Характеристика форм социально-культурной деятельности Эпохи Просвещения

Введение

Выбрав данную эпоху, я с удивлением для себя, провела множество

параллелей того времени с современностью. Представители Просвещения в

своих политических, философских, культурологических взглядах отстаивали

могущество разума и свет знаний, которые должны победить тьму

невежества, заблуждений и предрассудков. Путь преодоления социальных

бед и неравенства, обеспечения царства свободы, равенства, всеобщего

счастья просветители видели в «просвещении умов». Они отвергали насилие

и неравноправие, призывали к веротерпимости и равенству. Их идеалом

было свободомыслие (вольнодумство), неприятие каких-либо догм,

Критическое отношение к любым авторитетам. Эпоха Просвещения оказала

Огромное влияние на современность. Идеалы того времени мы можем

Услышать и по сей день из уст окружающих нас людей. Примером тому

Может послужить дух сомнения и скептицизма, присущий той эпохе. Однако,

Причины испытывать подобные чувства у современных людей сегодня,

безусловно, другие.[1]

Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии философии и

Культуры человечества. Её начало связывают с 1718 годом, когда в Париже

Была осуществлена первая постановка трагедии «Эдип» Вольтера.

Вольнодумная, критическая трагедия отразила кризис христианского

Самосознания в духовной жизни Франции первой четверти XVIII века.

Выдающийся представитель Французского Просвещения Вольтер (1694–

Отличался острым умом, разносторонними способностями и

Энциклопедическими познаниями. Вольтер – поэт, драматург, историк,

Философ, физик, публицист, политический деятель.

Всю свою жизнь Вольтер боролся за уничтожение духовного рабства,

Выступал за свободу вероисповедания, печати, слова, утверждая, что

Справедливый общественный порядок может быть тогда, когда он основан на

Свободе и равенстве. Ненавидя всякую тиранию, он считал необходимым

Ограничить власть короля, однако верил в силу «просвещенной монархии».

Главным социальным злом Вольтер признавал церковь, которая обманывала

Народ. В то же время он верил в Бога: Бог – перводвигатель, законодатель

Вселенной, ее высшее разумное начало, вера в Бога нужна как основа морали

И узда для народных масс.

Жан – Жак Руссо (1712–1778) с детских лет много трудился, познал нужду,

Унижения, сменил много профессий.

По мнению Руссо, первым нарушением и попранием «естественных прав»

Человека стало возникновение частной собственности. Вся история

Человечества после этого – дальнейший рост неравенства, что привело к

Угнетению бедных богатыми, слабых сильными. Однако Руссо признавал

Частную собственность, основанную на личном труде. Соглашаясь, что

Уничтожение частной собственности преждевременно, Руссо полагал,

Что это зло может быть уменьшено путем введения законов против

Излишней роскоши. Он не был материалистом, считая, что

Материальный мир вторичен, что материальный мир вторичен,

Рожден Богом. Признавая объективное, независимое от человеческого

Сознания, существование материи, Руссо исключал возможность

познания мира[2].

Дени Дидро (1713-84) — французский философ-просветитель, писатель,

иностранный почетный член Петербургской АН (1773). Основатель и

редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел»

(тома 1-35, 1751-80). Великая Энциклопедия Дидро стала первым научным

изданием, содержащим не только чисто техническую информацию,

рассчитанную на профессионалов, но и философские рассуждения, что и

послужило одной из основных причин столь яростного неприятия властью

этой книги. Во многих статьях, например в статье «Свобода»,

принадлежащей самому Дидро, высказывались достаточно смелые взгляды

на жизнь, которые не могли понравиться правительству Франции.

Вывод:Вся идеология Просвещения была созданием философов-просветителей. Философия XVIII века развивалась в тесном единстве и сотрудничестве с наукой и естествознанием. Просветители отрицали феодальным строй и стояли за права человека: свободу личности, слова, совести, равенство перед законом, право на борьбу против угнетения, а также за неприкосновенность частной собственности.

