IV. Чтение текста изложения, записанного на доске

Аленушка

Художник Васнецов назвал картину «Аленушка». Нравилось ему русское имя Аленушка. Напоминало оно грустную сказку про Аленушку и братца Иванушку

Неподвижно смотрит девушка в мрачные воды озера. Поникла ее голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях руки. Поза девушки, выражение глаз, старенькое платье говорит о беднос-ти и горькой сиротской доле.

Природа словно сочувствует Аленушке. Молодые осины, елочки, осока заботливо окружили девушку. Очень хочется помочь Аленушке и птич-кам, сидящим на березке. Но они скоро должны покинуть родные края. Вокруг осенняя грусть и тишина.

Краски тоже передают это настроение. Главные цвета здесь серые, зеленые, желтоватые. Все сливается в тихую задумчивую сказку.

По Л. Кудрявцевой

V. Составление плана изложения

1)Художник Васнецов и картина «Аленушка».

2) Девушка у омута.

3) Природа сочувствует Аленушке.

4) Краски картины.

VI. Лексико-орфографическая подготовка

— Объясните значение слов и выражений: омут, поза, желтоватые, сиротская доля, смотрит неподвижно, печально сложены руки, поникла голова, мрачные воды.

— Замените словами, близкими по значению: горькая доля, поникла, мрачные, свешиваются.

— Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их написание: напоминало, волны, г..л..ва, настр..ение, м..л..дые, г..в..рят, ж..лтоватые, т..ш..на, свешиваются, грус.ная.

— Вьщелите предложения с однородными членами, объясните постановку знаков препинания в этих предложениях.

— Объясните написание гласной в слабой позиции в окончаниях имен существительных: о бедности, о доле, сочувствует Аленушке,

— Обратите внимание на правописание слов: братца, нравилось, сочувствует, здесь.

VII. Пересказ текста по абзацам

VIII. Запись изложения, самопроверка

IX. Итоги урока

Домашнее задание

— Составьте три предложения с именами существительными 2-го склонения.

Урок 36. Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения (1 урок)

Цели:обобщить знания о существительных 2-го склонения; развивать навык правописания безударных окончаний существительных 2-го склонения; развивать речь учащихся; расширять знания о жизни и повадках вороны; показать необходимость поддержки и подкормки птиц зимой.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

II. Проверка домашнего задания

— Объясните написание окончаний имен существительных.

III. Орфографическая разминка

Хр..мая старая в..рона Н..су обе., с..баке в миск.. —

Давно ж..вет в саду м..ем. Она внимательно сл..дит,

В густых з..леных ветках клена Боч..ком, боч..ком подходит бли..ко,

Она построила свой дом. Хв..тает кость и прочь л,.тит. Т. Шорыгина

— Объясните написание пропущенных орфограмм. Подберите проверочные слова.

— Определите склонение имен существительных, подчеркните существительные 2-го склонения.

— Как выглядят вороны? Чем они питаются? Где селятся? Почему ворон называют хитрыми, находчивыми и дружными птицами?

IV. Чистописание

ворона ветеринар вчера

Вороны не только громко каркают, они умеют подражать собачьему лаю, смеху человека, а обученные птицы даже произносят отдельные слова.

— Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.

— Подчеркните слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Объясните, почему.

— Обозначьте падеж имен существительных.

Занимательный материал:

Воронья грамота '

Подмосковная ворона --КАР--

Мне доставила пакет. --КАР-

В нем широкий листик клена, —

Что ни строчка — то секрет! КАР-----

«Карр» — А рядом в клетках пусто. –КАР----

Поразмысли, посиди

И с вороньего на русский ---КАР--

Все слова переведи.

В. Волина

{Ответ: картошка, лекарство, маскарад, пекарня, пекарь.)

V. Работа с учебником

Наблюдение за падежными окончаниями имен существительных 2-го склонения.

1. Упр. 178, с. 110.

2. Упр. 179, с. 111. Работа по таблице и ответы на вопросы.

Физкультминутка (под песню «Ворона» (муз. Д. Долгалева, ел. Н. Рубцова))

3. Упр. 180. с. 111. Запись словосочетаний по образцу.

4. Упр. 181, с. 112 Г

— Как зимует ворона? Легко ли ей приходится в это время года?

5. Письмо по памяти:

Птицы! Ах, холодно в воздухе им!

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем!

Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода. Е. Благинина

— Подчеркнуть изученные орфограммы, объяснить их написание.

— Чем мы можем помочь птицам зимой?

Физкультминутка

6.Работа с текстом:

— Кар! — кричит в..р..на. — Кража! — Стой, в..р..на, не кр.ли! ..;

Караул! Грабеж(?)! Пропажа! Не кр.ли ты, пом.лчи!

Вор прокрался утр..м рано! Ж..ть не можешь без обмана!-,

Брош(?) украл он из к..рмана! У тебя ведь нет к..рмана!

К..р..ндаш(?)! К..ртонку! Про..ку! —Что ж вы раньше не ск..зали?!

И кр. .сивую коро.ку! Кар-р-раул! К..рман украли!

В. Орлов

— Объясните написание пропущенных орфограмм, подберите проверочные слова.

— Определите склонение имен существительных, подчеркните имена существительные 2-го склонения.

7. Работа с текстом:

1) Всем, знакома, птица, эта. 2) Клюв, у, ноги, ворон, крупный, сильные. 3) Перья, или, у, обычно, серые, нее, черные. 4) Ворон, горах, в, пустынях, можно, лесах, встретить. 5) Много, городах, в, живет, ворон. 6) Они, грызунов, и, поедают, насекомых, вредных.

— Составьте из слов предложения.

— Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.

— Определите падеж имен существительных.

— Подчеркните однородные члены предложения. На какие вопросы они отвечают? Чем являются в предложении?

VI. Рефлексия

— Как проверить написание безударных окончаний имен существительных 2-го склонения?

— Какие слова можно использовать для проверки гласной в слабой позиции в окончаниях имен существительных 2-го склонения?

— Объясните смысл пословицы: «На чужой сторонушке рад своей воронушке».

Домашнее задание

Упр. 182, с. 112.

Наши рекомендации