Информация для размышлений. 99 возможностей сказать ребенку: "я тебя люблю"

99 возможностей сказать ребенку: "я тебя люблю"

Когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами, необходимые для его полного самораскры­тия, реализации. Сказать: "Я тебя люблю" это только одна из возможностей. Есть много других слов и безмолвных жестов, которые более подходят к кон­кретной ситуации и подкрепляют в ребенке чувство уверенности в себе, принятие мира и любви. Мы предлагаем только некоторые из возможных фраз как идеи, примеры. Самое главное - руководствоваться собственным чувством, при­слушиваться к себе, чтобы найти свои личные слова и не оставить их про себя, а обязательно сказать ребенку, вложив в них всю силу своей любви.

1. Молодец 2. Хорошо 3. Не скромничай 4 Удивительно 5. Уже лучше 6. Очень мило 7. Отлично 8. Еще лучше, чем прежде 9. Гораздо лучше, чем я ожидал 10. Значительно лучше меня 11. Лучше, чем все кого я знаю 12. Великолепно 13. Потрясающе 14. Прекрасно 15. Очаровательно 16. Дивно 17. Классно 18. Высший класс 19. Поразительно 20. Очень продуманно 21. Одухотворенно 22. Незабываемо 23. Неподражаемо 24. Именно этого давно ждали 25. Поэтично 26. Несравненно 27. Головокружительно 28. Красота 29. Ты бьешь без промаха. 30. Как в сказке 31. Это трогает меня до глубины души 32. Это подобно прорыву в новое и прекрасное 33. Ну ты прямо профессор 34. Проникнутый любовью 35. Восхитительно. 36. Очень ясно 37. Ювелирно точно 38. Ярко, образно 39. Сказано здорово - просто и ясно 40. Остроумно, очень забавно 41. Прямо энциклопедические знания 42. Эффективно работаешь 43.Очень эффектно 44. Экстра-класс 45. Прекрасное начало 46. Талантливо 47. Ты просто чудо 48. Ты одаренный(ая) 50. Ты сегодня много сделал 51. Здорово 52. Ты в этом разобрался (лась)
53. Ты ловко это делаешь 54. Это как раз то, что нужно 55. Не отступай 56. Ух!!! 57. Мне очень важна твоя помощь 58. Продолжай работать, у тебя получается все лучше и лучше. 59. Поздравляю. 60. Продолжай в том же духе. 61. Я тобой горжусь. 62. Ты делаешь все хорошо. 63. Я просто счастлив, когда вижу, что ты так работаешь. 64. По-моему, ты это ухватил сейчас. 65. Мне очень важна твоя помощь. 66. Работать с тобой просто радость. 67. Одно удовольствие учить тебя, когда ты так работаешь. 68. Ты мне просто необходим (ма). 69. Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует. 70. Поздравляю. Здорово ты это (написал, нарисовал и т.д) 71. Еще разок и все получиться. 72. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случиться. 73. (молча погладить, по голове) 74. (молча обнять). 75. (молча подержать за руку) 76. (открыто смотреть в глаза) 77. С каждым днем у тебя получается все лучше! 78. Это просто сенсация. 79. Как тебе это удалось? 80. Ты все замечаешь. 81. Ты сделал это с легкостью. 82. (выбрать время вместе почитать, обсудить прочитанное) 83. Хорошо сделано (имя ребенка). 84. Научи меня делать также. 85. Прекрасная мысль 86. Это действительно получилось. 87. Тут мне без тебя не обойтись. 88. Я знал. что тебе это по сипам. 89. Ты меня всегда радуешь 90. Ты мне нужен именно такой, какой есть 91. Вот это я и называю хорошей работой! 92. Ты смотришь в корень 93 Грандиозно! 94. Никто мне не может заменить тебя. 95. Я горжусь тем, что тебе это удалось.

96. Сегодня ты превзошел (шла) сам(а) себя!

97. Фантастика.

98. Для меня нет никого красивее тебя.

99. Я сам не смог бы сделать лучше.

Ну что к этому еще осталось добавить "Я люблю тебя". Именно это стоит за все­ми словами, фразами и молчаливыми жестами. Каждому из нас так важно ус­лышать это от тех, кто нам дорог.

Домашнее чтение

Стивен Кинг

...Если попойка приходилась на вечер выходного, он ча­са три спал, вставал, одевался, глотал четыре таблетки экседрина и, не протрезвев, отправлялся к девяти часам давать уроки американской поэзии. Здравствуйте, ребя­та, сегодня Красноглазое Чудо расскажет вам, как во время великого пожара Лонгфелло лишился жены.

