Анализ опыта применения современных форм социально-культурной деятельности на практике

В нашей работе особое внимание хотелось бы уделить такой форме современного досуга, как квесты. Квeсты (от английского слова «quest» – «поиск») – это разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока. Квесты, или активные городские игры, могут принимать различные формы и разные степени «активности». Это может быть что угодно: дневные и ночные игры, авто-экстрим (автомобильные игры и авто гонки), фото-экстрим, поисковые игры, спорт-экстрим, интерактивные игры и т. д. Квесты можно разделить по следующим основаниям, таким как, по степени реальности: реальные и виртуальные квесты. В основном квесты – это городские реальные игры, то есть предполагающие живое участие игроков в обозначенном игровом пространстве. Но существуют и виртуальные квесты, например: «Мозговой штурм». В этой игре участники разгадывают загадки и отвечают на вопросы, не отходя от компьютера: никаких заданий в реальной действительности выполнять не нужно. А также,по времени проведения: дневные и ночные квесты. Городские игры могут проводиться как в ночное время (такие как «Дозор», «Схватка», и другие), так и в дневное («Фотоохота»). И по продолжительности: короткие, среднедлительные и длительные квесты. Квесты могут продолжаться от нескольких часов («Схватка», «Дозор», «Зарница», и прочие) до 1 недели (например, «Мокрые войны»). По уровню сложности: элементарные (для новичков), продвинутые, гиперсложные квесты. По средству передвижения: пешие (все пешеходные экскурсионные квесты); автомобильные («Дозор», «Схватка», «Мегаквест» и другие). По возрасту квесты можно разделить на: подростковые, молодежные, универсальные. Для подросткового в основном ориентированы экскурсионные квесты с интересным маршрутом по достопримечательностям города. Некоторые квесты предназначены для молодежи (а именно «Мегаквест» – спортивно-интеллектуальная игра для студентов вузов). В остальные квесты играют люди без ограничения по возрасту.

По популярности квесты значительно уступают другим видам досуга. Это действительно так, потому что квесты практически не освещаются в печатной продукции, телевизионных программах и других средствах массовой информации. Основная масса участников узнает о городских играх через знакомых, но заинтересованные люди всегда найдут информацию о них в интернете. Кроме того, квесты являются приемлемой формой досуга только для достаточно узкой категории населения – прежде всего, работающей молодёжи (люди от 18 до 35 лет), что так же не позволяет говорить о них как о тотально популярной форме проведения свободного времени. Положительной характеристикой квеста, привлекающей людей к участию в городских играх, респонденты отметили нестандартность, нетрадиционность данного вида досуга, отличающегося от всех остальных. Отличительным признаком его является то, что участники не делятся по возрасту, полу, социальному положению. Этот аспект, безусловно, важен для современных людей разделённых социальными, материальными, профессиональными и прочими барьерами друг от друга в повседневной жизни. Поэтому пространство квеста воспринимается как пространство свободы, равных возможностей, независимости.

Квест – это игра для всех и каждого. Нетрадиционность и нестандартность квеста как отличительная и позитивная черта данного вида досуга также чрезвычайно важна для её поклонников. Уже общепризнанной является убеждённость в том, что эмоциональное состояние огромного количества современных людей характеризуется словом «скучание» или «скучно» – все виды досуга приелись, всё формы экстрима стали стандартными и привычными. Поэтому современный человек ищет такие формы развлечений, которые были бы для него новыми, а потому интересными. Квест как раз отвечает этим требованиям, во всяком случае пока.

Делая вывод, хотелось бы подчеркнуть, что социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства молодежи, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров. Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания веяний культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе мы попытались расставить некоторые акценты в проблематике свободного времени и досуга с точки зрения интересов молодежи. За пределами этой работы остались социальные аспекты: ведь в общий термин «молодежь» входят и рафинированные университетские круги, и схематизированные студенты творческих вузов, именее образованная часть студентов специальных учебных заведений, и рабочая молодежь, и другие социальные слои молодежи. Различные возрастные рамки тоже приводят к дифференциации интересов. Ведь нельзя же ожидать, что будут полностью совпадать интересы тинэйджеров и людей, перешагнувших 25-30 летний рубеж. Различные финансовые возможности тоже приводят к различию интересов. Разумеется, приведенные группы условны, и границы между ними размыты. Но едино стремление всех молодых людей организовать свой досуг в соответствии с имеющимися интересами и этим процессом необходимо руководить.

