Выпускная квалификационная работа
Квалификационная работа по теме "Нормирование физической нагрузки на уроке физической культуры детей 7- 10 лет со зрительной патологией" может являться продолжением темы курсовой работы по АФК и включать фрагменты курсовой работы по ТФК- («Физическая нагрузка, способы ее регулирования и контроля на уроке физической культуры») и курсовой работы по физиологии («Изменение деятельности кардиореспираторной системы под влиянием физической нагрузки на уроке физической культуры»). В таком случае квалификационная работа может иметь следующую структуру:
ВВЕДЕНИЕ (актуальность, объект и предмет исследования)
ГЛАВА 1. Физическая нагрузка и ее влияние на организм школьника (обзор научно-методической литературы)
1.1. Физическая нагрузка, способы ее регулирования и контроля на уроке физической культуры.
1.2. Изменение деятельности кардиореспираторной системы под влиянием физической нагрузки на уроке физической культуры.
1.3. Особенности психофизического развития и кордиореспираторной системы детей с нарушением зрения.
1.4. Влияние физической нагрузки на организм ребенка со зрительной патологией.
1.5. Показания и противопоказания к физической нагрузке младших школьников с нарушением зрения.
1.6. Гипотеза исследования.
ГЛАВА 2. Цель, задачи, методы и организация исследования.
2.1. Цель и задачи исследования
2.2.Методы исследования
2.3.Организация исследования
ГЛАВА 3. Характеристика физической нагрузки на уроке физической культуры слабовидящих детей (результаты исследования)
3.1.Направленность и координационная сложность физической нагрузки на уроке физкультуры
3.2.Объем и интенсивность физической нагрузки на уроке (по данным хронометрирования и пульсометрии)
3.3.Влияние физической нагрузки на организм слабовидящего ребенка в зависимости от типа урока
3.4.Способы индивидуального регулирования нагрузки на уроке.
ГЛАВА 4.Педагогические нормы физической нагрузки для слабовидящих детей на уроке физической культуры (обсуждение результатов исследования).
4.1. …
4.2. …
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Во введении дается обоснование актуальности выбранной темы, формулируются объект и предмет исследования. Названия глав 1,3 и 4 отражают содержание работы. Если в работе стоит несколько задач, то главы (или параграфы) результатов собственных исследований имеют соответствующие задачам названия.
В главе 1 анализируются источники литературы по выбранной теме. Главное - показать современные представления авторов о состоянии проблемы. Студент должен уметь не только анализировать мнения разных авторов, сопоставлять их, но дать им собственную интерпретацию. Необходимо четко разделять собственные мысли и суждения цитируемых авторов. При использовании заимстваванных фактов, мыслей, суждений необходимо делать ссылки на авторов и год издания источника. Заканчивается первая глава обобщением основных результатов анализа состояния вопроса по источникам литературы и формулировка гипотезы. Рекомендуемый объем главы - 15-20 страниц.
Во второй главе описываются цель, задачи, методы и организация исследования. При использовании широко известных методов и методических приемов, следует сделать ссылку на источник, где они подробно описаны. Модифицированные и оригинальные методы детально описываются в работе. Затем подробно излагаются организация исследования (контингент и количество испытуемых, их характеристика – пол, возраст, двигательные и психические возможности, состояние и группа здоровья и т. п.), продолжительность исследования, время, место и условия проведения педагогического эксперимента, методы математической статистики, применяемые при обработке экспериментальных данных. Объем главы 6-8 страниц.
В главе, посвященной результатам исследований и их обсуждению, приводится экспериментальный материал. Его целесообразнее представлять в логической последовательности в отдельных параграфах. В этой главе студент результатами исследования решает поставленные задачи. Результаты измерений оформляются в виде протоколов, которые выносятся в приложение, в тексте автор оперирует лишь средними показателями, полученными в результате статистической обработки экспериментальных даных. Результаты статистической обработки данных оформляют как приложение (таблицы), в текст помещают построенные на их основе графики, рисунки, схемы, диаграммы. После описания полученного материала следуют его анализ и обсуждение - сопоставление с данными других исследований, высказывается собственное суждение по существу полученных результатов. Обсуждение результатов исследований может быть представлено после их изложения в том же разделе, либо вынесено в отдельный параграф (главу). Ориентировочный объем главы в квалификационной работе - 20-25 страниц и более.