"Я не верил, что я алкоголик", - подумал Джек, слушая, как зазвонил телефон Эла Шокли. Пропущен­ные уроки или уроки, на которых от небритого Джека все еще разило ночными "марсианами". Только не я - я-то могу бросить в любой момент. Ночи, которые они с Венди провели в разных постелях. Слушай, я в по­рядке. Разможженное крыло машины. Конечно, я в со­стоянии вести. Слезы, которые Венди каждый раз проли­вала в ванной. Осторожные взгляды коллег на любой ве­черинке, где подавали спиртное, даже если это было ви­но. Медленно забрезжившее осознание того, что о нем гово­рят. Понимание, что из его "Ундервуда" выходят только почти пустые листы, заканчивающие свое существование бумажными комками в корзине для мусора. Когда-то он был выгодным приобретением для Стовингтона - может статься, медленно расцветающий американский писатель, и уж точно - человек, достаточно квалифицированный для преподавания таинственного предмета - писательско­го мастерства. Он уже опубликовал две дюжины рассказов. Он работал над пьесой и полагал, что где-то в каком-то дальнем уголке сознания, возможно, вызреет роман. Но сейчас Джек ничего не создавал, а преподавательская дея­тельность стала странной и беспорядочной.

Закончилось все это однажды вечером - не прошло еще и месяца с тех пор, как Джек сломал сыну руку. Тут и конец семейной жизни, казалось ему. Венди оставалось лишь собраться с силами... он знал, не будь ее мать пер­востатейной стервой, автобус увез бы Венди обратно в Нью-Хэмпшир, как только Дэнни оказался бы в состоя­нии путешествовать. С браком было бы покончено.

Тогда, в первом часу ночи, Джек с Элом въезжали в Барр по дороге № 31. За рулем "ягуара" был Эл, который странным образом вписывался в повороты, иногда пересе­кая двойную желтую линию. Оба были пьяны вдрызг, этой ночью "марсиане" приземлились, полные сил. По­следний изгиб дороги перед мостом они проехали на се­мидесяти, и там оказался детский велосипед; по­том - резкий, мучительный, пронзительный визг рас­кромсанной резины на шинах "ягуара". Джек помнит, как увидел похожее на круглую белую луну лицо Эла, смутно маячившее над крутящимся рулем. На сорока милях в час они со звоном и треском врезались в велоси­пед, и тот погнутой, искореженной птицей взлетел в воз­дух, ударил рулем в ветровое стекло и тут же снова очу­тился в воздухе, а перед вытаращенными глазами Джека осталось испещренное звездочками трещин ветровое стек­ло. Чуть позже послышался последний страшный удар, это велосипед приземлился позади них на дорогу. Шины прошлись по чему-то, глухо стукнувшемуся о днище. "Ягуар" развернуло поперек дороги. Эл все еще рулил и откуда-то издалека до Джека донесся слабый собствен­ный голос: "Господи, Эл. Мы его переехали. Я чув­ствую".

Телефон продолжал звонить прямо в ухо. ДАВАЙ, ЭЛ. ОСТАНОВИ. Я С ЭТИМ РАЗБЕРУСЬ.

Эл остановил дымящуюся машину в каких-нибудь трех футах от опоры моста. Две шины "ягуара" были спущены. Горелая резина оставила стотридцатифутовый петляющий, мечущийся из стороны в сторону след. Пере­глянувшись, они бросились обратно, в холодную тьму.

От велосипеда не осталось ничего. Одно, колесо отвали­лось и, оглянувшись через плечо, Джек увидел, что оно лежит посреди дороги, ощетинившись полудюжиной по­хожих на струны рояля спиц. Запинаясь, Эл выговорил:

"По-моему, на него мы и наехали, Джекки".

- Где же тогда ребенок?

- Ты видел ребенка?

Джек нахмурился. Все произошло безумно быстро. Они выскочили из-за угла. В свете фар "ягуара" смутно увидели велосипед. Эл что-то проорал. Они налетели на него и долго скользили юзом.

Они перенесли велосипед на обочину. Эл вернулся к "ягуару" и включил все четыре фары. Следующие два ча­са они обыскивали дорогу, пользуясь мощным четырех­камерным фонариком. Ничего. Несмотря на поздний час, мимо севшего на мель "ягуара" и двух мужчин с раска­чивающимся фонарем проехало несколько машин. Ни од­на не остановилась. Позже Джеку приходило в голову, что, по странной прихоти, провидение, стремясь дать им обоим последний шанс, не подпустило туда полицию и удержало всех проезжающих от того, чтобы их оклик­нуть.

В четверть третьего они вернулись к "ягуару", трез­вые, но ослабевшие до тошноты. "Что ж этот велик делал посреди дороги, если на нем кто-то ехал? - требовательно спросил Эл. - Он же не на обочине лежал, а прямехонько посреди дороги, мать ее так!"

Джек сумел только помотать головой.

- Ваш абонент не отвечает, - сказала опера­тор. - Хотите, чтобы я продолжала вызывать?

- Еще парочку звонков, оператор. Можно?

- Да, сэр, - отозвался исполненный сознания своего долга голос.

ДАВАЙ, ЭЛ!

Эл пешком перебрался на другую сторону моста к бли­жайшей телефонной будке, позвонил приятелю-холостя­ку и сказал, что, если тот вытащит из гаража зимние шины для "ягуара" и привезет их на 31-е шоссе к мосту за Барром, то получит пятьдесят долларов. Приятель объ­явился через двадцать минут, одетый в джинсы и пи­жамную куртку. Он оглядел место происшествия.

