Рекомендации по выбору темы дипломной работы
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии
Кафедра социальных технологий
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
(Учебно-методическое пособие)
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
по специальности 040101.65 «Социальная работа (специалист)»
МОСКВА 2011
УДК 371.26:36
ББК 60.561.7 +74.58
П 44
Учебно-методическое пособие разработано авторским коллективом в составе: Дубровская Т.А., д.и.н., профессор, Макаров В.Е, к.в.н., профессор., Сизикова В.В, к.п.н., доцент., Тюрина Н.А., к.пс.н. доцент, Моздокова Ю.С д.п.н., профессор., Красильников Ю.Д., к.п.н., доцент / Под редакцией профессора Т.А. Дубровской. – М., 2008.
Рецензенты:
Григорьев С.И., доктор социологических наук, профессор
Павленок П.Д.. доктор философских наук, профессор
Учебно-методическое пособие обсуждено и рекомендовано к изданию на заседании кафедры социальных технологий факультета социальной работы, педагогики и ювенологии.
Протокол № 6 от «13 ноября » 2008 г.
Учебно-методическое пособие рекомендуется студентам, выполняющим выпускную квалификационную (дипломную) работу по специальности 040101 -социальная работа, а также научным руководителям, обеспечивающих их руководство, а также рецензентам, кто их рецензирует и включает необходимую информацию для квалифицированной деятельности студента по подготовке дипломной работы на факультете социальной работы, педагогики и ювенологии. Оно поможет студенту методически грамотно организовать свою деятельность по выбору темы, её разработке, оформлению, подготовке к защите и собственно защите.
Пособие окажет помощь студентам-выпускникам факультета, научным руководителям дипломных работ, а также деканату в обеспечении руководства ходом разработки выпускниками дипломных работ.
ISBN 5-98422-032-4
@РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..................................................................................................
1. Общие положения по выполнению дипломной работы ....
2. Рекомендации по выбору темы дипломной работы…………………
3. Научное руководство выполнением дипломной работы…
4. Рекомендации по оформлению дипломной работы……….
4.1.Документы, разрабатываемые при оформлении дипломной работы..
4.2.Структура дипломной работы…………………………….
4.3. Общие требования по оформлению текстового документа………………
4.4. Оформление иллюстраций и приложений…………………………….
4.5. Критерии готовности дипломной работы к защите…………………
5. Подготовка к защите и защита дипломной работы……………..
5.1. Порядок предзащиты дипломной работы…………………………..
5.2. Порядок защиты дипломной работы………………………………...
5.3. Порядок оценки дипломной работы…………………………….
5.4.Порядок определения итоговой оценки за дипломную работу………..
Приложения ..........................................................................................
Примерные темы дипломных работ по социальной работе…………..
Литература……………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
«Выпускная квалификационная (дипломная) работа по социальной работе представляет собой законченную разработку, в которой анализируются актуальные проблемы в области социальной работы и раскрываются содержание и технологии решения этих проблем не только в теоретическом, но и в практическом плане на местном, региональном или федеральном уровнях.
Оформление выпускной квалификационной (дипломной) работы должно соответствовать стандартам оформления научных исследований»
Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования.
Специальность 040101 – «Социальная работа»,
квалификация- специалист социальной работы.
Написание выпускной квалификационной работы (далее по тексту дипломной работы) является важной итоговой частью учебного процесса по подготовке специалистов на кафедре «Социальных технологий» факультета социальной работы, педагогики и ювенологии Российского Государственного Социального Университета.
Методические рекомендации предназначены для студентов-выпускников 5 и 6 курса, обучающихся по специальности 040101.65 «Социальная работа (специалист)»
Рекомендации определяют порядок выбора темы исследования, назначение руководителя, требования по подготовке и защите дипломных работ. Изложены правила оформления источников и литературы. Излагаются общие требования к оформлению дипломной работы.
Методические рекомендации разработаны с учетом требований ГОСТ 7. 32–91 «Отчет по научно-исследовательской работе: структура и правила оформления» и ГОСТ Р.6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
Написание и защита дипломной работы является результатом (наряду со сдачей государственных экзаменов) всего процесса обучения и показателем уровня подготовки специалиста, владеющего не только теоретическими знаниями, но и навыками научно-исследовательской работы.
В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утверждённым приказом Минобразования РФ от 25.03.2003 г. N 1155 защита выпускной квалификационной работы является обязательной составляющей итоговой государственной аттестации выпускников вузов.
