Тема 2. Воспитание и образование в Античном мире
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Тематика семинарских занятий для студентов 3-го курса
Дневного отделения ПБ31 ИПП
Составитель: профессор, доктор пед. наук Е.В. Головнева
Тема 1. Зарождение педагогической мысли и практики на ранних этапах развития человечества
Вопросы для обсуждения.
1. Зарождение и развитие воспитания в первобытном обществе.
2. Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций
3. Особенности воспитания и обучения в Месопотамии.
3. Развитие воспитания и обучения в древнем Египте.
4. Особенности воспитания и обучения в древней Индии.
5. Зарождение педагогической мысли в древнем Китае.
Контрольные вопросы
1. Назовите исторические предпосылки и охарактеризуйте начало становления воспитания как общественного явления.
2. Раскройте особенности генезиса воспитания в праобщинах формирующихся людей.
3. Каковы особенности воспитания в раннепервобытных общинах.
4. Что свидетельствует об изменениях, содержания педагогического процесса в эпоху разложения первобытно-общинного строя?
5. Каковы особенности воспитания и обучения в одной из древних цивилизаций Востока - Месопотамии?
6. Охарактеризуйте развитие воспитания в Древнем Египте.
7. Сформулируйте цель и определите основные направления, воспитания в древней Индии.
8. В чем педагогический смысл идей Конфуция?
Рекомендуемая литература
1. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества - М., 1980.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика.- М., 1999.
3. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики.- М., 1998.
4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. / Под ред. А. И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и доп.- М., 2001.
5. Кон И.С. Ребенок и общество.- М., 2003.
6. Конфуций и его школа / Авт.-сост. В.В. Малявин.- М., 1996.
7. Корнетов Г. Б. Становление воспитания как общественного явления.- М., 1992.
8. Матье М.Е. День египетского мальчика.- М., 1954.
9. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия (Портрет погибшей цивилизации)/ Пер. с анг.- М., 1980.
Тема 2. Воспитание и образование в Античном мире
Вопросы для обсуждения
1. Воспитательная практика в древней Греции. Афинская и Спартанская модели воспитания, образования и социализации подрастающего поколения.
2. Просвещение в эпоху эллинизма (III-I век до н.э.).
3. Зарождение педагогических идей в недрах античного философского знания (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др.).
4. Воспитание и школьное обучение в древнем Риме. Педагогическая мысль в древнем Риме (Сенека, Цицерон, Квинтилиан и др.).
5. Зарождение христианской традиции воспитания.
Задания:
1. Назовите основные этапы развития воспитания и образования в истории цивилизаций Античного Средиземноморья.
2. Определите общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах. Какими факторами это было обусловлено?
3. В чем вы видите особенности воспитания и обучения подрастающего поколения в Древнем Риме?
4. Определите главные черты римской системы образования (по целям, задачам, слагаемым звеньям - типам школ и формам обучения).
5. Назовите наиболее видных философов Древней Греции и Древнего Рима, которые затрагивали проблемы воспитания.
6. Охарактеризуйте взгляды представителей раннего христианства на воспитание.
Рекомендуемая литература
1. Аристотель. Этика. Политика. Поэтика // Собр.соч.: В 4т.- М., 1984.- Т.4.
2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики.- М., 1998.
3. Зелингер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли.- Л., 1978.
4. Платон. Протагор // Собр.соч.: В 4т.- М., 1990.
5. Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2т.- М., 1987.
6. Сенека Л. Нравственные письма к Луцилию.- М., 1977.
7. Уколова В.И. Поздний Рим: Пять портретов.- М., 1992.
8. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/ Сост. А.И. Пискунов.- М., 1981.
9. Цицерон. Избранные сочинения.- М., 1975.