- Прикончили кого-нибудь? - спросил он. Эл уже поднимал домкратом заднюю часть машины, а Джек отвинчивал гайки.

- К счастью, нет, - сказал Эл.

- Ладно, по-моему, все равно лучше мне двигать об­ратно. Заплатишь завтра.

- Отлично, - сказал Эл, не поднимая глаз.

Вдвоем они без происшествий сменили шины и вместе поехали домой к Элу Шокли. Эл поставил "ягуар" в га­раж и вырубил мотор.

В темноте и тишине он сказал:

- Я завязываю, Джекки. Хватит, приехали. Сегодня я убил своего последнего марсианина.

И теперь, потея в телефонной кабине, Джек вдруг подумал, что никогда не сомневался. - Эл способен довес­ти дело до конца.

Домой он тогда поехал на своем фольксвагене, вклю­чил радио и, словно чтобы охранить предрассветный дом, какая-то группа снова и снова принялась повторять на­распев:

БУДЬ, ЧТО БУДЕТ, ТАК И СДЕЛАЙ... ТЕБЕ ЖЕ ОХОТА... БУДЬ, ЧТО БУДЕТ, ТАК И СДЕЛАЙ. ТЕБЕ ЖЕ ОХОТА...

Из книги Стивена Кинга "Странствующий дьявол". – К.: Украина, 1993, с. 38-40.

Е. Евтушенко

Из поэмы: "Казанский университет" (отрывок)

Люди, синие от стужи, обнимают фонари -

Сорок градусов снаружи, сорок градусов внутри.

Кто Россией правит? Кто Россию травит?

Барыня стеклянная, водка окаянная.

Мчат по пьяным рысаки, Боже, что творится:

Нынче водка на Руси как императрица,

И сургучный венец на головке царственной,

А соленый огурец – скипетр государственный.

Твоя очи, Русь, поблекли,

И в ослабших пальцах дрожь,

Вниз по матушке по водке

Далеко не уплывешь.

Если все в глазах двоится,

Ты вдвойне бессильна, Русь,

Пьяный с пьяну не боится,

А с похмелья пьяный – трус.

Эй, мужик, ты снова к рюмке -

Но когда дрожливы руки,

Не удержишь в них кола,

Не рванешь в колокола,

Али было мало порки?

Али та наука зря?

Ты в царевой монополке

Не опасен для царя.

Выпьешь – царь и поп родимы.

Хоть целуйся с ними всласть.

Ты и царь, как побратимы,-

Водку пьешь и ты и власть.

* * * * * * * * * * * * * * *

Суббота - день хреновый:

На пьяных урожай,

А если мат –кромола -

Всю Русь тогда сажай!

Василий Белов

Причины ясны...

В скверике около нашего колхозного клуба стоит самодельный воинский памятник. Александр Кузнецов - здешний киномеханик - на все руки мастер. Он и построил этот обелиск, по своим же эскизам. На кирпичной стеле - железный лист, на нем список погибших. Дождь, снег, стужа, ветер и зной безжалостны к этим мелким буковкам. Кузнецов периодически подновляет их, добавляя внизу фамилии, выявляемые школьными следопытами. Мы с Кузнецовым мечтаем о том времени, когда все эти триста семнадцать фамилий будут вырезаны на мраморе, либо отлиты, пусть не в бронзе, хотя бы в чугуне...

Триста семнадцать погибших в боях. Я пока не считал, сколько умерло от фронтовых ран и болезней уже после войны. По-видимому, на защиту Отечества встало не менее шестисот моих земляков, то есть полк или отдельный дивизион, иными словами, целая воинская часть. Размышляя о будущем и о военных опасностях этого будущего, я не могу забыть, что нынче на той же административной территории в списке призывников всего... шесть человек. А через десять лет не будет и того, так как в первом классе нашей единственной восьмилетней школы учится лишь три (три!) первоклассника. Еще во время войны на территории нынешнего колхоза "Родина" имелось 9 колхозов и пять начальных школ, не считая семилетней. Детские голоса звенели в каждой из двадцати восьми деревень.

Демографические дела всерьез заинтересовали меня лет 10-12 тому назад, одновременно с делами по пресловутому "проекту века", грозившему испохабить не только северо-запад, но и другие территории. Между обезлюживанием деревень и планами перебросчиков уже и тогда явственно проступала взаи­мосвязь. Ведь подлежало за­топлению и подтоплению мно­жество деревень, сел и даже городов, но говоря уже о лесах и сельхозугодьях. Но тогда же не менее явственно проступала и другая беда, связанная с иным половодь­ем, с другим разливанным морем. Таким же, впрочем, рукотворным, как Рыбинское, поглотившее перед самой вой­ной старинный город Мологу...

Помнится, в нашем колхозе за один год погибло двенадцать человек. На соседнем лесоучастке угодило в заключение около тридцати, за одно лето было задавлено тракторами и машинами несколько человек. Те, кто давил, остались живы, но, разумеется, перестали быть хлебопашцами. В это время в журнале "Наш современник" появи­лась статья Л. Переведенцева о народонаселении. Автор пи­сал в этой статье, что "люди старше 30 лет стали умирать чаще", что "этой закономер­ности не ожидал никто. Причины ее не ясны".

