Глава 6. Игры на развитие и постановку голоса

У каждого из людей есть свой музыкальный инструмент, самый замечательный и красивый, – это человеческий голос. Но к нему надо очень бережно относиться, а главное, уметь им пользоваться. Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка был хорошо поставленный голос, и пение стало одним из любимых занятий, примите к сведению несколько предложенных игр. Они помогут детям научиться правильно владеть голосом и дыханием, чувствовать развитие мелодии и выразительные ее моменты.

Петь любят как взрослые, так и дети. Только вот не все знают о том, что большинство из них поют, задействовав связки. И чем раньше родители или воспитатели начнут заниматься с ребенком вокалом, тем лучше для него. Малыш должен понять, что значит петь правильно и красиво.

Звуки, произносимые человеком, могут быть высокими, низкими и средними; громкими и тихими, долгими и короткими. Соответственно, и голос может обладать своими индивидуальными свойствами. Предложенная игра поможет ребенку разобраться в этих особенностях.

«ИГРА-ЗАГАДКА»

Число участников неограниченное. Это могут быть и бабушка, и дедушка, и папа с мамой, и братья, и сестры, и друзья. Все они удобно устраиваются на стульях. Один из играющих встает спиной к сидящим и закрывает глаза, а ребенок, который одновременно выполняет функции ведущего, – поворачивается к игрокам лицом. Он и будет дирижером, который должен показывать рукой сидящим на стульях, кому и как исполнить звук «а». Кому-то надо пропеть этот звук громко, а кому-то – тихо, кому-то – низко или высоко. Тот игрок, который стоит спиной к сидящим, должен отгадать поющего по тембру и охарактеризовать отличительные свойства его голоса. Когда все будет отгадано, можно всем пропеть звук «а» с различными музыкальными оттенками.

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗАЙЦА»

Могут принимать участие как несколько человек, так и большая группа детей. Все ребята надевают маски понравившихся им животных и выбирают свою нотку (высоту). Все действие происходит, якобы, на лесной полянке, где зверушки собрались на день рождения зайца, который принимает поздравления исключительно в песенной форме.

Суть игры заключается в том, чтобы как можно точнее изобразить, например, щебетание птичек, рычание медведя или тигра, мычание коров, пение лягушек, петухов и кукушек. При этом каждый ребенок должен придумать свою мелодию или песенку-поздравление, исполнив ее имениннику как можно интереснее. А заяц-именинник должен угадать, кто пришел его поздравлять, и определить, у кого музыкальное поздравление получилось более выразительным.

«ПО СЛЕДАМ НЕВЕДОМЫХ ЗВЕРЕЙ…»

Игра немного походит на предыдущую, но с небольшими вариациями. Комнату, в которой она проходит, можно декорировать в виде березовой рощи или соснового бора. Царь зверей лев пригласил всех жителей леса на собрание. На повестке дня – разговор о праздновании приближающихся праздников. Все зверушки спешат на сбор. Ребята должны сочинить песенки про них: про большого или про маленького тигра, утенка, соловья, бегемота, лису и волка. Подумайте, как будете их петь: высоким или низким голосом, тихо или громко. Можно ли узнать по вашему пению, кто повстречался вам на лесной тропинке, или по следам какого зверя вы держите свой путь. А в итоге устройте праздничный концерт.

«РАЗ-ДВА»

А эта игра для детей от 7 до 9 лет. В ней могут участвовать не менее двух игроков. Главная задача заключается в том, чтобы научить детей правильно дышать, что так важно во время пения. По команде воспитателя дети должны дружно сделать вдох (на «раз») и, самое главное, удержать дыхание, а затем – медленно, тонкой струйкой постепенно выпускать воздух (на «два»). Считается победителем тот, кто дольше всех сможет удерживать воздух в легких.

Игру можно продолжить, предложив детям на слог «ла» или «а» пропеть любую известную детскую мелодию. Разбейте всю песенку на фразы. Но перед каждой фразой не забывайте о дыхании. Нужно постараться, чтобы дыхания хватило на все музыкальное предложение.

Для детей постарше можно усложнить задание и включить в игру вокализы. Двум командам предлагается на выбор несколько мелодий. За небольшой промежуток времени они должны как можно красочнее переделать заданную мелодию, использовав различные слоги. У кого лучше получится вокализ и кто мелодичнее исполнит его, тот и будет считаться победителем.

А если вы хотите усложнить задание, то можно поставить дыхание там, где оно не должно стоять. Поймут и найдут ли ребята ошибки? За это задание воспитатель может присвоить им дополнительные баллы.

«ПОЖАРНЫЕ»

Участвуют дети старшей группы детсада. В одном углу строится дом из кубиков или из стола и стульчиков. В этом «домике» живут куклы, мишки и другие игрушки. А в противоположном углу зала расположена «пожарная часть». «Дежурные пожарные» сидят на стульчиках наготове, так как в любой момент могут поступить «сигналы тревоги». У них на головах пожарные каски, склеенные из бумаги. По сигналу «пожарные» должны быстро встать, положить руки друг другу на плечи, изображая при этом пожарную машину.

Из группы детей выходят 8 человек, которые находятся около дома. Каждый держит в одной руке листок красной бумаги, а в другой – голубой. Когда надо создать видимость огня, дети должны размахивать этими листками. Весь ход игры сопровождает музыка, то спокойная, то тревожная, и хор, состоящий из малышей. Во время исполнения хора важно следить, чтобы дети четко пропевали все слова, а воспитатель должен контролировать их дыхание: поющим не надо забывать округлять рот, им следует петь в вокальной позиции, а не в народной манере.

