса, через изменение позиций с учетом реалий действительности. Воспитанию самостоятельного творческого мышления способствуют как содержание лекции, так и формы общения и взаимодействия с личностью.
Наряду с лекциями, конференциями главными формами, развивающими мышление, являются дискуссии и диспуты.
Дискуссия есть попытка определить связи, существующие в мире, или узнать что-либо новое о природе этих связей и использовать найденные связи». Дискуссия - это форма коллективного мышления, поиска истины, разрешения проблемы методом обсуждения ее разнообразных аспектов. Ведущий дискуссию в процессе обсуждения и столкновения мнений, осваивая науку многостороннего согласования интересов, способствует выработке общего мнения.
Однако в деятельности ряда учреждений культуры прямой диалог между социальными группами, инициативными ассоциациями, творческие дискуссии подменяются мероприятиями, далекими от реальной жизни, что исключает учреждения культуры из процесса гуманизации общества. Постановка острых вопросов философии, истории, политологии требует от организатора просвещения глубоких знаний, взвешенности, такта, опоры на общечеловеческие ценности, неприятия всего, что не соответствует истине.
Клубы, библиотеки, парки культуры и отдыха, музеи широко применяют и такую форму просвещения, как народные чтения. Различаются общественно-политические, философские, экономические, юридические, педагогические, этические, экологические чтения, чтения, посвященные распространению научных знаний, чтения о жизни и деятельности крупнейших мыслителей, политических деятелей, ученых, поэтов, писателей, художников, артистов, композиторов, музыкантов и т.д.
В народных чтениях используются литературно-музыкальные композиции, грамзаписи, репродукции картин, фотографии, слайды, кинофильмы, видеоклипы, выставки, стенды - весь арсенал средств художественного влияния на человека.
Художественные методы, с одной стороны, оптимистические, пессимистические, элегические или иные переживания, с другой, - ориентируют личность на предпочтение общечеловеческих ценностей.
Моральная, гражданская ответственность специалиста социально-культурной сферы возрастает, когда он обращается к мемуарам, новому документальному материалу, добытому в архивах, музейных запасниках. Здесь необходим строгий научный анализ, недопустимы неточности, передержки, отход от правды. Народные чтения предполагают встречи, активную полемику, борьбу мнений, которые несут в себе высокий воспитательный заряд. Квалифицированное разъяснение «белых пятен» истории, литературы, неизвестных произведений, созданных религиозным сознанием, раскрытие истоков прогрессивных течений, традиций общества, показ конкретных примеров проявления человеческой мысли в действии, инициатива - таковы важные педагогические условия приобщения посетителей к духовным и нравственным ценностям.
Учреждения культуры привлекают к организации народных чтений лучших людей, известных знаниями, внутренней красотой и благородством, помогают им раскрыть свои способности и умения.
Особую воспитательную ценность представляют экскурсии в музеи, на выставки. Эта форма просвещения позволяет включить в познавательный процесс рациональный и эмоциональный факторы в их связи.
На экскурсии применяется метод рассказа экскурсовода, показ экспонатов из фондов музея, а также эмоциональные методы: прослушивание записи известных мыслителей, деятелей политики, науки, техники, литературы и искусства, наших современников; технические средства для усиления звуковых, световых и цветовых эффектов в экспозиционных залах.
Богатая по содержанию экспозиция, интересный и поучительный материал, привлечение к работе музея местных групп активистов содействуют созданию доверительной обстановки творческих обсуждений, сопереживаний, вызывают положительные эмоции, влияют не только на сознание, но и социальное поведение личности.
Действенные способы общения с людьми найдены специалистами клуба, библиотеки в комплексных просветительных формах - месячниках книги, клубных объединениях, воскресных школах, школах культуры, экономистов, менеджеров.
Месячники книги, сочетающие библиотечный опыт проведения читательских конференций, литературных вечеров, встреч с авторами произведений, тематических чтений, консультаций по основам библиографической грамотности значительно активизируют работу библиотек с книголюбами и издателями, распространителями книг.