Не ясны?

Я послал А. Переведенцеву письмо, в котором перечислил своих детских сверстников:

"Ф. Р. - умер от рака (сильно пил); К. С. - погиб в шахте (пил); В. Д.- задавлен тракто­ром в пьяном виде; Б. М. - то же самое; К. Ш. - погиб на Се­вере (пил); Н. Д. покончил с собой в пьяном виде; В. С. - умер от отравления водкой; X. С. - сгорел заживо в своем доме будучи пьяным; В. У. - попал под поезд во время пох­мелья".

Я написал автору статьи, что "моих детских сверстников осталось в живых очень мало, а что будет к нашему 50-летию? Проглядывается ли в этой "ста­тистике" какая-либо закономер­ность? История моей деревни типична".

Писалось это в 1975 году. Спи­сок же приобретал с каждым годом жуткие, чудовищные раз­меры. Он расширялся уже не за счет моих ровесников, а за счет последующих поколений, но я напрасно ждал ответа от специалиста по демографии.

Вскоре я обратился к прези­денту АМН СССР Н. Н. Блохину:

"Беда достигла небывалых размеров. Вы, надеюсь, не бу­дете отрицать, что алкоголь - это наркотик. И он, подобно чу­ме, проникает в каждый дом, в каждую семью, разрушая социальные связи, уничтожая нравственность. Не менее страшны необратимые последствия, связанные с наследственными, генетическими изменениями, падение рождаемости, рост числа дебильных детей, наконец, просто физическая гибель людей". В письме имелись практические предложения из шести пунктов.

Президент не ответил.

Ответил академик – секретарь ОКМ АМН, который отфутболил мое письмо директору ВНЦПЗ АМН А. М. Снежневскому. Что такое ОКМ и ВНЦПЗ, я не знал, поэтому попробовал еще раз связаться с академиком Н. Н. Блохиным. Мне дали достойную отповедь:

"Уважаемый тов. Белов! Письмо Ваше Президент АМН СССР счел нужным передать академику АМН СССР Снежневскому А. В., который дал Вам исчерпывающий ответ".

В "исчерпывающем" ответе академика Снежневского говорилось, что "алкаголь не относится к разряду наркотиков".

Какая же все-таки странная вещь эта наука! Академик Яншин говорит о "про­екте века" одно, а дирек­тор Института водных проблем Воропаев - совсем иное, при­чем нечто противоположное не только Яншину, но вообще здравому смыслу. Неужели это и есть тот самый принцип демократизма и гласности? Всемирная организация здравоохранения единодушно считает алкоголь наркотиком, а советский академик не считает. Так и вспоминается притча о прапорщике, который один шел в ногу, а вся рота - не в ногу. Впрочем, академик Снежневский, отрицающий наркотические свойства алкоголя, вовсе не одинок. Вспомним публичные выступления заступников культурного винопития. Не буду цитировать печатные высказывания "специалистов", призывавших не торопиться с радикальными мерами. Они требовали разработать вначале научные обоснования и лишь потом принимать правительственные решения. Мнимые борцы с пьянством очень смахивают на тех пожарников, которые при виде дыма вместо того чтобы немедля броситься тушить огонь, требуют обосновать способ тушения.

Престиж советской науки в борьбе с алкогольным пожаром был все же спасен, причем не наркологами и психиатрами, а такими учеными как академик Ф. Г. Углов, доктор экономических наук Б. И. Искаков, ученые-сибиряки Жданов, Загоруйко и десятки, нет, сотни других. Подвижнические усилия этих ученых были поддержаны Центральным Комитетом КПСС. Победил здравый смысл. Было принято постановление по борьбе с алкогольной бедой. Трудно представить, сколько человеческих жизней сгорело бы, сколько задохнулось бы в пьяном угаре, пока специалисты подводили бы научные обоснования практических мер!

Но вот постановление при­нято и приобрело силу зако­на. Голоса скептиков, пугав­ших государственные органы пьяными бунтами, сразу за­тихли. Зато послышались иные, закордонные голоса. За­рубежные борцы за права, молчавшие до этого десяти­летиями, вдруг начали про­являть интерес к нашему от­резвлению. Подзатихли после принятия постановления и сторонники культурной нар­комании.

Потушен ли алкогольный огонь сейчас, проветрен ли наш общий дом от его дья­вольского угара? Нет, огонь лишь притушен, во многих утлах тлеет, и угар продолжает смердить. То, что сде­лано, было всего лишь срочно необходимым, неотложным. Нужно было хотя бы переве­сти дыхание, глотнуть свеже­го трезвого воздуха. Главная борьба ждет каждого честно­го человека, каждого гражда­нина. То, что сделано, - толь­ко начало. Но и это начало оптимистично. Спасены от преждевременной гибели ты­сячи, если но миллионы, сократилась преступность. Медленно, но все же меняется от­ношение к труду. Вот выдер­жки из доклада на недавнем партийном активе в Вологде:

"В прошлом году реализация спиртного в области сократи­лась на 40 процентов. И как следствие число преступлений, совершенных в нетрезвом со­стоянии, уменьшилось почти на одну треть, автотранспортные происшествия по вине пьяных водителей сократились на 281 процентов. Общее число привлеченных к административной ответственности за пьянство снизилось на 29 процентов, прогулы в промышленности сок­ратились почти на 50, потери рабочего времени - на 37 процентов. Лучше стала обстанов­ка в семьях. Количество погиб­ших в состоянии алкогольного опьянения уменьшилось почти в два раза".

