Рекомендации по выбору темы выпускной квалификационной работы

Официально работа над выпускной квалификационной работой начинается после утверждения темы и назначения научного руководителя, но фактически при наличии у студента устойчивого научного интереса работу можно начинать значительно раньше. Однако, и в этом случае утверждение темы – существенный рубеж, определяющий необходимость особой организации труда в последующий отрезок времени вплоть до защиты. Начать подготовку к написанию ВКР следует с составления календарного плана, регламентирующего этапы подготовки, подчиняющего ее определенным срокам. Далее следует обратиться к соответствующей научной литературе.

Изучение научной литературы на первом этапе подготовки ВКР позволит студенту приступить к формированию методологической базы научного исследования. В этих целях совместно с научным руководителем студент обосновывает актуальность избранной для исследования темы, формулирует проблему исследования, его цель и исследовательские задачи, выдвигает гипотезу исследования, определяет предмет и объект исследования, этапы работы над проблемой, обосновывает применение тех или иных методов исследования.

Эффективность выполнения дипломной работы проектирования во многом определяется умением студента грамотно выстроить, обосновать методологические основы исследования, что позволяет определить границы научного поиска.

Основными структурными элементами методологии дипломного исследования выступают: определение цели, задач, объекта, предмета, гипотезы исследования, методов исследовательского поиска, формирование понятийного аппарата исследования.

Решение любой исследовательской задачи начинается с выбора области исследования, определения проблемы, уточнения темы и цели исследования, формулировки научных задач.

Существуют определённые научные требования к формулированию темы. В название темы должны быть отражены проблема, объект и предмет исследования; в теме должно быть отражено движение от достигнутого и известного к неизвестному. В названии темы лучше не употреблять слова «проблема», «роль», «посредством»; желательно избегать союза «и» или запятых.

Выбор темы дипломного исследования связан, прежде всего, с осознанием студентом своих исследовательских интересов, что позволит во многом определить успех всей дальнейшей работы. Часто название темы не позволяет студенту ясно представить задачи, да и весь объем предстоящей исследовательской работы. В этом случае необходимо первоначально встретиться с предполагаемым научным руководителем, уяснить содержание работы, поднимаемые в ней вопросы и только потом принимать окончательное решение о теме исследования.

При выборе темы ВКР предпочтительно брать более узкую тему, которую можно глубоко и всесторонне разработать. Конкретизировать слишком широкую тему возможно при ее обсуждении с научным руководителем. При этом следует обратить внимание на научную и практическую значимость избранной для исследования темы, возможность ее апробации в ходе преддипломной практики.

Практика показывает, что темой ВКР может стать и проблема, разрабатываемая студентом в ходе курсового проектирования. В этом случае уточняется тема исследования, определяются отдельные ее аспекты, которые получат развитие в дипломной работе.

Технологически тема ВКР закрепляется за студентом по его личному письменному заявлению, где студент формулирует тему ВКР, указывает фамилию, имя и отчество научного руководителя, сообщает о его согласии на руководство данной дипломной работой. После этого тема ВКР и ее научный руководитель закрепляются за студентом решением кафедры и утверждаются ректором РГСУ не позднее, чем за шесть месяцев до защиты ВКР. Образец заявления на закрепление темы ВКР приведен в приложении 1.

Тема выпускной квалификационной работы должна быть выбрана студентом с учетом консультации с научным руководителем(обязательно в рамках специализации, по которой студент проходит обучение).

Студент самостоятельно, с учетом консультации с научным руководителем,выбирает тему исследования из имеющегося примерного перечня тем по интересующей его проблематике, либо, по согласованию с научным руководителем, предлагает интересующую его тему, обосновав ее актуальность, практическую значимость, научную новизну и степень научной разработанности проблемы.

Выбор темы выпускной квалификационной работы осуществляется студентом исходя из его собственных научных интересов и в соответствии с избранной специализацией обучения в Университете. Также на выбор темы выпускной квалификационной работы может оказать влияние место и содержание производственной практики студента. При заочной форме обучения может быть учтен личный опыт практической деятельности на основном месте работы обучающегося.

Студентам предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, не предусмотренной общефакультетской тематикой. При этом тема должна отвечать задачам и требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работы. Выбор темы в этом случае должен быть аргументированно обоснован с точки зрения актуальности, новизне, практической значимости и соответствия профилю обучения в Университете. Кроме того, формулировка темы должна быть согласована с выпускающей кафедрой, на которой будет выполняться работа.

При пятилетнем обучении на дневном отделении (на базе общего среднего образования) тему ВКР следует выбирать такую, которая поможет студенту лучше подготовиться к предполагаемому направлению будущей деятельности или какой-то ее составной части. Выбор темы ВКР при заочной форме обучения во многом определяется характером практической деятельности, соответствующей избранной специальности в Университете. Обоснованием выбора той или иной темы могут служить также опыт прошлой работы студента, его творческий интерес к проблеме не только при написании дипломной работы, но и в дальнейшем, например, в процессе работы над диссертацией.

Тема должна быть сформулирована таким образом, чтобы работа представляла собой исследование конкретной проблемы и не носила слишком общий характер.

Выбрать тему студенту могут помочь следующие рекомендации:

· определение проблемных вопросов, возникающих в ходе прохождения практики, в соответствии с запросами и потребностями социальных организаций;

· ознакомление с новейшими результатами исследований в области науки и техники практики социальной работы;

· ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике в области социальной работы, а также беседы и консультации со специалистами.

Основные вопросы темы исследованиянаходят отражение в содержании (плане) ВКР. Содержание (План) составляется на этапе обоснования темы ВКР, изучения литературы, отбора фактического материала. План ВКР, как правило, может состоять из отдельных разделов или двух-трех глав, разделенных на параграфы.

Первая глава (раздел) обычно содержит теоретическое обоснование проблемы. Здесь раскрывается история проблемы, формируется понятийный аппарат, анализируются теоретические позиции и подходы автора к решению исследуемой проблемы, нормативно-правовая база. Объем данной части – около 30% дипломной работы, т.е. 20-30 страниц.

Вторая глава (раздел) обычно содержит аналитическую часть ВКР. Здесь дается общая характеристика организации или учреждения, проводится анализ организационной структуры управления организацией, анализируется организация деятельности конкретной службы, отделения, исследование методов, технологий, форм и способов оказания качества услуг и обслуживания населения. Объем данной части – около 50% ВКР, т.е.30-35 страниц.

Третья глава (раздел) (проектная часть ВКР) обычно содержит практические рекомендации и предложения, рекомендуемые к практическому использованию или применению, полученные в результате проведенных исследований, мероприятия по совершенствованию применяемых методов и технологий практических мероприятий, направления по повышению качества и эффективности деятельности персонала социальных организаций.

Объем данной части – около 20% дипломного проекта, т.е.10-20 страниц.

В конце каждой главы (раздела) рекомендуется делать краткие выводы.

На основании плана работы составляется будущее оглавление. Оглавление оформляется в ВКР на втором листе.

Наши рекомендации