Стажер → продавец-консультант®старший продавец ®менеджер®старший менеджер® директор магазина®эксперт
Практическое занятие № 1.
Понятие профессии, ее признаки.
Цель занятия: закрепление теоретических знаний на практике и формирование умений.
- Ознакомление с понятиями профессия и специальность, определение признаков.
- Приобрести практический навык распознавания классификации профессий.
Материально-техническое оснащение:
1. Оборудование: тетрадь, ручка, вариант задания.
Инструкция
Внимательно прочитайте задание. Работа состоит из 2 частей.
Часть А включает 4 задания в которых нужно заполнить таблицы и 1 задание в котором необходимо записать формулу профессии продавец. За каждый правильный ответ дается один балл. Максимальное количество баллов за часть А составляет 5 баллов.
Часть Б состоит из 1 задания. Ответы к этому заданию Вы должны сформулировать самостоятельно.
За выполнение задания части Б вы можете получить 2 балла.
Можно выполнять задания в том порядке, в котором они даны.
Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются.
Всего вы можете получить 7 баллов. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Максимальное количество баллов: часть А (5 баллов) + часть Б (2 баллов) = 7 баллов
Критерии оценки:
5 «отлично» - 7-6 баллов (90-100 %);
4 «хорошо» - 5-4 баллов (80-89 %);
3 «удовлетворительно» - 3-2 баллов (70-79 %);
2 «неудовлетворительно» - менее 2 баллов (менее 70 %). Время выполнения всех заданий- 90 минут.
Часть А
Задание 1.
Заполнить таблицу классификация профессии по предмету труда.
Группа | Предмет труда | Обозначение профессии | С чем связан труд | Пример |
Задание 2.
Заполнить таблицу классификация профессии в зависимости от цели труда.
Класс профессии | Профессия | Цель труда | ||
Обозначение | Обозначение | |||
Задание 3.
Заполнить таблицу классификация профессии в зависимости от используемых орудий труда.
Орудия труда | Профессии | |
Обозначения | ||
Задание 4.
Заполнить таблицу классификация профессии в зависимости от условий, в которых осуществляется труд.
Условия труда | Профессии | |
Обозначения | ||
Задание 5.
Запишите формулу получаемой Вами профессии, по ранее изученной классификации.
Часть Б
В любой профессии возможен карьерный рост, как вы думаете, существует ли возможность повышения по службе в работе продавца, если это возможно нарисуйте предполагаемую Вами лестницу карьеры.
Эталон правильных ответов
Часть А
Задание 1.
Заполнить таблицу классификация профессии по предмету труда.
Группа | Предмет труда | Обозначение профессии | С чем связан труд | Пример | |
первая | техника | «человек-техника» | Т | труд связан с обслуживанием, ремонтом, установкой, наладкой, управлением. | Слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, водитель, техник, механик. |
производство и обработка металлов, их механическая сборка и монтаж, сборка и монтаж электрооборудования | Слесарь-механик, токарь, сталевар, сборщик часов, инженер-физик. | ||||
труд направлен на монтаж, ремонт любых сооружений, конструкций | архитектор, строитель, техник-сантехник | ||||
вторая | Обслуживание или взаимодействие с др.человеком | «человек-человек» | Ч | воспитание и обучение, развитие, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское), эта группа профессий может быть связана с управлением, руководством коллективами людей. | экскурсовод, продавец, менеджер, учитель, педагог |
третья | природа | «человек-природа» | П | предметом труда подразумеваем живую природу (растения, животные, микроорганизмы) | микробиолог, рыбовод, ветеринарный фельдшер, оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, цветовод |
четвертая | Знаковая система | «человек-знаковая система» | З | являются знаки – устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки | корректор, редактор, экономист, стенографистка-машинистка, чертежник, нотографик, топограф |
пятая | Художественный образ | «человек-художественный образ» | Х | художественные образы, формируемые личностью в изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерской деятельности | конструктор-модельер одежды, фотограф-художник, музыкант, артист, настройщик музыкальных инструментов, журналист, ковровщица |
Задание 2.
Заполнить таблицу классификация профессии в зависимости от цели труда.
Класс профессии | Профессия | Цель труда | ||
Обозначение | Обозначение | |||
Гностические (познавательные) | Г | Корректор | Узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, сортировать, проверять по ранее известным признакам, оценивать, исследовать | |
Критик | X | |||
Санитарный врач | Ч | |||
Лаборант химико-бактериологических анализов | Ч | |||
Контролер – приемщик готовых изделий | Т | |||
Преобразующие | Пр | Столяр | Т | Изменить свойства, состояние предметов труда |
Учитель | Ч | |||
Полевод | П | |||
Чертежник | ||||
Реставратор | X | |||
Врач | Ч | |||
Педагог | Ч | |||
Изыскательские | И | Закройщик в ателье | Х | Изобрести, найти нетрадиционный вариант решения |
Задание 3.
Заполнить таблицу классификация профессии в зависимости от используемых орудий труда.
Орудия труда | Профессии | ||
Обозначение | |||
Ручные, в том числе механизированные | Р | Слесарь-сантехник (отвертки, разные ключи) Хирург (скальпель) | Столяр (дрель) Зубной врач (бормашина) |
Машинные, с ручным или ножным управлением | М | Токарь Фрезеровщик | Машинист крана Машинист тепловоза |
Автоматизированное и автоматическое оборудование | А | Сталевар Печатник | Ткач Оператор энергосистем |
Функциональные средства организма человека | Ф | Певец Актер | Учитель Балерина Дегустатор вин |
Задание 4.
Заполнить таблицу классификация профессии в зависимости от условий, в которых осуществляется труд.
Условия труда | Профессии | ||
Обозначения | |||
Обычные бытовые условия | б (малая) | Чертежник Бухгалтер Контролер радиоаппаратуры | |
Условия открытого воздуха, когда могут быть резкие перепады температуры и влажности | о | Полевод Тракторист Механизатор широкого профиля | |
Необычные условия (под водой, на высоте, под землей, при повышенной температуре) | и | Водолаз Шахтер Монтажник-высотник | |
Условия повышенной моральной ответственности (за здоровье и жизнь людей или за большие материальные ценности) | м | Учитель Судья Продавец | Прокурор Адвокат Педагог |
Задание 5.
Запишите формулу получаемой Вами профессии, по ранее изученной классификации.
ЧГРм
Часть Б
В любой профессии возможен карьерный рост, как вы думаете, существует ли возможность повышения по службе в работе продавца, если это возможно нарисуйте предполагаемую Вами лестницу карьеры.
Да, возможен.
Стажер → продавец-консультант®старший продавец ®менеджер®старший менеджер® директор магазина®эксперт