Выпускная квалификационная работа выполняется на базе теоретических знаний и исследования практических навыков, полученных выпускником в течение всего срока обучения. При этом она должна быть преимущественно ориентирована на знания, полученные в процессе дисциплин специальности и специализаций, а также в процессе прохождения студентом производственных и преддипломных практик. Защита выпускной квалификационной работы проводится на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Результаты защиты выпускной квалификационной работы являются основанием для принятия Государственной аттестационной комиссией (ГАК) решения о присвоении соответствующей квалификации (степени) и выдачи диплома государственного образца.
Общие положения по выполнению дипломной работы
Выпускная квалификационная (дипломная) работа является одним из видов учебной деятельности студента по специальности 040101 – социальная работа. Она показывает уровень готовности специалиста социальной работы решить теоретические и практические задачи в области избранной профессиональной деятельности.
Выпускная квалификационная работа выполняется на заключительном этапе обучения в виде дипломной работы. Это самостоятельное научное исследование по одной из актуальных тем в области истории, теории, практики, управления или администрирования социальной работы. Она призвана продемонстрировать качество и широту полученных профессиональных знаний, а также умение выпускника конструктивно решать практические проблемы.
Дипломная работа выпускника-специалиста – это научно-исследовательская работа, являющаяся квалифицированным научным трудом, обеспечивающим решение конкретных прикладных проблем в области социальной работы. Она включает совокупность научных положений и обобщений, имеющих внутреннее единство и свидетельствующих о личном вкладе выпускника в разработку конкретной научной проблемы.
Дипломная работа может представлять собой своего рода социальный проект, включать варианты, предложения, рекомендации решения актуальных социальных проблем. Она выполняется, как правило, на материалах конкретного региона, социального учреждения или содержит решение социальных, технологических, организационно-управленческих проблем в сфере социальной работы.
Тема выпускной квалификационной (дипломной) работы должна быть конкретной, но достаточно комплексной, чтобы предоставить возможность выпускнику применить знания, полученные в РГСУ по различным учебным дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки, а также опыт практической деятельности, освоенный в ходе учебной, производственной и преддипломной практики. Выполнение дипломной работы осуществляется студентом самостоятельно под руководством научного руководителя.
Дипломная работа – высшая форма научно-исследовательской и учебно-методической работы студента по специальности «Социальная работа». Она является итоговым видом всей учебной деятельности студента в РГСУ и средством выявления уровня профессиональной подготовленности выпускника.
Подготовка и защита выпускной квалификационной работы является завершающим этапом освоения основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования и имеет своей целью:
- систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных, управленческих и экономических задач;
- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой теоретических, компьютерных, экономических, управленческих и правовых исследований выпускной квалификационной работы;
- приобретение опыта систематизации полученных результатов исследований, анализа, оптимизации и формулировки новых выводов и положений как результатов выполненной работы;
· выяснение степени подготовленности студентов к профессиональной деятельности.
Задачи дипломной работы:
· выявление уровня общепрофессиональной и специальной подготовки и умения применять теоретические знания в ходе решения конкретных социальных проблем;
· демонстрация профессиональной подготовленности будущего специалиста самостоятельно решать теоретические и практические задачи в области социальной работы;
· закрепление полученных в процессе обучения умений и навыков вести научно-исследовательский поиск, экспериментирование при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов.
В дипломной работе студент должен продемонстрировать:
· уровень теоретических знаний в области избранной для исследователя темы;
· умение изучать и обобщать литературные источники, социологические и статистические данные, опыт и практику деятельности учреждений и организаций социальной сферы;
· владение методами и методиками исследовательского поиска, экспериментирования, проектирования при решении рассматриваемой социальной проблемы;
· умение разрабатывать практические предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности социальных служб, учреждений и организаций, технологий социальной работы и т.д.;
· умение анализировать результаты исследований, грамотно, логично оформлять их в соответствующий материал (графики, таблицы, рисунки и т.п.), литературно их излагать.
Реализация вышеизложенных задач позволит выпускнику продемонстрировать уровень готовности самостоятельно решать научно-практические задачи в области теории и практики социальной работы.
Выпускная квалификационная работа в виде дипломной работы представляет собой теоретическое и экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по специальности «социальная работа», и оформляется в виде текстуальной записки с приложением графиков, таблиц, чертежей, схем.
Тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается кафедрой социальных технологий, согласовывается с заказывающими организациями. Формирование тем осуществляется исходя из научных интересов кафедры, научных школ кафедры, отдельных преподавателей, выполняющих научные исследования в рамках кафедральной тематики. Отдельные темы могут выполняться по заявкам социальных организаций, учреждений и служб. Ежегодно на кафедре пересматривается и обновляется тематика дипломных работ. Их перечень обсуждается на заседании кафедры, рассматривается на заседании учебно-методического совета факультета, после чего списки тем доводятся до студентов.
|
Студенту предоставляется право выбора темы дипломного исследования. В течение установленного кафедрой срока студент должен согласовать ее окончательное название с предполагаемым руководителем и подать на кафедру заявление (в заявлении, написанном на имя заведующего кафедрой, должна содержаться просьба о закреплении названной темы, указывается научный руководитель и обязательно ставится дата подачи заявления на кафедру). Окончательное закрепление тем дипломных работ осуществляется приказом Ректора после согласования с деканом факультета социальной работы, педагогики и ювенологии РГСУ.
Изменения (или уточнения) названия дипломной работы может быть сделано в исключительных случаях по просьбе научного руководителя (на позднее, чем за один месяц до начала прохождения студентом преддипломной практики).
Каждому студенту назначается руководитель дипломной работы из числа преподавателей и руководящего состава кафедры, факультета или Университета. Назначение руководителя дипломной работы осуществляется кафедрой в зависимости от избранной студентом темы дипломного исследования, а также пожеланий выпускника.
Назначение руководителей и выдача студентам заданий на разработку дипломных работ производятся не позднее, чем за три месяца до начала их разработки.
Задания на выпускную квалификационную работу разрабатывают руководители. В задании указывается тема, целевая установка и исходные данные, перечень основных вопросов, которые подлежат разработке в процессе выполнения задания, ожидаемые результаты и предполагаемая практическая реализация, объем пояснительной записки, чертежных и графических работ, консультанты, место выполнения работы и перечень основных литературных источников, привлекаемых для разработки темы.
Студент совместно с руководителем дипломной работы формируют календарный план-график выполнения ВКР, где фиксируют задания, этапы работы над дипломной работой. Выполнение требований к выпускной квалификационной работе, рекомендаций и указаний научного руководителя в период ее подготовки является обязательным для студента.
Контроль за ходом дипломного проектирования осуществляют научный руководитель и выпускающая кафедра. По решению кафедры невыполнение требований, предъявляемых к ВКР, исключает ее допуск к защите в Государственной аттестационной комиссии.
К разработке выпускной квалификационной работы допускаются студенты, полностью выполнившие все требования учебного плана и сдавшие все экзамены и зачеты, предусмотренные учебным планом.
В течение первой недели выполнения дипломной работы руководитель утверждает календарный график работы выпускника с указанием очередности и сроков выполнения отдельных этапов работы.
В специальные часы, отведенные для консультаций, руководитель проверяет выполнение плана работы и степень готовности ее по этапам. Руководитель обязан контролировать общую направленность работы, рекомендовать необходимые источники, материалы, указывать на ошибки, но не исправлять их за студента, предоставляя ему полную самостоятельность в работе.
В процессе работы студент может получить требуемые консультации от всех кафедр факультета и Университета, а при необходимости (по ходатайству руководителя в установленном порядке) и от внешних организаций.
За принятые в работе решения, правильность всех вычислений и грамотность изложения пояснительной записки несет ответственность автор работы.
Законченную и подписанную работу студент представляет руководителю. После проверки работы руководитель подписывает записку на титульном листе и вместе со своим письменным отзывом о работе студента представляет заведующему кафедрой для решения вопроса о допуске к защите. При проверке работы руководитель обязан также тщательно проверить грамотность изложения, владение студентом технической терминологией и соблюдение им требований по оформлению графических материалов.
Квалификационные работы подлежат рецензированию. Рецензия должна содержать оценку выполненной работы и отражать следующие основные вопросы: актуальность темы, степень и качество выполнения задания. К рецензированию работ привлекаются специалисты из числа преподавательского, научного и инженерного состава кафедры, факультета и Университета, специалисты из других учебных заведений, социальных организаций и учреждений.
Заведующий кафедрой после ознакомления с работой, отзывом руководителя и рецензией решает вопрос о допуске студента к защите, о чем делает соответствующую надпись на титульном листе, скрепляя ее своей подписью.
