Триединая цель урока (Канаржевский)
1. Образовательная
a. Знания (понятий, дат, фактов и т.д.)
b. Умения
i. Специальные
ii. Общеучебнst^ владение привемами письменной и устной монологической и диалогической речи; азличными приемами работы с учебной и дополнительной литературой (выделение главного в форме простого и сложного платана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем); владение основными видами ответов; умение строить определение понятий, сравнения, доказательства, определить цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы; владение способами контроля и взаимоконроля, само- и взаимооценки; умение коллективно работать; управлять работой коллектива и т.д.
c. Навыки
Цель урока ставится для учеников: если в цели урока стоит работа с картой, значит ученики должны поработать на уроке с картой.
2. Развивающая:
a. Развитие речи, мышления, сенсорной сферы личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной областей;
b. Умственная деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности, выдвигать гипотезы)
Цель урока должна быть выполнимой. Если учитель не уверен в выполнимости цели, лучше не ставить ее
3. Воспитательная:
a. Нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы;
b. Потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности и ценностная ориентация, мировоззрение
Если ставить целью воспитание гражданственности, патриотизма, нужно четко уметь эти чувства измерять. Лучше воздерживаться от громких красивых фраз. Цель должна быть конкретной, измеряемой. Высказывание собственной точки зрения – это выражение мировоззрения, и работа с мировоззрением – и есть воспитание
Второй вариант формулирования цели:
Предлагается большая общая цель, а пол ней – три задачи. Задачи тоже будут содержать образовательную, развивающую и воспитательную составляеющие. Цель – это существительное, задача – это глагол.
Деятельностный подход. Формулировка целей урока от ученика
Формулируемые на уроке цели можно представить ученику. Форма: «В ходе занятия вы сможете: тра-та-та» Далее идет все та же триединая составляющая, но в измененном, доступном для ребенка виде.
Таксономия Блума – конкретизация целей через глаголы. Знание, Понимание, Применение, Анализ, Синтез, Оценка
В ходе занятия вы сможете:
- Узнать о причинах восстания декабристов, основных событиях и причинах поражения
- Задача с опорой на элементы анализа-синтеза
- Задача с опорой на элементы оценки
Требования, предъявляемые к цели:
· Цель должна быть конкретная;
· Четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т.д.
· Цели конкретизируются в задачах, все задачи объясняются учащимся
Формулировка темы урока
Прием проблемного вопроса при формулировке темы урока. «Олимпийские игры в Греции: любимый общегреческий праздник?»
Формулирование темы занимает немного времени, не больше двух минут. Если ставить проблемный вопрос – в конце к нему нужно вернуться
Мотивация тесно связана с формулированием цели
Тема урока
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъект-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Работа над понятием
Учищимся предлагают для зрительного восприятия название темы урока и предложить обяснить значение каждого слова или отыскать в толковом словаре. Например, тема урока «Спряжение глаголов». Далее, от значения слова определить цель урока. Аналогичесное можно сделать через подбор родственных слов или черещ поиск в сложном слове словосоставляющих
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия
Исключение
· Первый вид. Повторяется основа приема «Яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
· Второй вид. Задать детям ряд загадок или простых слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Проблемная ситуация
Создается ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
· Самостоятельное решение
· Коллективная проверка результатов
· Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
· Постановка целей урока
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний
На понимание и и применение
· Лови ошибку!
· Практичность теории
Организационные требования к уроку:
· Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования
· Организационная четкость проведения урока (своевременность начала, максимальное использование каждой его минуты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении урока)
· Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО
Выполнение перечисленных требований является необходимым условота эффективности урока, т.е. достижения желаемых результатов. Учитель хорошо знает эти требования, обеспечить их выполнение при подготовке к урока и его поведения
Рефлексия – это осознание осуществленной деятельности: своего эмоционального состояния, учад и трудностей в выполнении деятельности, средств и инструментов, испльзоемых в этой деятельности, затрудненный и способов решения проблемных сутиаци; путь от эмоций к анализу педагогической деятельности
Виды анализа урока
· Психологический анализ – это изучение выполенния психологических требований к уроку
· Дидактический анализ – это анализ основных понятий дидактических категорий
· Аспектный анализ – это детальная оценка какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учщихся
o Примеры аспектов анализа:
§ Реализация триединой цели урока
§ Использование развивающих методов на уроке
§ Изучение способов активации ПД учащихся
§ Формирование общеучебных умений и навыков учащихся
§ Проверка и оценка ЗУН учащихсч
§ Организмаи проблемного обучения на уроке
Комплеслый анадиз – это одновременный анализ дидактических, психологических и други
Схема анализа урока истории
1. Тема урока; место урока в теме, курсе
2. Цель урока, его образовательнох–воспитательные и развивающие задачи
3. Тип урока, его основные этапы; рациональное распределение времени
4. Содержание и методика проверки знаний и умений учащихся. Форма и виды проверки: индивидуальная, фронтальная, групповая, практическая и самостоятельная работа
5. И т.д.