В этой игре можно использовать стихи И. Лепко, музыку Н. Остряковой-Яковлевой или подобрать свой репертуар, главное – чтобы он соответствовал данной тематике. Под музыку дети занимают свои места, а в это время хор начинает петь:

Кто-то в мусор бросил спичку, Огонечек-невеличку! Тлела искорка сначала, Словно силы набирала, А потом… потом… потом Запылало все кругом. (В «домике» разгорается пожар, малыши размахивают флажками и поют: «Пожар, пожар, пожар». При этом они не должны переходить на крики. Воспитатель следит, чтобы дети не пели на голосовых связках).

Под музыкальное сопровождение к загоревшемуся дому несутся «пожарные машины», выносят «жильцов» (игрушки) из «квартир», гасят «огонь» (можно использовать трубки, склеенные из бумаги и имитирующие шланги). Ребенок, до которого, якобы, коснулась трубка, садится на корточки. В этом месте огонь и гаснет. Так, постепенно, отряд «пожарных» справился с этой бедой. Все ребята приветствуют их стоя.

«МЫ УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПЕТЬ»

Для детей дошкольной подготовительной группы.

Дети идут с песней друг за другом по кругу. Каждый держит перед собой плакатик с изображением какого-либо слога.

Звучит музыка, и ребята начинают петь:

Мы учимся читать и петь! Мы учимся читать и петь! Мы учимся читать и петь! Буква с буквой встали рядом — Прочитать их вместе надо И пропеть, пропеть, пропеть! Как только закончится звучание музыки, ребята должны разбежаться в разные стороны и приступить к поиску пары своему слогу, чтобы получилось слово. Дети, у которых получилось слово, идут парами по кругу и поют песню. А кто не успел найти пару своему слогу, отходит в сторону и хлопает в ладоши, приветствуя победителей.

«ОРКЕСТР»

За основу можно взять любую песенку (например, «Как у наших у ворот»). Ребята должны на предложенную тему придумать второй голос и подголосок к основной мелодии. Когда дети справятся с этим заданием, можно двигаться дальше. Следующим этапом будет исполнение песни, причем сами ребята должны научить друг друга петь. Можно эту мелодию пропеть несколько раз на «ля» или «ми», чтобы ребята поняли «движение» мелодии и отметили для себя промежутки, где необходимо брать дыхание. Воспитателю необходимо проследить, как они будут это делать.

Если это будет русская народная песня, то не следует забывать о мелодичности и душевности; если детская – о задорности. Характер мелодии и исполнение ее на дыхании, в вокальной манере – вот основные требования, которых должны придерживаться игроки. В качестве «украшения» мелодии можно подобрать к песням сопровождение, исходя из имеющихся у вас игрушек: трещоток, ксилофона, барабанов, стеклянных и деревянных предметов. Распределите «инструменты» между участниками вашего «шумового оркестра», а затем можно хором исполнить песню.

«ЗИМА И ВЕСЕННИЕ ЛУЧИ»

Для детей средней группы.

Перед началом игры девочка-«снежинка» (могут участвовать и 3—4 человека) и «солнечные лучи» (3—5 человек) стоят в разных углах комнаты. Остальные ребята – «первые весенние листья» – стоят на некотором расстоянии друг от друга в центре комнаты. На руках у «зимы» («снежинки») белые рукавички, а у «солнечных лучей» – красные. «Весенние листочки» надели зеленые рукавички.

В самом начале игры «первые листья» стоят с опущенными руками (веточками). А когда к ним прикасаются «весенние лучи», «веточки» поднимаются. Если к ним стремится прикоснуться рукавичка «зимы», «ветки» должны соединиться над головой с другими «ветками». Если же «ветки» успели соединиться, то рукавички «зимы» не могут их коснуться.

«Зиме» можно сделать сверкающую корону из фольги. К белому платью можно пришить нити, а на концы привязать кусочки ваты, при движении они будут разлетаться. «Солнечным лучам» можно сделать шапочки, изображающие солнце с лучами, а «первые листочки» могут взять в руки настоящие небольшие веточки.

Музыкальное сопровождение может быть выбрано преподавателем. Важно только, чтобы присутствовали мелодии зимы и весны. Ребята во время зимней темы поют такие слова: «Зима пришла, зиме дорога!»; а во время весенней: «Звенит ручей, ручей поет: „Весна идет, весна идет!“»

Во время исполнения зимней темы «зима» и «снежинки» стараются дотронуться своими рукавичками до «листиков». Если ребенок, изображающий первые весенние листья, не успел соединить ветки над головой, «зима» касается его своей рукой – и он замерзает, опуская руки-«ветки». Во время звучания зимней мелодии «солнечные лучики» стоят неподвижно, но как только раздается музыка весны – останавливаются «зима» и «снежинки».

Когда начинает играть весенняя мелодия, «солнечные лучи» быстро дотрагиваются до «листиков» и оживляют их. «Листики» поднимаются. Игра продолжается до конца музыки. Если после ее окончания окажется больше замерзших «листиков», то победила «зима», и в честь ее поется гимн; а если же больше распустившихся «листьев» – победила «весна».

Эта игра рассчитана на то, что дети помимо пения должны слышать, когда звучит весенняя музыка, а когда зимняя. Кроме того, ребята могут вместо пения, проговорить или даже прокричать на хорошем дыхании реплики о весне и о зиме.

Это поможет разобраться и услышать силу и мощь своего голоса, а также понять большую роль дыхания.

Наши рекомендации