Проблема отсутствия интересов, наличие большого объема ничем не занятого свободного времени и выхода невостребованной энергии у другой группы молодежи очень актуальна. Несколько схематично звучат слова, что эти факторы приводят к наркомании, правонарушениям, деградации личности и просто к тому, что человек не вырастает полноправным членом общества.

Значит проблема творческого подхода к организации досуга молодежи это задача государственного уровня. И ее решение имеет общегосударственное значение. Поэтому ей надо уделять большое внимание на всех уровнях. Но все-таки наиболее эффективно, по нашему мнению, она решается на индивидуальном, личностном уровне. Поэтому надо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, стимулировать стремление молодых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем незанятое свободное время молодых людей. И в выигрыше от этого откажутся все. Ведь молодежь это не только активная, живая часть общества, но и его основа в будущем.

Заключения, которые были сделаны в процессе работы над курсовой работой, могут быть полезны всем, кто интересуется делами молодежи, работникам Дворцов культуры, школьным организаторам, руководителям спортивных секций, культурных центров и, конечно, самой молодежи.
Вот некоторые рекомендации.Во-первых, нужно уделять огромное внимание культурной политике молодежи и, в частности, досуговой деятельности: дискотекам, кружкам, секциям, культурно-досуговым программам, любительским объединениям. В руководстве должны стоять специалисты СКД – творческие, заинтересованные, образованные люди, следящие за современностью, идущиев ногу со временем, разрабатывающие новейшие программы, использующие новые технологии.

Во-вторых, досугу должно уделяться огромное внимание со стороны государства.

В-третьих, финансирование досуга – одна из проблем политики государства, она должна решаться в сторону досуга и быстрее. В-четвертых, инициатива, творчество, энтузиазм, талант, целеустремленность должны приветствоваться и поощряться как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. И наконец, в молодежи должны пропагандироваться активность, решительность, движение.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреева Г. М. Социальная психология – М.: Аспект пресс, 2000. – с.137 – 303.

2. Бестужев – Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи – М.: Политиздат, 2001

3. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы– М.: Просвещение, 1994. м с. 41-86.

4. Вишняк А. И. Тарасенко В. И. Культура молодежного досуга– Киев: Высшая школа, 1999. – с.53.

5. Воспитательная деятельность клубных учреждений. – М: НИИ культуры, 1983 – с. 3-62.

6. Грушин Б. С. Творческий потенциал свободного – М: Профиздат, 1980. – с. 5-27.

7. Горбатова И. И., Каменец А. В. Деятельность клубов / Аналитеческий обзор. – М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 1994. – с. 35.

8. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. – М., 2002. № 7. – с.10-13.

9. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 2001. – с. 49.

10. Дискин И. Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. – М.: Экономика, 1990. – с. 107.

11. Ерасов Б. С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 1997. – с.196-233.

12. Ерошенков И. Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия – М.: НГИК, 1994. – с. 32.

13. Жарков А. Д. Организация культпросвет работы. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1989. – с. 217-233.

14. Иконникова С. Н. Диалоги о культуре – М.: Лениздат, 1987. – с.167.

15. Каменец А. В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях – М.: МГУК, 1997. – с. 41.

16. Кисилева Т. Г., Красильникова Ю. Д. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект. – М., 1991 – с. 45.

17. Кисилева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 1995. – с. 136.

18. Клуб: Культура досуга. – М.: Профиздат, 1987. – с. 184.

19. Клюско Е. М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. – М.: НИИ культуры, 2000. – с.31-33.

20. Кулагин И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001. – с.163-400.

21. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А. Д., Чижикова В. М. – М.: Издательство МГУК, 1981. – с. 48.

22. Мансуров Н. С. Теоретические предпосылки программирования развития личностной активности – М.: Просвещение, 1976. – с. 40-43.

23. Мосалев Б. Г. Досуг – М.: Изд-во МГУК, 2003. – с. 85.

24. Новаторов В. Е. Организаторы досуга. – М.: сов. Россия, 1987. – с. 62.

25. Петрова З. А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1990. – с. 92-108.

26. Программа социальных реформ в российской федерации на период 1996-2000 годов / Российская газета. – 1997. – с. 2-3.

27. Социология: Учебное пособие./Под.ред. Тадевояна Э. В. – М.: Знание 1995. – с.141-163.

Наши рекомендации