Если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите работы, вопрос рассматривается на заседании кафедры, которая выносит мотивированное решение о причинах отказа в допуске. Протокол заседания кафедры представляется через декана факультета на утверждение Ректору Университета.
Студент должен быть ознакомлен с отзывом руководителя и рецензией по своей работе до защиты выпускной квалификационной работы. Внесение изменений в выпускную квалификационную работу после получения рецензии не допускается.
Выпускная квалификационная работа с письменным отзывом руководителя, рецензией и заключением заведующего кафедрой о допуске к защите представляется в ГАК в день защиты.
Весь период подготовки и оформления ВКР делиться на этапы:
1. планирование и подготовка к выполнению ВКР;
2. разработка вопросов задания на ВКР;
3. оформление комплекта документов по ВКР;
4. подготовка к защите ВКР;
5. защита ВКР.
Первый этап -планирование и подготовка к выполнению ВКР. На этом этапе студент уясняет тему, цель и основные вопросы, подлежащие разработке, уточняет с руководителем все неясные аспекты. В первые дни, отведенные непосредственно для проектирования, студент должен распределить время и составить календарный план выполнения ВКР. Форма календарного плана приведена в приложении. План подписывается студентом и утверждается руководителем ВКР.
Второй этап- разработка вопросов задания на ВКР. Работу на данном этапе целесообразно начинать с составления плана-проспекта дипломной работы. Пример плана-проспекта приведён в приложении.
Данный этап является наиболее продолжительным и трудоёмким, на котором в процессе его выполняются следующие виды работ:
изучение состояния вопросов, поставленных в задании на выполнение ВКР, поиск и анализ научно-технической и патентной информации;
моделирование изучаемых процессов (математическое, физическое и т.д.) и решение задачи;
подготовка и проведение экспериментальных исследований;
технико-экономическое обоснование предложений и рекомендаций;
анализ полученных результатов и выработка рекомендаций по их практическому применению.
Третий этап- оформление комплекта документов по ВКР. После завершения разработки всех пунктов задания оформляется текс дипломной работы с приложениями и иллюстрационный материал (чертежи, графики, схемы, плакаты, слайды и т.д.). По мере необходимости могут быть подготовлены демонстрационные установки, действующие модели, приборы, натурные образцы.
Четвертый этап- подготовка к защите ВКР. На заключительном этапе работы студент готовит доклад к защите. Структуру и содержание доклада целесообразно согласовать с руководителем ВКР. По указанию руководителя в назначенное время на кафедре проводится предзащита ВКР студента. Кроме этого обеспечивается подготовка студента к ответам на вопросы, повторение ранее пройденного материала, углубление знаний по конкретной теме.
Пятый этап - защита ВКР. Прием защиты выпускной квалификационной работы проводится комиссией ГАК, состоящей из специалистов по профилирующей кафедре, а также преподавателей других дисциплин по специальности. Общий состав комиссий – не менее 3-х человек. На защите выпускник делает доклад, в котором освещаются вопросы и цель работы, полученные результаты, выводы и практические рекомендации. В процессе доклада могут демонстрироваться опыты и макеты. После доклада студент отвечает на вопросы. Как правило, выпускнику задаётся 8 -10 вопросов и даётся время для ответа на ответы.
Работа над ВКР является творческой и самостоятельной. Подготовка материала начинается не на выпускном курсе, а в процессе всего времени обучения, используется так называемый принцип «сквозного» проектирования, т.е. материал, берется из курсовых работ и проектов выполненных в предыдущие годы обучения.
Для осуществления плановой подготовки к защите, студент под руководством руководителя дипломного проектирования составляет График подготовки студента к защите дипломной работы.
Определённую стабилизирующую роль в самоорганизации и плановости работы студентов оказывают составленные календарный план и план-проспект пояснительной записки, при этом, чем подробнее разработаны эти документы, тем легче студенту организовывать свою работу. Такая организация труда дисциплинирует студентов, конкретизирует их работу практически до дня и облегчает контроль руководителя за ходом выполнения задания.
Исходя из практики проектирования целесообразно предусматривать резерв времени необходимый для выполнения непредвиденных работ или до оформления ранее разработанных пунктов, устранения выявленных ошибок, которые неизбежны в работе. Каждый студент должен периодически докладывать руководителю о ходе проектирования. Оптимальной, является периодичность доклада 1 - 2 раза в неделю.
