Технологические аспекты обучения
Педагогическая технология
Сущность и значение педагогической технологии (ПТ) в обучении • Принципы и правила ПТ « Свойства педагогической технологии: прогрессивность, научность, инструменталь- ность, импровизационность
Сущность и значение педагогической технологии в обучении. Несмотря на то что правомерность применения понятия технологии в педагогике признается сегодня не всеми учеными, педагогические технологии прочно вошли в практику обучения. Чем объясняется такое распространение и развитие педагогических технологий?
Реформирование образования — это в первую очередь оптимизация, повышение качества образовательного процесса и его результатов. Этому способствует стандартизация, т.е. определение конечных результатов образования на каждом уровне. Но результаты образования в реальности будут выявлены через много лет, поэтому в стандартах необходимо заложить результат на проектировочном, ценностно-целевом, процессуальном уровне. Это позволит сделать технология — деятельность по проектированию.
Таким образом, педагогические технологии дают возможность запрограммировать процесс и с определенной гарантией привести к результату. Преимущество педагогических технологий заключается в возможности проектирования и прогнозирования процесса обучения, что делает его научно обоснованным.
Понятие «педагогическая технология» (ПТ) чрезвычайно дискуссионно. Впервые о необходимости ПТ писал А.С.Макаренко. За введение этого понятия педагога-новатора в свое время обвиняли в «механистичности».
Существует множество определений педагогических технологий («образовательных технологий», «технологий обучения», «технологий воспитания»). Одно из первых определений ПТ (середина 50-х гг. XX в.) — как научного описания педагогического процесса (совокупность средств и методов), неизбежно ведущего к за-
планированному результату, — касалось программированного обучения. Технология программированного обучения была построена на основе теории бихевиоризма, когда учебная деятельность была организована по принципу: стимул (S) — реакция (R) — подкрепление (Р).
С середины 1970-х гг. большинство определений ПТ связаны с понятием оптимизации: педагогическая технология — это изучение, разработка и применение принципов оптимизации учебного процесса на основе новейших достижений науки и техники (ТСО, педагогическая квалиметрия, НОПТ, теория управления); технология обучения — это область знания, связанная с определением системы предписаний, обеспечивающих оптимизацию обучения.
Сегодня предмет педагогической технологии в самом общем виде определяется как область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения.
В зависимости от объекта технологизации можно выделить педагогические технологии различного уровня:
- общие технологии учебного процесса и коммуникаций;
- частные технологии этапов учебного процесса.
На схеме I дана примерная иерархия номенклатуры педагогических технологий различных уровней. Она не исчерпывает всего возможного перечня ПТ, но дает представление о взаимосвязях тех или иных технологий.
На схеме 1 технология целостного учебного процесса включает в качестве примера пять частных технологий (1—5) (в действительности может быть намного больше), каждая из которых в свою очередь может состоять из еще более узконаправленных технологий.
На одном уровне с технологией целостного учебного процесса находится технология общения и они взаимосвязаны. Технология общения также включает в качестве примера пять частных коммуникативных технологий (6— 10) (их тоже может быть больше), в которых также можно выделить набор узконаправленных частных технологий общения. Рассмотрим подробнее составляющие схемы 1:
- — технология постановки учебных целей (1а — эмоционально- волевых целей, 16 — образовательных целей, 1в — социальных целей и т.д.);
- — технология мотивации (1а — внешней мотивации, 16 — внутренней мотивации, 1в — мотивации достижений и т.д.);
- — технология информационно-объяснительных воздействий (За — лекции, 36 — эвристической беседы, Зв — демонстрации и т.д.);
Схема 1