Помню, как после публика­ции постановления многие женщины у .меня на родине в Харовском районе Воло­годской области плакали от ра­дости. Некоторые приходили ко мне домой. Просили, что­бы я позволил в Москву, пере­дал благодарность за это постановление.

Перестройка немыслима без полного отрезвления, это на­до понять каждому. Перестро­иться на иной лад может лишь трезвый работник. Лицемерие половинчатой, а то и просто фиктивной борьбы за трез­вость не всегда очевидно: сей­час "зеленый змий" обнаружи­вает еще и свойства хамеле­она. Ходатай культурного винопития прячется в каждом, кто лично для себя не допускает полного отказа от алкоголя. Интересно, что большин­ство пьющих и выпивающих руководителей искренне убеж­дены в том, Что индивидуаль­ный "сухой" закон обедняет жизнь. Таким людям кажется, что отказ от алкоголя лиша­ет человека определенной ра­дости, делает его как бы в чем-то обкраденным или об­деленным: Но человеку пью­щему никогда не понять, что все обстоит как раз наоборот. Он может понять эту истину лишь после того, как сам, на своем опыте узнает, что полный отказ от алкоголя как раз и делает жизнь богаче, шире и радостней...

Знаю, что, прочитав эту фразу, большинство так называемых "культурно пьющих" лишь ухмыльнется, потому что логика тех, кто совершенно свободен от наркотика, им пока недоступна и даже враждебна. Когда В. .М. Шукшин с обычной для него решительностью принял для себя "сухой" закон, многие на "Мосфильме" перестали с ним здороваться. Умолчу о том, что он говорил, когда обнаружил этот внешне непонятный феномен...

Случай с В. М. Шукшиным вспомнился мне во время разговора в одной московской больнице. Известный нарколог, доцент, убеждал меня в том, что все народы издревле выращивали лозу, что вино, это поэзия и лишать людей этой поэзии глупо... Нужно, мол, просто учиться пить... Странно звучали эти сентенции в кабинете ученого, да еще нарколога!

От растерянности я даже позабыл, что, во-первых, далеко не все народы выращивали лозу, а если и выращивали, то не обязательно для вина; во-вторых, отношение к алкогольному опьянению и у греков, и у древних римлян было вполне однозначным; в-третьих, в тот год в моем колхозе "Родина" от этой поэзии погибло еще несколько человек. Один замерз на снегу. другой повесился, третий отравился какой-то брагой, четвертый умер во время похмельного сна. Умерла от этой поэзии женщина-доярка. Почти все погибшие были в молодом возрасте... Как же после всего этого язык-то поворачивается, чтобы сравнивать наркотический яд с поэзией!

Мысль о том, что меры, предусмотренные постановлением, не принесут пользы, протаскивается и в газете "Московский комсомолец". Статья, вернее, диалог корреспондента с доцентом кафедры общей психологии МГУ начинается так:

"Алкоголь-это не алкоголь. И пить - это не значит пить водку и вино... И борьба с ал­коголем – это борьба не с ал­коголем". Далее в диалоге идет такая заумь, такая око­лесица, что становится стыд­но за Московский государст­венный университет имени М. В. Ломоносова.

"Правильно ли сейчас сде­лали. что алкоголь окружили ореолом запретности?" - спра­шивает корреспондентка "Мо­сковского комсомольца" и тут же отвечает сама себе:

"Запретный плод сладок. По-моему, чем больше говорят, что нельзя пить, тем это дей­ствие становится более прив­лекательным для многих, за­манчивым. И чем тяжелее спиртное достать, тем оно зна­чимее".

Так рассуждает корреспон­дентка Алла Алова, а специалист по психологии личности Б. С. Братусь говорит, что бороться с наркоманией надо с помощью рок-музыки и дискотек, и предлагает "отрядить группу психологов и социологов на придумывание новых полезных духовных видов групповой экстремальной деятельности". Придумывать групповые, да еще экстремальные виды деятельности я не берусь. Но берусь дока­зать, что дискотеки и рок-му­зыка в их теперешнем виде тесно связаны с полнейшей бездуховностью массовой культуры, следовательно, сдабривают почву для алкогольной и другой наркомании.

