Методы и приемы интерактивного обучения
· Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Читайте подробнее о мозговом штурме на уроках.
· Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
· Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
· Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
· Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
· Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
· Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
· BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Конфликтология
Анализ научных источников и исследования, проведенные авторами, позволяют определить трудную ситуацию жизнедеятельности как характеризующуюся разбалансированностью системы «задача — личные возможно сти и (или) мотивы — условия среды», вызывающую психиче скую напряженность у человека. Степень рассогласования оп ределяет уровень трудности ситуации. Общие признаки трудной ситуации: • наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятст вия на пути реализации каких-либо целей, мотивов; • состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта; • заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки «обыкновенности». Основными видами трудных ситуаций являются трудные ситуации деятельности, социального взаимодействия и внутри личностного плана.
Сегодня трудные ситуации деятельности достаточно изуче ны. Они рассматриваются как ситуации со сложной обстанов кой, для которых характерно нарушение соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможно стями человека.
В трудной ситуации социального взаимо действия другой человек (его присутствие, действия или без действие) рассматривается как препятствие для реализации моего «Я» (желаний, стремлений, интересов, ценностей, це лей). Это вызывает психическую напряженность.
Для конфликтной ситуации свойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппо нента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу (негативные эмоции и формирование «образа врага»). Преобладает мотивация "на себя". Эмоции доминируют в определении поведения и мане ры общения. В результате стресса все ресурсы индивида моби лизуются для достижения победы над оппонентом.
Социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.
В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия. Однако не всякое противоречие перерастает в конфликт. Понятие противоречия по своему содержанию шире понятия конфликта. Социальные противоречия являются основными детерминирующими факторами социального развития. Они «пронизывают» все сферы социальных отношений и в большинстве своем не перерастают в конфликт. Для того чтобы объективно существующие (периодически возникающие) противоречия трансформировались в социальный конфликт, необходимо, чтобы субъекты (субъект) взаимодействия осознали, что то или иное противоречие является препятствием на пути достижения ими жизненно важных целей и интересов. По мнению К. Боулдинга, конфликт возникает, когда «созревшие» противоречия осознаются сторонами как несовместимые и каждая из сторон стремится завладеть позицией, исключающей намерения другой стороны. Поэтому конфликтные противоречия носят субъективно-объективный характер.
Разрешение конфликта возможно лишь при устранении конфликтной ситуации, а не только исчерпании инцидента. Разрешение конфликта может произойти также в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей стороны, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного истощения соперника.
Для успешного разрешения конфликта необходимы следующие условия:
§ своевременное определение причин конфликта;
§ определениеделовой зоны конфликта — причин, противоречий, интересов, целей конфликтующих сторон:
§ взаимное желание сторон преодолеть противоречия;
§ совместный поиск путей к преодолению конфликта.
Существуют различныеметоды разрешения конфликта:
§ избегание конфликта - уход со «сцены» конфликтного взаимодействия физически или психологически, но сам конфликт в этом случае не устраняется, так как остается причина, породившая его;
§ переговоры - позволяют избежать применения насилия, добиться взаимопонимания и найти путь к сотрудничеству;
§ использование посредников - примирительная процедура. Опытный посредник, в роли которого может выступать организация и частное лицо, поможет быстро урегулировать конфликт там. где без его участия это было бы невозможно;
§ откладывание - по сути это есть сдача своей позиции, но лишь временная, поскольку по мере накопления сил сторона, скорее всего, попытается вернуть утраченное;
§ третейское разбирательство, или арбитраж, — метод, при котором строго руководствуются нормами законов и права.
Последствия конфликта могут быть:
1. позитивными:
§ разрешение накопившихся противоречий;
§ стимуляция процесса социальных изменений;
§ сближение конфликтующих групп;
§ усиление сплоченности каждого из соперничающих лагерей;
2. негативными:
§ напряженность;
§ дестабилизация;
§ дезинтеграция.
Разрешение конфликта может быть:
§ полным - конфликт завершается полностью;
§ частичным — конфликт изменяет внешнюю форму, но сохраняет мотивацию.
Безусловно, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте исходя из конкретной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта.
Структурные элементы - это необходимые параметры конфликта, без наличия которых он не может развиваться как взаимосвязанная целостная система и как процесс.
К элементам конфликта относят такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств. Такими элементами являются (Рисунок): проблемная и конфликтная ситуации, участники конфликта, объект конфликта, среда, границы конфликта. Однако часть элементов зависима от личностных особенностей участников, например, цель участников, предмет, характер инцидента.
Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления в развитии общества, можно выделить одну из его функций, которая состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование, так сказать, выходных клапанов и отводных каналов помогает взаимной адаптации индивидов, стимулирует положительные изменения.
Другой позитивной функцией конфликта является коммуникативно-связующая. Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу.
Еще одна позитивная функция конфликта, вытекающая из предыдущих, проявляется в том, что он способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений. Это происходит тогда, когда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого.
Но социальный конфликт может носить негативный, разрушительный характер, дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предприятиям и обществу, ибо экономический ущерб от остановок предприятий способен стать фактором разбалансированности экономики. Национальные конфликты нарушают взаимосвязи между нациями.
Динамика
Как любое социальное явление конфликт может быть рассмотрен как процесс, протекающий во времени. Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов.