Подтверждение соответствия занимаемой должности
Г. Екатеринбург
Цель программы:
§ Стратегическая цель: реализация трех ключевых направлений модернизации образования – его доступности, качества и эффективности через создание высококачественной, результативно функционирующей и эффективно развивающейся школы.
§ Тактическая цель: повышение профессиональной компетентности учителей через экспертизу учебной деятельности, результатов учебного процесса, мониторинг образовательного процесса, изучение, обобщение.
Задачи:
§ Научное сопровождение инновационной, экспериментальной, научно-исследовательской деятельности в школе.
§ Реализация основных образовательных программ.
§ Внедрение в практику прогрессивных управленческих и педагогических образовательных технологий.
§ Совершенствование планирования.
§ Совершенствование видов и форм диагностики и контроля.
§ Активизация работы ШМО, опытно-экспериментальной работы педагогов по ведущей методической теме школы: «Использование современных образовательных технологий в целях повышения качества лицейского образования в контексте введения ФГОС».
§ Совершенствование аналитической деятельности.
§ Совершенствование информационного обеспечения.
§ Совершенствование организации исследовательской деятельности учащихся.
Функции управления:
§ информационно-аналитическая функция управления - анализ ресурсного обеспечения образовательного процесса школы; анализ внешней и внутренней среды; анализ качества образовательных услуг школы, создание аналитического обоснования стратегического планирования (оценка перспектив), выход на проблемно-ориентированный анализ;
§ мотивационно-целевая функция управления – постановка целей; оценка (корреляция) целей; определение приоритетных целей (выделение подзадач); мотивация участников образовательного процесса на принятие целей;
§ планово-прогностическая функция управления – стратегическое планирование; тактическое планирование; оперативное планирование;
§ организационно-исполнительская функция управления – организация деятельности, работа по подготовке школьного коллектива к деятельности: проектирование и конструирование основных направлений деятельности, концентрация усилий, распределение ролей, создание ситуации успеха, положительной мотивации, стимулирование творческой деятельности, выбор технологий; формирование потребностей и мотивов деятельности у участников образовательного процесса; стимулирование деятельности;
§ контрольно-диагностическая функция управления – контроль осуществления образовательных услуг: накопление данных о результатах образовательной деятельности; анализ и оценка результатов;
§ регулятивно-коррекционная функция управления – регулирование образовательной программы в ходе её реализации, внесение оперативных корректив в процессе реализации образовательных услуг.
Направления деятельности
Аттестация педагогических кадров
Аттестация педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится в целях:
- подтверждения соответствия занимаемой должности;
-установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).
Подтверждение соответствия занимаемой должности
Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится в отношении работников, не имеющих первой или высшей квалификационных категорий. В отношении педагогических работников, имеющих вторую квалификационную категорию, до окончания срока ее действия такая аттестация не проводится. Необходимость и сроки представления педагогических работников для прохождения аттестации определяет работодатель.
Аттестации независимо от отсутствия квалификационной категории не подлежат:
педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
беременные женщины, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из отпусков.
Остальные педагогические работники не имеют права отказаться от прохождения аттестации. Такой отказ считается нарушением трудовой дисциплины, соблюдение которой является обязанностью каждого работника. За совершение дисциплинарного проступка (т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей) работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).
В отношении педагогических работников, подлежащих аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, в образовательном учреждении должен издаваться распорядительный акт. В нем можно определить список педагогических работников, подлежащих аттестации, а также дать соответствующие поручения по подготовке представлений в аттестационную комиссию, ознакомлению с ними педагогических работников и другие необходимые распоряжения.
Решение аттестационной комиссии о соответствии педагогического работника занимаемой должности оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист.
Работник, признанный по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, может быть уволен. При этом увольнение работника является правом, а не обязанностью работодателя.
Увольнение работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности
В случае принятия решения о расторжении трудового договора с работником вследствие его недостаточной квалификации работодатель должен руководствоваться п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Необходимо также учесть, что при увольнении педагогических работников по данному основанию трудовым законодательством установлены для них следующие основные гарантии:
увольнение допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния здоровья (ч. 3 ст. 81 ТК РФ);
не допускается увольнение работника в период его временной нетрудоспособности и пребывания в отпуске; беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до восемнадцати лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (ст. 261 ТК РФ);
увольнение работников, являющихся членами профсоюза, производится с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 2 ст. 82 ТК РФ).
Кроме того, в целях соблюдения требований трудового законодательства необходимо руководствоваться разъяснениями, которые содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (ред. от 28.12.2006).
Аттестация педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, проводится на основании заявлений педагогических работников.
Порядком аттестации не предусмотрены централизованные сроки подачи заявлений, а также период проведения аттестации в течение года.