В современных условиях возрастает воспитательная значимость клубных объединений, дискуссионных клубов, инициативных групп, молодежных центров досуга, имеющих стабильный состав аудитории, определенную внутреннюю организацию, инициативный характер работы. Многие учреждения культуры сотрудничают с неформальными объединениям и являются связующим звеном в работе с частью молодежи, которая не находит удовлетворения своих интересов в клубе.
Заседания клубных объединений дают личности возможность систематически овладевать знаниями в различных областях науки с учетом ее профессиональных наклонностей, социального опыта. Организаторы клубных объединений постепенно поднимает обыденный уровень сознания до высших общечеловеческих ценностей.
В клубных объединениях важное воспитательное значение имеет создание творческой атмосферы, когда идея становится своей, пережитой, прочувствованной. В нем применяются многообразные формы социально-культурной деятельности - лекции, беседы, обзоры литературы, вечера, встречи, конференции, диспуты, экскурсии, рационально используются такие источники научной и культурной информации, как книги, телевидение, радио, видео- и звукозаписи и др. Клубное объединение оперативно откликается на события и факты действительности, его деятельность сопряжена с жизнедеятельностью посетителей и может удовлетворять их познавательные интересы, восполняя пробелы в образовании и духовном развитии.
Доминирующая роль в просвещении, повышении самообразования личности принадлежит воскресным школам, школам культуры, экономистов, менеджеров, так как эти формы просвещения не только дают определенные знания, но и стимулируют посетителей к выбору тех или иных способов самостоятельной учебы. Они не повторяют систему образования, но вместе с тем несут в себе традиционные элементы обучения. Занятия здесь ведутся по программе, рассчитанной на определенный срок: один-два года. В школах осуществляется и своеобразный контроль за усвоением теоретического материала в форме организации выступлений слушателей с рефератами, докладами, их обсуждений, требующих научно-. исследовательского поиска, работы с литературой, что побуждает личность к самообразованию, саморазвитию.
Занятия с посетителями этих школ ведут творческие работники, учителя, специалисты хозяйства, управления и экономики, юристы. Их работа направлена на то, чтобы создать атмосферу подлинной заинтересованности личности в приобретении знаний в какой-либо области науки, культуры, учитывая профессиональные наклонности, социальный опыт, содействовать самореализации человека. Школы создают оптимальные условия не только для продолжения образования, переквалификации, но и способствуют приобретению человеком навыков квалифицированно выполнять социальные функции.
Специфическое место в воспитании занимает визуальное просвещение. Популярными его формами являются учебно-методический плакат, выставка, фотомонтаж, рекламный буклет. Они могут выступать как составными элементами вербальной социально-культурной деятельности - лекций, бесед, клубных вечеров, так и самостоятельными формами, распространяющими идеи демократизации общества, популяризирующими научные, производственные, культурные достижения в регионе.
Эффективно воздействуют на воспитание фотогазета или светозвуковая газета, оперативно освещающие местные события и факты и использующие средства эмоционального воздействия на посетителей.
Отражая в первую очередь проблемы регионального характера, визуальное просвещение сочетает конкретную общественную ситуацию с рациональным и эмоциональным аргументированием.
Современные требования к просвещению обусловливают необходимость творчески и дифференцированно распространять знания, утверждать нравственные и духовные ценности.
Приобретение социального опыта, упражнения, выполнение поручений, поездка в научные экспедиции за сбором материала являются характерными приемами в социально-практических формах, используемых учреждениями культуры. Задача социокультурного работника - дать не только знания, но и помочь человеку найти себя, сформировать духовные потребности, побудить к социальной самореализации личности. Опираясь на свои творческие достижения, человек участвует в подготовке и проведении массовых мероприятий, устраивает выставки своих работ, выступает с беседами перед населением. Приобретенные духовные ценности входят составным элементом в профессиональную, общественную, личную жизнь посетителя учреждения культуры.