После обсуждения результатов следуют выводы, которые должны отвечать на поставленные в работе задачи. Выводы должны быть краткими, конкретными и вытекать из результатов фактического материала исследования.
Список использованной литературы составляется согласно правилам библиографического описания источника в соответствии с ГОСТом (см. 2.4.9. ).
В приложения включают карты обследования, протоколы педагогических наблюдений, образцы анкет и т.п. В качестве приложения могут быть представлены фотоальбомы, видеозаписи и другой иллюстрированный материал.
Планирование работы
Весь цикл подготовки курсовой и выпускной квалификационной работы условно можно представить в следующем виде:
· выбор темы исследования;
· изучение научно-методической литературы;
· определение предмета и объекта исследования;
· определение цели и задач;
· разработка рабочей гипотезы;
· выбор методов исследования;
· организация исследования;
· подготовка и проведение экспериментальной части работы;
· обработка результатов исследования;
· анализ, обобщение, интерпретация результатов исследования;
· формулирование выводов;
· письменное оформление работы, подготовка иллюстративного материала;
· подготовка доклада к защите.
Выбор темы
Студентам предлагается для самостоятельного выбора несколько наиболее актуальных направлений научных исследований по адаптивной физической культуры в системе специального (коррекционного) образования. Все предложенные направления нацелены на углубленное изучение проблем физического воспитания детей и подростков с нарушениями в развитии, при этом объектом исследования могут быть не только уроки и занятия адаптивного физического воспитания, но и другие виды АФК: адаптивная двигательная рекреация, физическая реабилитация, адаптивный спорт, креативные и экстремальные виды деятельности, составляющие целостную систему физкультурного образования детей с сенсорными, двигательными, интеллектуальными нарушениями. Пятое направление ориентирует студента на междисциплинарные исследования, связанные со специальной психологией.
Каждое направление содержит большой диапазон тем. Например, в направлении 1, проблеме 1.3 тема конкретизируется для определенной нозологической группы и возраста испытуемых: “Особенности коррекции и развития скоростно-силовых способностей младших школьников с нарушением слуха на уроке адаптивного физического воспитания”.
Рекомендации по выбору темы:
1. Искать тему исследования в сфере будущей профессиональной деятельности: специальные (коррекционные) дошкольные и школьные образовательные учреждения, реабилитационные центры, специальные медицинские группы общеобразовательных школ и т. п.
2. Учитывать личные интересы, способности и уровень теоретической подготовки в выбранной области, возможность объективных измерений.
3. Тема выбирается студентом самостоятельно из предложенных направлений. Студент имеет право предложить свою тему с обязательной аргументацией ее выбора. Тема должна иметь очерченные границы, формулировка – содержать ключевые слова, отражать главную идею работы, быть немногословной и лаконичной.
4. При выборе темы надо ориентироваться на место проведения педагогической практики по АФК в специальных (коррекционных) учреждениях (7 семестр) и специализации (8 семестр), специальной психологии (9 семестр).
5. Желательно выбор темы исследования по АФК сделать до начала выполнения курсовых работ по физиологии и теории физической культуры, чтобы темы последних «вписались» в интересы исследовательской работы по АФК. Например: студент выбрал тему по АФК “Средства и методы развития равновесия у детей с ДЦП”. В этом случае по теории физической культуры он может взять тему: “Развитие равновесия на уроках физического воспитания в школе”, по физиологии - “Физиологические механизмы развития равновесия”. Собранная информация поможет студенту лучше подготовиться к курсовой работе по специальности. Если это не сделано своевременно, при выборе темы по АФК целесообразно использовать ранее накопленный теоретический и практический материал, полученный при подготовке двух первых курсовых работ, а также учесть возможность получения научной информации при написании курсовой работы по специальной психологии (9 семестр).
6. Тема должна отвечать современным требованиям, быть социально значимой, учитывать потребности практики. В адаптивной физической культуре актуальными проблемами являются разработка и решение оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих, компенсаторных, лечебно-восстановительных задач средствами адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, адаптивного спорта, физической реабилитации, стимулирующих двигательную активность, развитие физических и психических функций различных возрастных и нозологических групп населения.
7. Основные направления исследований в области адаптивной физической культуры в системе коррекционных образовательных учреждений представлены в Приложении 3.