Передо мной никогда не стоял вопрос: кем быть? Только учитель, только школа, только дети.
Н.А. Зюзякина
«ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ - ВЫБИРАЙ НА ВКУС!»
(Мастерская о выборе профессии для старшеклассников)
Помочь учащимся разобраться в огромном мире профессий, дать им возможность задуматься о своей дальнейшей судьбе - вот цель этой мастерской.
К сотрудничеству были приглашены девятиклассники, многим из которых скоро предстоит ответить на вопрос, кем быть.
Есть вопросы, на которые ученик сам ищет ответ и сам несет ответственность за принятые решения. Нежелание выпускников брать на себя эту ответственность - показатель инфантилизма, и задача классного руководителя - создать условия, при которых учащиеся будут размышлять над поставленными вопросами.
Каждому не раз приходилось слышать вопрос: «Кем ты будешь?». Чем старше становится человек, тем глубже он осознает всю серьезность этого вопроса, его сложность и многосторонность. Каждый выступает «главным конструктором» своего профессионального пути. Никто не может решить этого вопроса за старшеклассника, можно только дать совет о возможном выборе.
Мастерская началась с вопроса:
- Какие профессии вы знаете?
Каждый называл одну профессию. Были перечислены наиболее известные профессии: медсестра, учитель, продавец, экономист, повар, шофер и т.д. К сожалению, некоторые учащиеся путают понятия «профессия» и «занимаемая должность» (например директор предприятия).
Мир профессий обширен, изменчив, текуч. Одни профессии отмирают, другие появляются, третьи - существуют в течение многих столетий.
Интересное в мире профессий
- Знаете ли вы, что центральной фигурой в дореволюционной торговле был купец. Самые большие в России торговые ряды были построены в 1893 г. в Москве напротив Кремля (нынешний ГУМ). Ежедневно его посещают около 800 тысяч человек, всего же ГУМ посетили примерно 3 миллиарда человек - около 2/3 населения земного шара.
- Знаете ли вы, что рубанку - главному инструменту столяра - две тысячи лет? За это время рубанок практически не изменился.
- Первые сведения о медицинском образовании относятся к глубокой древности. В древнем Египте, Китае за 29-30 веков до нашей эры уже проводилось обучение медицине. Большое влияние на медицинское образование оказал древнегреческий врач Гиппократ. В России систематическое медицинское образование началось со второй половины XVII века. Первая аптека в России открылась в 1581 г. в Кремле для обслуживания царской семьи.
- Первые токарные станки появились пять тысяч лет назад в Древнем Египте. Были они и у финикийцев. Они были весьма примитивны: нужно было держать в руках режущий инструмент, а заготовку вращать с помощью ножного привода. В России первый токарный станок был сконструирован при Петре I русским механиком Андреем Нартовым. - Знаете ли вы, что в 1664 г. в Москве было организовано производство шелка, который поставлялся царскому двору. Сырье привозили из Астрахани. Сначала производством занимались немецкие мастера. В 80-х годах XVII в. шелковым производством управлял князь Голицын. Выпускали гладкий шелк, золотой атлас, камку, бархат. А уже в начале XVIII в. производство было так налажено, что шелковые ткани мог купить любой желающий.
Далее учащиеся получают списки профессий и задание определить, что их объединяет.
Список № 1
1. Участковая медицинская сестра.
2. Милиционер.
3. Продавец промышленных товаров
4. Официант.
5. Экскурсовод музея.
6. Воспитатель дошкольного учреждения
Список № 2
1. Кузнец на молотах и прессах.
2. Ткач.
3. Столяр в мебельном производст-ров
4. Сборщик часов.
5. Фрезеровщик.
6. Прессовщик изделий строительной керамики.
Список № 3
1. Фотограф
2. Переплетчик
3. Кружевница.
4. Швея.
5. Маляр по отделке декораций.
Список № 4
1. Машинистка.
2. Телефонист.
3. Кассир.
4. Чертежник.
5. Лаборант-радиометрист.
В ходе обсуждения выясняется, что представители профессий списка № 1 работают с людьми; списка № 2 - с техникой, профессии списка № 3 предполагают наличие воображения, творческих способностей, списка № 4 - работу с цифрами, знаками, схемами, словом.
Каждый выбирающий профессию оказывается в сложной ситуации. Приходится принимать во внимание не только сведения о ее особенностях, но и учитывать еще некоторые обстоятельства. В парах обсуждается вопрос, какие это обстоятельства. В результате появляется следующий список:
1. Позиция старших членов семьи (родители несут ответственность за будущую жизнь своих детей).
2. Позиция сверстников (дружеские связи могут повлиять на выбор профессии, но за «компанию» выбирать ее нельзя).
3. Позиция школы (педагог-психолог. Он порой знает об ученике то, что скрыто от глаз учителя и даже, порой, от самого ребенка).
4. Личные планы (представления человека о своем будущем, его цель в жизни и возможности достижения этих целей).
5. Способности (каждый обладает различными способностями и талантами. Способности - это не только успехи в учебе, но и достижения в других видах деятельности).
Вот размышления участников:
- В мире нет плохих и ненужных профессий. Важно выбрать свою профессию, по душе (Александра Сидорова).
-Каждая профессия хороша по-своему. Выбирай ту, которая нравится, которая принесет радость и удовольствие (Иван Марьин).
-Да, действительно, все работы хороши, и все нужны. Об этом стихотворение Михалкова «А что у вас?». Но каждый из нас должен выбирать профессию, к которой у него лежит душа. Какую бы профессию человек ни выбрал, она все равно будет хорошей и нужной (Валерия Двинянинова).
-Все профессии хороши, и для каждого человека найдется подходящая профессия. Существует множество профессий, и главное - не растеряться, выбрать ту профессию, которая тебе по душе (Анна Гребенева).
-Я считаю, что все работы хороши, ведь у каждого свой взгляд на жизнь, разные вкусы. Все профессии взаимосвязаны, и если не будет какой-то профессии, цепь прервется, и мы не сможем получить конечный результат работы - товар. Человеку должно быть хорошо на работе (Максим Бикужин).
В ходе работы мастерской учащиеся убедились в том, что выбор профессии - серьезный и трудный самостоятельный важный шаг в состояние взрослости, гражданской зрелости, в свой мир ценностей.