Особую роль в развитии духовных начал личности, ее социализации играют стационарные социально-практические формы, действующие в учреждениях культуры: специальные уголки или комната, общественные музеи, вбирающие в себя весь комплекс рациональных и эмоционально-образных средств влияния на личность.
Появились в учреждениях культуры утолки и комнаты живой природы, где собираются любители садоводства, цветоводства, огородничества, рыбной ловли, охоты, устраиваются общения с друзьями, обмен опытом, организуются выставки произведений прикладного творчества (изделий из керамики, дерева, соломки, художественного литья, литографии, живописи, графики и т.д.), выставки плодов и предметов многообразных увлечений посетителей.
Учитывая социальные и практические интересы людей, клубы открывают комнаты психологической разгрузки, физической культуры и спорта, организующие соревнования, игры, походы, прогулки, кафе, где встречаются семьи, инициативные группы, ассоциации, комнаты обучения домоводству, рукоделию, шитью, техническому творчеству, дискомастерские, осуществляющие диско, видео, звукозапись, услуги по ремонту и эксплуатации технической аппаратуры.
Открываются музыкальные салоны и театральные гостиные, комнаты, где обучаются иностранным языкам, быстрому чтению, способствующие развитию инициативы и самоуправления, дающие общественным формированиям полную самостоятельность. Они явились важными формами обращения к личности, ее реальным интересам и запросам.
В современных условиях появились новые социально-практические формы, обогатившиеся новым содержанием, - благотворительные акции, акции милосердия для детей-сирот, больных, инвалидов, престарелых, деятельность спонсоров, меценатов, фондов культуры и искусства, связанная с оказанием помощи музыкантам, художникам, писателям, актерам, с укреплением материально-технической базы учреждений культуры, с реставрацией, восстановлением памятников истории и культуры, благотворительные концерты, конкурсы, лотереи, аукционы, ярмарки-распродажи произведений искусства и др.
Эти формы непосредственно привлекают внимание посетителей к общечеловеческим ценностям, пробуждают доброе, вдохновенное в личности, учитывая социально-демографические особенности различных групп населения.
В учреждениях культуры применяются и такие социально-практические формы, как деятельность автоклубов, поездов, пароходов благотворительности и милосердия, обслуживающих наименее социально защищенные группы населения. Эти акции милосердия развивают высокие моральные качества, вызывают изменение ориентации личности, способствуют ее самореализации.
Использование специфических, нетрадиционных форм социально-культурной деятельности поможет работникам учреждений культуры раскрыть способы воздействия вербально-визуального информирования и просвещения на сознание и поведение личности, применять методы активной педагогики для удовлетворения интересов, проявляемых человеком в свободное время. Успешно выполнять развивающую функцию учреждения культуры смогут лишь в том случае, если будут учитывать самоценность личности, право на свободное избрание каждым человеком приемлемой для него информации. В деятельности, рассчитанной на неорганизованных посетителей, работнику культуры необходимо начинать с информационных, художественно-публицистических форм. В мероприятиях среди подготовленной стабильной аудитории применяются просветительные и социально-практические формы, углубленная, долговременная, систематическая деятельность, опирающаяся на устойчивый интерес к той или - иной области знания, творчества, социального опыта. При этом важно сочетать использование всех модификаций форм с поиском новых и активных методов.
Большинство учреждений культуры применяют лишь отдельные организационные методы и формы социально-культурной деятельности. Это не заменяет целостной системы социально - культурной деятельности, предусматривающей конкретную методику их применения во всем процессе развивающего влияния. Создание такой системы, осуществляющей взаимодействие учреждений культуры и других социальных институтов, их взаимовлияние и согласованность способствует становлению гармоничной личности, противостоящей дезинформации и негативным явлениям, ответственной за гуманизацию отношений в обществе.