Эффективность работы студента во многом определяется подготовленностью рабочего места - места, где ему предстоит трудиться при проектировании. Студент может работать в классе, библиотеке, лаборатории и т.п.
Желательно периодически менять режим работы. Если работа выполняется умственная, то рекомендуется через каждые 45 мин. делать перерыв 3 - 5 мин., а через каждые 1,5 - 2 часа – 10 - 15 мин., чтобы дать возможность восстановить функции мозга.
Перенапряжение мышц тела из-за неправильной осанки приводит к быстрому переутомлению.
Порядок на рабочем столе, чертёжной доске, в портфеле также позволяет повысить эффективность выполнения выпускной квалификационной работы, избавляет студента от излишних движений и не отвлекает его внимание на поиски того или иного предмета. Каждый рабочий день должен заканчиваться наведением порядка на рабочем месте, проверкой всего сделанного, постановкой задач и планированием работы на следующий день.
Опыт и практика дипломного проектирования показывают, что стрессовых ситуаций в этот ответственный период не избежать.
Режим труда и отдыха определяется регламентом свого времени. Четкое, последовательное соблюдение выработанного распорядка дня приучает студентов сосредоточивать свои основные усилия на главном - овладении учебным материалом и пополнении своих знаний, приобретении опыта творчески трудиться.
Рекомендации по выбору темы дипломной работы.
Официально работа над выпускной квалификационной работой начинается после утверждения темы и назначения научного руководителя, но фактически при наличии у студента устойчивого научного интереса работу можно начинать значительно раньше. Однако и в этом случае утверждение темы – существенный рубеж, определяющий необходимость особой организации труда в последующий отрезок времени вплоть до защиты. Начать подготовку к написанию дипломной работы следует с составления календарного плана, регламентирующего этапы подготовки, подчиняющего ее определенным срокам. Далее следует обратиться к соответствующей научной литературе.
Изучение научной литературы на первом этапе подготовки дипломной работы позволит студенту приступить к формированию методологической базы научного исследования. В этих целях совместно с научным руководителем студент обосновывает актуальность избранной для исследования темы, формулирует проблему исследования, его цель и исследовательские задачи, выдвигает гипотезу исследования, определяет предмет и объект исследования, этапы работы над проблемой, обосновывает применение тех или иных методов исследования.
Эффективность дипломного проектирования во многом определяется умением студента грамотно выстроить, обосновать методологические основы исследования, что позволяет определить границы научного поиска.
Основными структурными элементами методологии дипломного исследования выступают: определение цели, задач, объекта, предмета, гипотезы исследования, методов исследовательского поиска, формирование понятийного аппарата исследования.
Решение любой исследовательской задачи начинается с выбора области исследования, определения проблемы, уточнения темы и цели исследования, формулировки научных задач.
Существуют определённые научные требования к формулированию темы. В название темы должны быть отражены проблема, объект и предмет исследования; в теме должно быть отражено движение от достигнутого и известного к неизвестному. В названии темы лучше не употреблять слова «проблема», «роль», «посредством»; желательно избегать союза «и» или запятых.
Выбор темы дипломного исследования связан, прежде всего, с осознанием студентом своих исследовательских интересов, что позволит во многом определить успех всей дальнейшей работы. Часто название темы не позволяет студенту ясно представить задачи да и весь объем предстоящей исследовательской работы. В этом случае необходимо первоначально встретиться с предполагаемым научным руководителем, уяснить содержание работы, поднимаемые в ней вопросы и только потом принимать окончательное решение о теме исследования.
При выборе темы дипломной работы предпочтительно брать более узкую тему, которую можно глубоко и всесторонне разработать. Конкретизировать слишком широкую тему возможно при ее обсуждении с научным руководителем. При этом следует обратить внимание на научную и практическую значимость избранной для исследования темы, возможность ее апробации в ходе преддипломной практики.
Практика показывает, что темой дипломной работы может стать и проблема, разрабатываемая студентом в ходе курсового проектирования. В этом случае уточняется тема исследования, определяются отдельные ее аспекты, которые получат развитие в дипломной работе.
Технологически тема дипломной работы закрепляется за студентом по его личному письменному заявлению (Приложение), где студент формулирует тему дипломной работы, указывает фамилию, имя и отчество научного руководителя, сообщает о его согласии на руководство данной дипломной работой. После этого тема дипломной работы и ее научный руководитель закрепляются за студентом решением кафедры и утверждаются ректором РГСУ не позднее, чем за шесть месяцев до защиты дипломной работы.
