Образование в древнем, античном мире

Для данного этапа развития воспитания характерно сохранение черт предыдущей эпохи, связанных с особенностями мышления (пример: Спарта, Рим – на 5й день клали у ног отца, если отводил взгляд, то избавлялись от малыша. Известные персоналии античного мира Карфаген – дети в жертву божествам, Геракл – в припадке гнева убивает жену и детей).

Новое в воспитании – различие по социальному и имущественному положению. (Аристотель: раб – одушевленное орудие труда).

В этот период формируется бросающий (безразличный) стиль отношений родителей к детям:

Педагог – раб, непригодный для другой работы. Перикл (Афины) – «вот еще одним педагогом стало больше!». Передача детей кормилицам, наставникам, кумовьям. Отсутствие спец детской одежды, детских образов в искусстве.

Образование теряет изначальную естестественность и становится длительной подготовкой к будущей взрослой жизни. Оно отрывается от интересов детей и становится все более авторитарным и жестоким. «Уши мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют».

Письменное свидетельство ученика: «Смотритель сказал: Почему ты кланялся без разрешения? – и ударил меня. Человек, следящий за порядком: Почему ты встал без разрешения…Привратник – ушел без разрешения. Человек с палкой – протягивал руку без разрешения.

Появление письменности - на Ближнем Востоке 2,5 тыс. лет до н.э. –породило необходимость (новоого социального института)-образовательного учреждения как места организации обучения письменной речи и передачи культовых знаний Известны так называемые –Дома табличек. Так, например, археологами однаружено помещение на 20-30 человек, чан с глиной для табличек, скамьи, найдено множество исписанных табличек (тростниковой палочкой на влажной глине, клинопись).

Образовательные учреждения возникают преимущественно при храмах (позднее и частные). Сначала содержание образования составляет неспециализированный учебный материал (мифы, гимны, погребальные плачи, эпические сказания), затем стали составлять специальные учебные тексты из слов и выражений, объединенных общим смыслом (названия растений и животных, камней и минералов, стран и городов, позже – поучения, наставления, рассказы о школьной жизни). Образование приобретает функции посредниа между культурой и личностью, шлюза, фильтрующий социальный опыт для передачи его ученикам.

Идеал образования на данном историческом этапе– человек образованный для жизни, как владетющий письмом (копировать тексты), арифметикой, умещий измерять поля, составлять платежные документы (с помощью спец таблиц, стандартных примеров), петь и музицировать, разбираться в жертвоприношениях, знать 2 языка, терминологию жрецов, юристов, корабельщиков, пастухов. Тое есть, образование - предпосылка успешной карьеры.

Обучение преимущественно индивидуальноепо организации, основано на зубрежке и наказаниях. Платное. Содержание зависит от обучающего. Учитель – носитель высшей мудрости, непререкаемой истины, огромная дистанция с учащимися, почтение.

Если для архаичного общества была характерна неопределенность функций образования, то теперь образование как подготовка будущих общественных деятелей сосредоточивается в руках специальных представителей общества.

На Ближнем Востоке оно становится атрибутом власти жрецов, священников. В государствах древнего Востока школа и воспитание развиваются в русле конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социально-этических норм, обязанностей и личной зависимости. Идея индивидуальности была маловыраженной в воспитании. Личность как бы растворяется в семье, касте, социальной страте – отсюда преобладание авторитарных методов и жестких форм воспитания. Практика и опыт воспитания на Востоке , а так же зародившиеся там педагогические концепции составили основу традиционной образовательной парадигмы.

В Греции, Риме нет касты священников, и эту функцию образования личности берет на себя государство. В отдличии от практики и опыта воспитания и обучения на Востоке, образование в древней Греции строится преимущественно на демократических идеалах образованность рассматривается как необходимое, обязательное качество гражданина, но распространяется это требование лишь на свободных людей, в отношении рабов используются иные установки - это орудия производства, им образование ни к чему.

Среди государств Древней Греции особенно выделяются Спрата и Афины.

Спарта- обюразование ориентировано на гипертрофированную военную подготовку с 7 лет (до 18). В агеллах - учреждениях государственных, одинаковых для всех мальчиков, высший надзор в которых осуществлял педоном.

Афины - пайдейя – идея образование вообще, т.е. гармоничное телесное и духовное формирование человека, реализующее все его способности и возможности.

Образование носит индивидуальный характер, осуществляется по выбору семьи. Школы частные. Традиционны строгость и наказания.

С 7 лет школа грамматиста (читать, писать, декламировать, считать) – обучение осуществляют дидакскалы, одновременно или после обучение продолжается в школах кифаристов (пение, музыка – кифара или лира, стихосложение),

с 12 лет или раньше – палестра – школа состязаний (гимнастика) – педагог в таких школах - педотриб.

После 18 лет обучение продолжается в – гимнасих (военно-гимнастические и философские упражнения), академиях.

Идея гармоничного развития личности, сформировавшаяся в этот период в древней Греции было затем положена в основу гуманистических теорий и концепций воспитания. В рамках филомофской мыли в Древней греции активно развиваласб едагогическая теория( трактаты древнегреческих ученых).

