Технологические аспекты выполнения аттестационной работы

Наиболее логичной и продуктивной представляется следующая последовательность выполнения аттестационной работы:

1. Определение совместно с руководителем темы аттестационной работы.

2. Подбор литературы, справочников и других источников по теме исследования.

3. Изучение необходимой литературы и других источников по теме, фиксация на их основе нужной информации.

4. Обоснование актуальности темы аттестационной работы.

5. Анализ литературы по теме исследования и грамотное изложение состояния изучаемого вопроса.

6. Поиск, анализ и обобщение педагогического опыта.

7. Написание теоретической части аттестационной работы.

8. Подготовка методических рекомендаций.

9. Написание заключения.

10. Оформление библиографического списка используемой литературы.

11. Оформление титульного листа.

12. Представление работы руководителю.

13. Подготовка к публичной защите аттестационной работы.

Работа с литературой

Выбрав тему, следует начать подбор литературы по теме иссле­дования. Выделяются три типа источников библиографической ин­формации:

- первичные (статьи, диссертации, монографии и т.д.);

- вторичные (библиография, реферативные журналы, сигналь­ная информация и т. д.);

- третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.).

Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно науч­ную – о самом содержании уже известных знаний.

При написании аттестационной работы следует просмотреть журналы: «Вопросы психологии», «Педагогика», «Народное образование», «Мир образования», «Классный руководитель», «Среднее профессиональное образование», «Специалист» и другие журналы психолого-педагогической направленности.

Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей про­следить подходы к постановке и решению определенной проблемы раз­личными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обоб­щений, с тем, чтобы на основе анализа, систематизации, осмысления полученного материала выяснить современное состояние вопроса.

Всю найденную информацию целесообразно фиксировать в виде записей разного рода.

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было одно­значным. В педагогике то или иное понятие различными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах). В тексте же данной работы от начала до конца понятие должно иметь одно, четко определенное автором значение. После того, как определены опорные понятия, начинается поиск их толкований в информационно-справочной литературе: общих и спе­циальных энциклопедиях, толковых словарях; а также в оглавлениях и предметных указателях основных учебников и монографий по те­мам исследования.

Энциклопедия – научное справочное издание, дающее систематический свод знаний либо совокупность сведений в одной какой-либо отрасли зна­ния. Почти во всех энциклопедиях статьи расположены в алфавит­ном порядке. Здесь же находится внутристатейная или постатейная библиография – она отсылает к базовым трудам по соответствующе­му вопросу.

Расширить сферу поиска помогают специализированные словари и справочники, среди них: философский словарь, педагогический сло­варь, словарь иностранных слов и др. Сведения в словарях и спра­вочниках, как и в энциклопедиях, расположены в алфавитном поряд­ке. Если в статье имеется слово, выделенное курсивом, ищите более подробное разъяснение в той же книге. Справочные издания помога­ют привести наши знания в систему. Зачастую они становятся наши­ми наставниками в самообразовании.

Найденные определения понятий фиксируются на отдельных кар­точках и подвергаются мыслительной обработке с помощью опера­ций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.

Аттестационная работа требует анализа только необходимой литерату­ры и выборки из нее наиболее важного материала. Одни источники содержат исключительно важные сведения и поэтому требуют вни­мательного изучения и конспектирования, другие, где затрагиваются лишь некоторые вопросы, относящиеся к теме, могут быть представлены отдельными выписками.

Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обобщений, с тем, чтобы на основе анализа, осмысления, системати­зирования полученного материала выяснить современное состояние вопроса.

В ходе работы с литературой рекомендуется:

1. Все свои замечания, выводы по поводу работы с источниками тут же фиксируйте письменно.

2. Записи должны быть краткими и обозримыми, ведите их на от­дельных листках или в тетради, но на одной стороне.

3. Записи могут иметь форму плана, тезисов, конспектов, выпи­сок, а также картотеки идей, цитат, методик, что в дальнейшем облегчит классификацию и систематизацию полученной инфор­мации.

Наши рекомендации