Характеристика форм социально-культурной деятельности Эпохи Просвещения

Художественная культура эпохи Просвещения развивалась весьма успешно. Искусство XVIII века выступает во многом прямым продолжением века предыдущего. Основными стилями по-прежнему остаются классицизм и барокко. В то же время наблюдается внутренняя дифференциация искусства, его дробление на растущее число тенденций и направлений, которые выглядят не очень четкими, размытыми. Возникают новые стили, в частности, рококо и сентиментализм.

В целом искусство XVIII века – по сравнению с предыдущим – представляется менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Оно демонстрирует ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным, избранным и возвышенным. В нем заметно усиливается тяга к гедонизму, дух удовольствия и наслаждения. Вместе с тем искусство становится более естественным, ближе к реальной действительности. Более того, оно все больше вторгается в социальную жизнь, борьбу и политику, становится ангажированным.

БароккоXVIII века не дало фигур, равных по масштабу и значимости Рубенсу. Будучи «большим стилем» эпохи абсолютизма, оно постепенно утрачивает свое влияние, и к середине XVIII века его все больше теснит стиль рококо, который иногда называют выродившимся барокко.

Наибольшее распространение рококополучило во Франции. Одним из самых известных его представителей является художник О. Фрагонар (1732–1806). Он продолжает линию Рубенса, что находит проявление в его чувственном восприятии цвета и особом внимании к красоте женской плоти, волнующим телесным формам. Ярким примером в этом плане является картина «Купальщицы», выражающая настоящий апофеоз жизни, чувственной радости и наслаждения. В то же время изображаемые Фрагонаром плоть и формы предстают как бы бестелесными, воздушными и даже эфемерными. В его произведениях на передний план выходят виртуозность, изящество, изысканность, световые и воздушные эффекты. Именно в таком духе написана картина «Качели».

Сентиментализм, возникший во второй половине XVIII века, явился первой оппозицией просветительскому обожествлению разума. Он противопоставил разуму культ естественного чувства. Одним из основателей и главных фигур сентиментализма стал Ж.‑Ж. Руссо. Ему принадлежит известное высказывание: «Разум может ошибиться, чувство – никогда!» В своих произведениях – «Юлия, или Новая Элоиза», «Исповедь» и др. – он изображает жизнь и заботы простых людей, их чувства и мысли, воспевает природу, критически оценивает городскую жизнь, идеализирует патриархальный крестьянский быт.

Самые великие художники XVIII века выходят за стилевые рамки. К ним относятся прежде всего французский художник А. Ватто(1684–1721) и испанский живописец Ф. Гойя(1746–1828).

Творчество Ватто находится ближе всего к стилю рококо. Поэтому его иногда называют гением эпохи рококо. В то же время в его произведениях ощущается влияние Рубенса и Ван Дейка, Пуссена и Тициана. Он по праву считается предшественником романтизма и первым великим романтиком в живописи. Ж. Кокто сравнивает Ватто с Моцартом. Все это делает творчество французского художника исключительно сложным и многозначным. Главными темами его произведений являются природа и женщина, любовь и музыка. Ватто стал одним из самых великих живописцев человеческой души, ее незримых глубин и тончайших переливов. Он создал удивительную музыкальную живопись, как бы вибрирующую и пульсирующую. Она отмечена яркой театральностью. В ней сочетается реальное и воображаемое, серьезное и смешное, радость и грусть. В картине «Утренний туалет» Ватто изобразил чудесную обнаженную девушку. Полотно «Пьеро» посвящено итальянскому комедианту. Самым знаменитым произведением художника считается картина «Паломничество на остров Киферу».

Не менее сложным и многогранным является искусство Ф. Гойи. Своим творчеством он продолжает реалистическую тенденцию Рембрандта. В его произведениях можно обнаружить влияние Пуссена, Рубенса и других великих художников. Вместе с тем его искусство органически слито с испанской живописью – в особенности с искусством Веласкеса. Гойя принадлежит к числу живописцев, творчество которых имеет ярко выраженный национальный характер.