Сократ – майевтика – искусство ведения спора (как диалектика и софистика) - с помощью проблемных вопросов раскрыть противоречия в рассуждениях, заставить критически отнестись к собственному знанию, кажущемуся абсолютным.

Платон (ученик Сократа). Должен был стать по происхождению и призванию одним из политич вождей Афин, получил блестящее образование. Однако убедился в порочности афинской демократии (особ-но как поступили с Сократом) и стал мечтать о создании идеального города или гос-ва, в к-ом совершенная справедливость понималась бы как путь к подлинной республике и к справедливым законам (трактаты «Гос-во» и «Законы»).

«После речи о рождении детей всего правильнее было бы сказать об их восп -и и обр-и». «Надлежащее воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души прекраснейшими и наилучшими» – для этого «надо взрастить его с малых лет наиболее прав образом» (Начиная с внутриутробного развития – указания беременым – быть спокойными, много гулять. До 3 лет – несколько сильных кормилиц - «лепить младенца словно он из воска» – для этого пеленать до 2 лет, до 3 лет носить на руках, постоянное движение, много о пользе укачивания. С 3 лет - система общественного восп-я: всех детей собирать в особых местах для игр. Назначенные женщины следят, чтобы дети строго выполняли правила игры и не вносили никаких ношеств, иначе они захотят потом внести новшества и в законы гос-ва «Надо избегать изнеженности, надо наказывать детей, но так чтобы не задеть их самолюбия» (поступать как в отношении рабов). С 6 лет обучение – верховая изда, стрельба из лука, музицирование, чтение… Не надо давать всем одно образование, а обучать по состоянию души

Душа реализует себя в добродетелях умеренности, мужественности и мудрости (у рабов и женщин нет души). Каждый должен делать то, на что он вправе претендовать по состоянию своей души. 1 группу (крестьяне, ремесленники) надо надежно обучать практическим делам, чтобы наши башмаки были хорошо сшиты, а посевы ухожены. 2 группа, выделяющаяся в юности по природной физ силе и силе духа, д/б получать достойную телесную и нравст выучку, осваивать Фю. Из них стражи и 3я группа - с разумной душой – с 20 лет высшее образование (философия, матем-ка, астрономия, риторика, теория музыки)– потенциальные правители и мудрецы. Т.о. обр-е дается людям для их эффективного исп-я в соответ-и с потребностями гос-ва. О развитии личности речь не идет, цель – бесперебойное функц-ние идеального государства.

Аристотель – («Платон мне друг..»). Три стороны души: растительная (проявляется в питании и размножении), животная (ощущениях и желаниях), разумная (в мышлении и познании). Каждая из нихх требует особого воздействия – соответственно 3 стороны восп-я (физ, нрав, умственное. «Самое важное средство для сохранения гос строя – это воспитание юношества.Искусство воспитания, по мнению Аристотеля, призвано восполнить то, чего не достает от природы. Считал целью образования - воспитание добродетели. Дилллему- каким должно быть образование – частным или общественным –решал в пользу общественного.

Многие черты и особенности воспитания и образования древней Греции были восприняты и получили дальнейшее развитие в Древнем Риме.

Для образования в древнем Риме была характерна практическая и гражданская направленность: образовать общественных деятелей (воинов, ораторов). То есть цель - активный член общества, способный жертвовать собой ради блага государства, храбрый воин, искусный политик, расчетливый землевладелец. Это оюъясняет причины исключения из программы образования таких дисциплин как изящные искусства. В основом преподавались арифметика, геометрия, астрономия, медицина, архитектура. Для 12 лет образование ребенка преимущественно семейное. Далее обучение в школах трех ступеней - у литератора (чтение письмо, счет), с 12 лет у грамматика (греческий и римский язык), потом у оратора (ритора).

Демокрит - «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться». «Многие всезнайки не имеют разума. Надо стремится к многомыслию, а не к многознанию».

500 лет спустя, Рим - Марк Фабий Квинтилиан напишет: – Дети – драгоценный сосуд, с к-ым надо обращаться бережно и уважительно, против физ/наказаний. Цель Вя – наилучшая подготовка к исполнению гражданских обязанностей, вершина обр-я – овладение искусством оратора. До 7 лет домашнее (нянька и учитель с хорошим произношением), потом общественное - «свет хорошей школы лучше одиночества семьи», приучается общаться, выступать. Первый и единственный методист древнего мира – развивать память (стихи, изречения великих), буквы из слоновой кости, письмо по трафаретам, слова со сложным стечением звуков, грамматику изучать с греческого языка.

Таким образом, в этот период развития общества в передовых государствах зарождается образование как социальный институт, формируются важнейшие основополагающие для становления гуманистической и традиционной образовательных парадигм педагогические идеи.

Происходит отделение умств труда от физического обусловило возникновение теоретической педагогики как части философских систем. В своих трудах философы стремились дать филоское объяснение существующего образования (Пифагор, Конфуций - Китай) . для их взлядов характерен отрыв от реальной социальной практики (мечты об идеальном государстве и воспитании - Платон), 3) попытки разработать методики обучения и воспитания (Квинтилиан).

В целом же педагогика и образование изменяются крайне медленно.

Наши рекомендации