Тема выпускной квалификационной работы должна быть выбрана студентом с учетом консультации с научным руководителем(предпочтительно в рамках специализации, по которой студент проходит обучение).
Студент самостоятельно с учетом консультации с научным руководителемвыбирает тему исследования из имеющегося примерного перечня тем по интересующей его проблематике, либо, по согласованию с научным руководителем, предлагает интересующую его тему, обосновав ее актуальность, практическую значимость, научную новизну и степень научной разработанности проблемы.
Выбор темы выпускной квалификационной работы осуществляется студентом исходя из его собственных научных интересов и в соответствии с избранной специализацией обучения в Университете. Также на выбор темы выпускной квалификационной работы может оказать влияние место и содержание производственной практики студента. При заочной форме обучения может быть учтен личный опыт практической деятельности на основном месте работы обучающегося.
Студентам предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, не предусмотренной общефакультетской тематикой. При этом тема должна отвечать задачам и требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работы. Выбор темы в этом случае должен быть аргументированно обоснован с точки зрения актуальности, новизне, практической значимости и соответствия профилю обучения в Университете. Кроме того, формулировка темы должна быть согласована с выпускающей кафедрой, на которой будет выполняться работа.
При пятилетнем обучении на дневном отделении (на базе общего среднего образования) тему дипломной работы следует выбирать такую, которая поможет студенту лучше подготовиться к предполагаемому направлению будущей деятельности или какой-то ее составной части. Выбор темы дипломной работы при заочной форме обучения во многом определяется характером практической деятельности, соответствующей избранной специальности в Университете. Обоснованием выбора той или иной темы могут служить также опыт прошлой работы студента, его творческий интерес к проблеме не только при написании дипломной работы, но и в дальнейшем, например, в процессе работы над диссертацией.
Тема должна быть сформулирована таким образом, чтобы работа представляла собой исследование конкретной проблемы и не носила слишком общий характер.
Выбрать тему студенту могут помочь следующие рекомендации:
- определение проблемных вопросов, возникающих в ходе прохождения практики, в соответствии с запросами и потребностями социальных организаций;
- ознакомление с новейшими результатами исследований в области науки и техники практики социальной работы;
- ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике в области социальной работы, а также беседы и консультации со специалистами.
Основные вопросы темы исследованиянаходят отражение в плане дипломной работы. План составляется на этапе обоснования темы дипломной работы, изучения литературы, отбора фактического материала. План исследования позволяет представить алгоритм, последовательность раскрытия исследовательских задач. Выбор структуры плана дипломной работы во многом зависит от темы исследования.
План дипломной работы, как правило, может состоять из отдельных разделов или 2-3 глав, разделенных на параграфы.
Первая глава (раздел) обычно содержит теоретическое обоснование проблемы. Здесь раскрываются история проблемы, формируется понятийный аппарат, анализируются теоретические позиции и подходы автора к решению исследуемой проблемы. Объем данной части – около 25% дипломного проекта, т.е.10-20 страниц.
Вторая глава (раздел) обычно содержит аналитическую часть диплома. Здесь дается общая характеристика организации или учреждения, проводится анализ организационной структуры управления организацией, анализируется организация деятельности конкретной службы, отделения, исследование методов, технологий, форм и способов оказания качества услуг и обслуживания населения.
Объем данной части – около 50% дипломного проекта, т.е.30-35 страниц.
Третья глава (раздел) (проектная часть диплома) обычно содержит практические рекомендации и предложения, рекомендуемые к практическому использованию или применению, полученные в результате проведенных исследований, мероприятия по совершенствованию применяемых методов и технологий практических мероприятий, направления по повышению качества и эффективности деятельности персонала социальных организаций.
Объем данной части – около 25% дипломного проекта, т.е.10-20 страниц.
План дипломной работы по ходу исследования может уточняться, конкретизироваться.
На основании плана работы составляется будущее оглавление (см. Приложение). Оглавление оформляется в дипломной работе на втором листе.
Основные вопросы темы исследования излагаются согласно предусмотренной планом структуре в повествовательной форме, последовательно, с плавным переходом от одного вопроса к другому. Не рекомендуется дословно переписывать тексты из литературных источников. Главным в изложении является собственный анализ, формирование авторской позиции на ту или иную точку зрения исследуемой проблемы.
В конце каждой главы (раздела) рекомендуется делать краткие выводы.