Философская культура педагога как составная часть его профессиональной компетентности.
Философская культура педагога- стержень общей культуры и важнейшая составная часть его профессиональной компетентности, т.к. она развивает способность к профессиональной рефлексии, рефлексии своей профессиональной деятельности, без которой невозможна успешная деятельность вообще.
Что понимать под философской культурой педагога?
1. Понимание сущности философского знания, философии как рефлексии культуры, облеченной в теоретическую форму.
Философия не снабжает практическими рецептами организации образования, роль ее - не в решении, а в постановке проблем.
Она учит размышлять, мыслить, сомневаться, утверждать свои ценности и истины.
2. Знание основ истории философии как истории развития человеческого мышления. Гегель писал: “Философия- это эпоха, схваченная в мыслях”, т.е. в философии в концентрированной форме выражены те сущностные черты эпохи, которые получили свое отражение в науке, искусстве, морали, образовании и т.д.
3. Понимание сущности, специфики образования как института культуры, так как именно понимание сущности образования определяет тип нашей педагогической деятельности и отношение к учащимся.
4. Умение обосновать цели, задачи, содержание и методы своей педагогической деятельности в соответствии с основными тенденциями в отечественной и мировой системе образования.
5. Владение основами современной научной методологии, умение ориентироваться в многообразии методов научного познания и правильно осуществлять их отбор, понимание специфики гуманитарного познания в отличие от естественнонаучного. Сегодня это актуальнейшая проблема. Риккерт, Виндельбанд, Дильтей впервые разграничили “науки о природе” и “науки о культуре” как обладающие специфическими методами. Позднее эта разрабатывалась Бахтиным М.М., герменевтикой.
Особенность сегодняшней ситуации - экспансия естественнонаучных методов во все сферы культуры (искусство, образование и т.д.), экспансия рациональных, логических методов в гуманитарную сферу. С этими процессами В.В. Вейдле связывает кризис современного искусства, когда из него уходит душа, вымысел, творчество, остается голое рассудочное построение, логическая схема, изобретение технического интеллекта.
6.Умение ориентироваться в философских основаниях своего предмета.
7. Знание основных тенденций и закономерностей развития мировой цивилизации, характера их проявления в образовательном процессе, так как образование как часть культуры несет в себе отражение общецивилизационных тенденций.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Что такое философия? Чем она отличается от науки?
2. Назовите основные тенденции развития современного образования?
3. Что такое философия образования?
4. Каковы основные задачи философии образования?
5. Раскройте значение понятия “философская антропология”.
6. Что означает антропологический подход к образовательной деятельности?
7. Раскройте значение понятия “образование”.
8. Раскройте значение понятия “социокультурный тип образования”. Чем определяется социокультурный тип образования того или иного общества?
9. Раскройте понятие “идеал образованности”. Приведите примеры, раскрывающие связь идеала образованности с социальными потребностями.
10. Каковы, на ваш взгляд, основные черты современного идеала образованности?
11. Раскройте содержание понятия “образовательная парадигма”.
12. Как вы понимаете тезис о смене основной образовательной парадигмы в современную эпоху? Чем обусловлена эта смена?
13. Раскройте содержание понятий “образовательная технология” и “методика”. Различаются ли они? Если да, то чем?
14. Назовите основные требования к философской культуре педагога. Поясните наиболее значимые из них.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гершунский Б.С. Философия образования в ХХ1 веке.- М., 1998.
2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.- М., 1995.
3. Гуревич П.С. Философская антропология.- М., 1997.
4. Днепров Е.Д. 4-ая школьная реформа в России- М., 1994.
5. Дюркгейм Э. Социология образования. - М., 1996.
6. Зинченко В.П. Мир образования и образование мира // Мир образования,1997, № 4.
7. Козлова В.П. Введение в теорию воспитания. - М, 1994.
8. Смирнова Н.В. Философия и образование: проблемы философской культуры педагога. - М., 1997.