Шельмуя истинных пропагандистов трезвости, иные журналисты .не брезгуют ни­какими средствами. Так, В. Матвеев и Л. Соболевский (еженедельник "Наука в Сиби­ри" от 5 марта 1987 года) пу­стили в ход специаль­но придуманные "научные" термины: "алкоцентризм" и "шоковый метод". С помощью этих терминов компромети­руется трезвенническое движение вообще, намеренно занижается алкогольная опасность в стране. Конечно, со временем лукавство таких терминов, как "алкоцентризм", становится очевидным, а их изобретатели разоблачают са­ми себя. Но подобные "науч­ные" выступления становятся той зацепкой, которая нужна любителям пьяных бюджетов, пугающим нас финансовым крахом, провалом торговли...

Да, для тех, кто привык тор­говать лежа на боку, при том чуть ли не одной водкой, провалы в торговле есть и будут. Торговать, например, квасом в летний зной намного хло­потнее, чем водкой. И терпе­ния надо больше, и времени, и посуды. Демагогия по пово­ду того, что нечем платить зарплату, объединила в одну компанию и высокопоставлен­ного плановика, вопящего о финансовых трудностях, и за­всегдатая винных очередей, оправдывающего свое нравст­венное падение государственной необходимостью. Удиви­тельно это сходство доводов!

Какой был самый главный довод противников сокраще­ния производства и продажи, алкоголя? Они говорили; "Народ этого не поймет. Не примет".

Народ не только понял и принял, но требует еще более жестких ограничений. Об этом свидетельствуют тысячи писем в редакции газет и журналов, в партийные и правительственные органы. Сразу после постановления до многих местах сельской местности на сходах и общих собраниях выносились решения о полном запрете алкоголя. К сожалению, не всегда и но везде эти решения были поддержаны сверху. Хуже того, некоторые райисполкомы в той или иной форме отменяли решения сходов. Такие случаи были. Я разговаривал со многими председателями райисполкомов. Торгово-финансовый оборот и впрямь лихорадило. Надо было начисто менять структуру торговли, иными словами, перестраиваться. Но психология кабатчика устраивала многих плановиков, финансистов, экономистов, бухгалтеров и даже рядовых продавцов.

Перед принятием постановления скептики доказывали: запрет не принесет пользы, поскольку (второй довод!) будут гнать самогон. Что за странная логика? По такой логике, например, не надо вовсе лечить грипп, поскольку вирус имеет способность приспосабливаться к новым условиям. Ясно даже не специалисту, что кустарное производство с промышленным несравнимо. (Если даже вся Вологда начнет гнать самогон, ей все равно не угнаться за одной лишь поточной линией Вологодского ликеро-водочного завода).

Кроме того, ведь существу­ет закон, подразумевающий карательные меры относи­тельно самогонщиков, в руках государства и рычаги ценооб­разования. Почему бы, напри­мер, не ввести регламентацию торговли сахаром?

Но самым главным до­водом у заступников народной беды был тот, о котором я го­ворил в начале статьи. "Ежели я не буду пить, го­сударство завтра же прогорит!" – кричит забулдыга. – "Народ нас не поймет!" – вторит забулдыге чиновник, которому не хочется перест­раиваться. Они сошлись во мнениях. Они толкуют одно и то же по поводу снятия стрес­сов, насчет пустых денежных касс, о том, что участились отравления эрзацами, что очереди за вином позорят Моск­ву перед иностранцами, и т. д. Лукавство "стрессовой" темы ждет еще собственного разоб­лачения, ведь большинство этих стрессов как раз и обус­ловлено пьянством. А вот те­ма "пустых касс" уже разоб­лачает себя. Целые горо­да, целые области научились торговать по-новому. Эрзацами и всевозможной химией пользуются лишь патологические пьяницы. А что касается винных очередей, то по­зорят они не Москву, а самих стоящих в очередях. Что ж, пусть стоят, если есть время и лишние деньги! Но я убеж­ден, что такие очереди радо или поздно начнут таять, ис­тончаться, наконец и исче­зать подобно кошмарным ви­дениям. И произойдет это не за счет расширения пьяных прилавков, а за счет медлен­ного, постепенного сокраще­ния клиентов, демонстрирую­щих в этих очередях убоже­ство духа.

Джек Лондон, обращаясь к молодежи, писал в своей книге "Джон Ячменное Зерно": "...как тот, кто пережил кровавую войну, восклицает: "Долой войну!", - так я кричу: "Долой алкоголь! Не отравляйте молодые жизни этим ядом!". Единственный спо­соб прекратить войну - пере­стать воевать, единственный способ прекратить пьянство - перестать продавать алкоголь. Мы умеем уберегать детей от мышьяка и стрихнина, от тифозных и туберкулезных бацилл. Примените такие же меры к ячменному зерну! .Запретите его! Не выдавайте патентов и разрешений на кабаки, пусть ячменное зерно не подстерегает молодежь на каждом шагу! Я пишу, - продолжает Дж. . Лон­дон, - не- об алкоголиках и не для алкоголиков, а для юношей, которые ищут интересной жиз­ни и веселого общества".

Писатель мечтал о том вре­мени, когда "юноши будут узнавать из исторических книг, что в прошлом люди хо­дили в кабак, и это покажет­ся им таким же диким обы­чаем. как бой быков и сожжение ведьм на кострах".

