Воспитание и образование в античном мире

И С Т О Р И Я З А Р У Б Е Ж Н ОЙ П Е Д А Г О Г И К И

Педагогика как наука является едва ли не самой древней и неотделима от развития общества. Воспитание как средство подготовки подрастающего поколения к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества. В дородовом обществе и при родовом строе дети усваивали опыт в процессе совместной деятельности. С развитием и усложнением производства для овладения производственным опытом требовалась специальная и продолжительная выучка. Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества.

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В АНТИЧНОМ МИРЕ

Временные границы античного мира огромны: от 3 тысячелетия до н.э. до 5 в. н.э. Территориально античный мир охватывал земли трех материков. Уже во 2 тысячелетии до н. э. в этом регионе зарождается письменность. Были установлены твердые правила письменности, направление письма слева направо, расположение строк сверху вниз, стали выделять заглавные буквы и красную строку.

Рабовладельческий строй достиг своего наивысшего развития в античных государствах Древней Греции и Древнего Рима. В поздний период рабовладельческого общества воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых является воспитание с обучением. Это привело к тому, что появилась необходимость обобщить опыт воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов было запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Она соответствовала тому времени, когда отношения между людьми основывались на насилии и физическом наказании.

! Из древней Греции ведет свое происхождение термин «педагогика». Педагогами называли рабов, которые присматривали за детьми аристократов и сопровождали их в школу. Слово «педагог» обозначало «детоводитель». Позднее педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. Из древней Греции ведут свое происхождение «школа» (досуг), «гимназия» (общественная школа физического развития). Из античной Греции ведет свое происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании.

В Древней Греции имелся ряд небольших государств, из которых наиболее крупными были Лакония с городом Спартой и Аттика с городом Афины. Эти 2 полярных города дали два различных образца организации воспитанияв древнегреческом мире.

1.Спартанская система воспитания. В Спарте воспитанием детей ведало государство, распоряжающееся жизнью ребенка с самого его рождения. Оставляя в живых только здоровых детей, их передавали кормилицам, которые ценились как профессиональные воспитательницы. Здесь сложился идеал сильного, физически здорового, смышленого военном деле, но по сути своей невежественного человека. С 7 лет мальчики помещались в воспитательные учреждения типа казарм, где находились до 18 лет. Затем они вступали в войско и только в 30 лет становились полноправными гражданами. В целях воспитания у будущих рабовладельцев безжалостного отношения к их классовым врагам подростков 14-15 лет заставляли принимать участие в кровавых облавах и избиении рабов. Девочки, оставаясь в семье, получали физическое и нравственное воспитание.

2.Афинская система воспитания. В Афинахболее высокий уровень экономического и политического развития создавал благоприятные условия для развития культуры: большого расцвета достигли философия, математика, архитектура, скульптура, литература, риторика, театр. В 4 – 5 в.в. до н.э. мальчики с 16 до 18 лет продолжали свое обучение в государственных учреждениях – гимнасиях:Академия (на базе этого гимнасия известный философ Платон (427-347гг. до н. э.) создал философскую школу, где методика обучения восходила к беседам, спорам и диалогам); Ликей (в этом гимнасии свою философскую школу создал виднейший философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), который в своей методике на первое место ставил способность к подражанию – повторение желательных действий, копирование, следование примеру,образцу); Киносарг (в этом гимнасии с учениками занимался философ Антисфен (450-360 гг. до н.э.), который основным методом считал личный пример учителя и высоко оценивал воспитательную роль труда. Он призывал к воспитанию привычки к преодолению трудностей: «трудности похожи на собак, они кусают лишь того, кто к ним не привык»).

Вершиной педагогического мастерства Древней Греции было искусство воспитания философа Сократа (ок.470-399 гг. до н.э.). В своей педагогической практике он довел до совершенства такой способ нахождения истины как диалог с учеником. Для него живое общение, устное слово, совместный поиск в решении проблемы – лучший путь образования человека.

Воспитание в Афинах было уделом лишь богатой рабовладельческой верхушки. Дети демократических слоев, как свободорожденные имевшие право посещать афинские школы, не могли этим воспользоваться этим правом из-за отсутствия материальных средств. Рабы были лишены всех прав.

Наши рекомендации