Гойя успешно творил практически во всех жанрах живописи. Будучи придворным художником, он создал великолепные портреты членов королевской семьи. Среди них можно выделить «Портрет королевы Марии-Луизы». В портретном жанре им также созданы такие шедевры, как «Маха на балконе», «Портрет Сабасы Гарсия». На многих полотнах Гойи изображены простые люди – труженики, сцены из народной жизни, прекрасные испанские пейзажи[3].

Особенно необходимо выделить музыкальное искусство, переживавшее в XVIII веке невиданный подъем и рассвет. Если XVII век считается веком театра, то XVIII век можно по праву назвать веком музыки. Ее общественный престиж возрастает настолько, что она выходит на первое место среди искусств, вытеснив оттуда живопись.

Музыку эпохи Просвещения представляют такие имена, как Ф. Гайдн, К. Глюк, Г. Гендель. Из числа великих композиторов пристального внимания заслуживают И.С. Бах (1685–1750) и В.А. Моцарт (1756–1791).

Бах является последним великим гением эпохи барокко. Он успешно творил практически во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Его музыка намного определила свое время, предвосхитив многие более поздние стили, включая романтизм. Творчество Баха составляет вершину искусства полифонии. В области вокально-драматической музыки самым знаменитым шедевром композитора является кантата «Страсти по Матфею», повествующая о последних днях жизни Христа. Наибольшую славу Баху при жизни принесла органная музыка. Здесь он не знает себе равных. В области музыки для клавира гениальным творением композитора является «Хорошо темперированный клавир», представляющий собой своеобразную энциклопедию стилей музыки XVII–XVIII веков.

Австрийский композитор В.А. Моцарт входит в число величайших гениев мирового искусства. Он принадлежит к венской классической школе. Его музыку отличают классическая, прозрачная ясность и пронзительная чистота звучания. Однако его творчество выходит за рамки какого-либо определенного стиля. В его произведениях принципы классицизма сочетаются с эстетикой сентиментализма. В них также присутствуют изящество, легкость, изысканность и нежность галантного стиля.

В то время Моцарт являлся предшественником романтизма – первым великим романтиком в музыке. Его творчество охватывает почти все жанры, и повсюду он выступает смелым новатором. При жизни Моцарта наибольшим успехом пользовались его оперы. Наиболее известными среди них являются «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Особого внимания заслуживает также «Реквием». Однако настоящая слава пришла к Моцарту после его смерти. Он стал символом невероятной одаренности, непревзойденной гениальности, беззаветной преданности искусству[4].

Что касается архитектурного искусства, то в эпоху Просвещения оно претерпело значительные изменения. Если в XVII веке основное внимание архитекторов было обращено на фасадную часть здания, то теперь главным становится интерьер. Прямую линию в очертаниях предметов, которая стала казаться слишком строгой, заменила кудрявая, волнообразная линия, характеризующая стиль рококо. Этот стиль культивирует сложнейшие резные и лепные узоры, завитки, маскиголовки амуров. В убранстве помещений большую роль играют рельефы и живописные панно, а также многочисленные зеркала.

Прогрессивные тенденции в изобразительном искусстве нашли выражение в увлечении античностью. Архитекторы Габриель, Суфло, В. Луи во второй половине XVIII века создали грандиозные постройки в античном стиле. Это Пантеон в Париже, театр в Бордо, Малый Трианон в Версале. Для них характерны простота, гармония и пропорциональность всех частей архитектурной композиции.

Вывод.Эпоха просвещения имеет фундаментальное значение для последующей истории Западной Европы. Она стала временем дробления искусства на растущее число тенденций и направлений. В это время было создано много различных шедевров мирового искусства в различных стилях (барокко, рококо, сентиментализм, классицизм). С одной стороны, искусство XVIII века выступает во многом прямым продолжением века предыдущего, но в то же время оно предстает более легким, воздушным и поверхност

Наши рекомендации