Помечтаем об этом и мы вместе с писателем-романтиком. Ведь множество наших мечтаний, например, полет на Луну, мы научились прекрас­но осуществлять. Почему бы не осуществить и еще одну мечту? Она вполне осущест­вима!

Литература:

Алкоголь и другие наркотические вещества. – Н. Новгород, 1994. – 130 с.

Карпов А.М. Самозащита от наркомании. – 2 изд., доп.-Казань: изд-во «Карпол», 2001. – 46 с.

Маюров А. Н. Боец. // Оптималист. – 1991. - № 11(15) – с. 2; 1992. - № 3(18) – с. 4; № 4(19) – с. 4; № 5(20) – с. 4; № 6(21) – с. 2; № 7(22). – с. 2; 1993 - № 1(23) - с. 2; № 2(24) - с. 2; № 4(26); № 5(27) – с. 2.

Маюров А. Н. Неделя пропаганды знаний о трезвом образе жизни и действий по его утверждению. // Алкогольная болезнь - 1997 - № 8 - с. 7.

Маюров А. Н. Педагогические основы формирования трезвого образа жизни школьников. // Алкогольная болезнь - 1997 - № 8 - с. 8.

Маюров А. Н. Ролевая игра "Антиалкогольный трибунал". // Алкогольная болезнь - 1997 - № 8 - с. 8.

Маюров А. Н. Методологические основы собриологии. // Алкогольная болезнь - 1997 - № 8 - с. 8.

Маюров А. Н. Педагогические основы формирования трезвого образа жизни школьников. // Алкогольная болезнь. - 1997 - № 8 – с. 9.

Маюров А. Н. Печальное первенство, но есть надежда на лучшее. // Биржа плюс свой дом. - 1995. - № 18.

Маюров А. Н. Страшнее Хиросим и Бухенвальдов. // Нижегородская правда. - 1995 - 13 мая.

Маюров А. Н. Шанс на спасение. // Биржа плюс свой дом. – 1995. - № 30 - с. 13.

Маюров А. Н. У "них" с этим тоже проблемы. // Биржа плюс авто - 1995 - № 24 - с. 6.

Маюров А. Н. Словарь для маньяков. // Понедельник плюс он и она» - 1995 - № 30 - с. 9.

Маюров А. Н. Взял наркотик - потерял смысл жизни. // Нижегородская правда - 1995 - 29 июля.

Маюров А. Н. Наркотики станут легальными? // Нижегородская правда. - 1995 - 15 августа.

Маюров А. Н. Работы хватит и внукам. // Знамя трезвости. - 1995. - № 2.

Маюров А. Н. Убить дракона. // Биржа - 1995 - № 39.

Маюров А. Н. "Душа устала". // Мужики - 1995 - 24 ноября.

Маюров А. Н. Кому выгодно спаивать народ? // Мужики - 1995 - 24 ноября.

Маюров А. Н. Кто же пьяные дикари? // Соль земли - 1998 - 17 сентября.

Маюров А. Н. На Руси курящему отрезали нос и уши. // Соль земли. - 1998 - 19 ноября.

Маюров А. Н. Российский геноцид. // Соль земли - 1999 - 30 января - с. 5.

Маюров А. Н. "То, что я видел, было мрачно..." // Понедельник – криминал. – 1999 - № 27.

Маюров А. Н. Музей трезвости на Нижегородской ярмарке. // Колокол (Волжская заря) – 1999 – 29 июня.

Маюров А. Н. Шичко "не лаптем щи хлебал"... // Доктор ФОМ. – 1999. - № 31.

Маюров А. Н. Потенциал здоровья в ваших руках // Праца (Гродненская обл.) – 14 снежень – 1999 .

Маюров А. Н. Здоровье нации – миф или реальность // Соль земли – 2000 – 24 июля.

Позднякова М. Е. Социологический анализ наркомании - М.: РАН, ин-т социологии, 1995.

Позднякова М. Е. Неудовлетворенность социальных по­требностей - важный фактор наркотизации. Актуальные проб­лемы девиантного поведения. Борьба с социальными болезня­ми. – Ежегодник – М., - 1995.

Понятовская О. Жизнь без "кайфа". О борьбе с наркома­нией // Социальная защита. - 1998. - № 4.

Попов В. А. Наркотизация в России - шаг до национа­льной катастрофы // Социологические исследования. - 1998. - 8.

Похабов Г. Рубцовск: бой с наркоманией. О проведении II фестиваля-марафона "В XXI век - без наркотиков" // Малые города. - 1998. - № 4.

Проблемы национальной политики России по контролю за наркотиками и международное сотрудничество. Материалы международного научно-практического семинара 24-25 февр. 1998г. (МВД РФ). – Белгород, 1998.

Пути и методы предупреждения подростковой и юно­шеской наркомании. Под ред. Березина С. В., Лисецкого К. С., Орешниковой И. Б. (Самарский гос. ун-т; Поволжск. филиал гос. НИИ Семья и воспитание РАО; Благотв. фонд "Второе рож­дение" - Самара. - 1999.

Пятницкая И. М. Наркомания - М. - 1994.

