III. Урок применения знаний, навыков и умений.

Примерная струк­тура урока данного типа:

1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания.

2. Мотивация учебной деятельности школьников, сообщение те­мы, цели и задач урока.

3. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.

4. Самостоятельное выполнение учащимися задания под конт­ролем и с помощью учителя.

5. Обобщенней систематизация учащимися результатов работы.

6. Отчет учащихся о способах и результатах выполненной ра­боты и теоретическая интерпретация полученных результатов (формулирование выводов).

7. Итоги урока и домашнее задание.

IV. Урок обобщения и систематизации знаний. На уроках этого типа систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Обобщающие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений, чтения отдельных мест из учебника или беседы учителя с учащимися.

В уроке систематизации и обобщения можно выделить следующие структурные звенья, или этапы:

1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

4. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвое­ние соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

V. Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений. Такие уроки позволяют учителю выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

Структура урока этого типа будет пример­но следующей:

1. Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока.

2. Проверка знания учащимися фактического материала и уме­ния раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явле­ниях.

3. Проверка знания учащимися основных понятий (законов), и умений объяснять их сущность, приводить наиболее убедитель­ные аргументы к своим суждениям и примеры.

4. Проверка глубины осмысления учащимися знаний и степе­ни обобщения их.

5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях.

6. Применение знаний в измененных (нестандартных) усло­виях.

7. Проверка, анализ и оценка выполненных заданий.

8. Итоги урока и сообщение домашнего задания.

VI. Комбинированный урок. Имеет две или несколько равных по своему значению образовательных целей. Например: проверка ра­нее усвоенных знаний и усвоение новых, обобщение и системати­зация знаний и усвоение навыков и умений, проверка знаний, на­выков и умений и применение их на практике в нестандартных си­туациях. Таких комбинаций может быть много.

Примерная структура комбинированного урока:

1. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

2. Мотивация учения школьников и сообщение темы, цели и задач урока.

3. Восприятие и осмысление учащимися нового учебного мате­риала.

4. Обобщение и систематизация знаний.

5. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

Как видим, обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков являются организационный этап (мотивация учения школьников и сообщение темы, цели и задач урока) и подведение итогов урока с сообщением домашнего задания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В истории образования неоднократно предпринимались попытки прямого перенесения лекционно-семинарской (вузовской) системы в общеобразовательную школу, которые, однако, себя не оправдали. В чем вы видите причины невысокой эффективности данного нововведения?

2. Почему при обучении любому учебному предметы проводятся уроки разных типов?

3. Дайте определение самостоятельной работы учащихся. Чем она отличается от самообразования?

4. Есть две точки зрения на домашние задания: они необходимы — они не нужны. Какой точки зрения вы придерживаетесь? Почему?

5. Почему в учебном процессе необходимо использовать разные формы организации обучения?

Наши рекомендации