Пятницкая И. М. Развитие наркотизма в прошлом и на­стоящем // Вопросы наркологии. - 1995. - №№ 1, 3.

Речнов Д. Д., Латышев Г. В., Яцышин С. М. и др. Шаг за шагом от наркотиков. Книга для родителей - СПб., 1999.

Романова Л.И. Наркотики и преступность. Учебное посо­бие / Дальневосточный ун-т - Владивосток: ДВУ, 1998.

Российские подростки в информационном мире. Резуль­таты социологического опроса. Материалы парламентских слу­шаний, 3 ноября 1998/UNJCEF/., ЮНПРЕСС; С. Б. Цымбаленко, А. В. Шариков, С. Н. Щеглова – М., 1998.

Россия и наркотики. Краткий обзор ситуации - М.: Международная ассоциация по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, 1999.

Русакова М. Социальный контроль над наркотизмом. Социальный контроль над девиантностью в современной Рос­сии. Сб. ст. - СПБ. - 1998.

Ручкин Б. А., Гришина Е. А., Серикова Н. А. Российская молодежь: десять главных проблем - М.: Социум, 1999.

Сафонова С. Путь с иглы удается не всем. Но есть способ победить этот страшный недуг // Учительская газета. – 1999. – 16 марта. / Специальный выпуск: Учительская газета против наркотиков.

Семья и причины наркозависимости. Православие и проблемы наркомании в современном мире. Помощь в воспита­нии детей. Изд. по благословению Архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия - СПб: "Сатис", 1997.

Серебрякова Н. П. Расслабься и стань здоровым. О мерах борьбы с наркоманией // Соц. Защита. - 1997. - № 7.

СОДЕРЖАНИЕ

    Стр.
Раздел I. В здоровом теле – здоровый дух  
Урок 1. Здравствуйте!  
Урок 2. Здоровое питание  
Урок 3. Физическое здоровье  
Урок 4. Я люблю  
Урок 5. Нормы права и правонарушения  
Урок 6. Красота природы и человека  
Урок 7. Твой праздник  
     
Раздел II. Табачный туман обмана  
Урок 8. История Серого Джина  
Урок 9. Разрушающее действие табака на человека  
Урок 10. Кратковременные и длительные последствия курения  
Урок 11. "Да здравствует чистый воздух!"  
Урок 12. Еще раз о табачном обмане  
Урок 13. Законодательство и табачная реклама  
Урок 14. Урок-викторина против табака  
Урок 15. Иллюзии курильщиков.  
Урок 16. Пассивное курение  
Урок 17. Избавление от табачной зависимости  
     
Раздел III. Homo bibens не есть Homo sapiens  
Урок 18. "В поход на фронт своих кварталов..."  
Урок 19. Что представляют собой наиболее распространенные алкогольные изделия?  
Урок 20. Разрушение алкоголем организма человека  
Урок 21. Социальные беседы  
Урок 22. Семейные проблемы  
Урок 23. Избавление от алкогольной зависимости  
Урок 24. Алкогольный трамплин в наркоманию  
Урок 25. Противостояние наркотизму в зарубежном мире  
     
Раздел IV. Наркотики, наркомании и выход из наркотического круга  
Урок 26. Что такое наркотики и наркомания?  
Урок 27. История наркотизма  
Урок 28. Токсикомания  
Урок 29. Развитие зависимости  
Урок 30. Наркотики и закон  
Урок 31. Избавление от зависимостей и профилактика  
Урок 32. Метод Шичко и другие психолого-педагогические методы избавления от зависимостей  
Урок 33. Бранные слова  
Урок 34. Я принимаю решение  

* Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. / Под научной ред. Л. М. Шипициной и Е. М. Казаковой. – СПб.: Детство-Пресс, 2001, с. 60-62.

* Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости / Под ред. А. Н. Гараненко. – М.: Лаб. Баз. Знаний, 2000, с. 268-270.

* Маттесон Янне Наркотики: информация для учителей и других специалистов. – СПб.-Стокгольм: RNS, Sida, б/г, с. 123-125.

* Гринченко В. И. Плюсы и минусы употребления алкоголя. – М.-Воткинск, 2000. – с. 188-190.

* Хольмберг Б. Растворители и клей. – СПб.-Стокгольм: RNS; Sida, б/г., с. 8.

* Ди Снайдер – известный американский рок-музыкант.

* Использована работа доцента Н. А. Гринченко "Основы антинаркотического воспитания". – Липецк: Деп. обр. и науки, 2000. – 223 с.

* Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. / Изд. 2-е, перер. и доп. / Под научн. ред. Л. М. Шипициной и Е. П. Казанцевой. – СПб.: Детство-Пресс, 2001, с. 155-158.

* Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости. / Под ред. А. Н. Гаранского. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000, с. 316-326.

* Миронов Е. М. Прощайте, наркотики! – СПб.: Питер, 2001, с. 107-120.

* Маттссон Я. Аргументы. – СПб.-Стокгольм: RNS; Sida, б/г, с. 3.

* Гладков Ф. Об одном позорном пережитке // Лит. газ. – 1952. – 22 мая.

Наши рекомендации