Цели и задачи просветительских программ.
При разработке любой просветительской программы главное внимание уделяется не техническим приемам передачи информации, а гуманитарному аспекту, т.е. психолого-педагогической характеристике адресата и выявлению определенных требований к осуществляющему передачу информации.
Целями любой просветительской программы являются:
- создание благоприятных условий для сохранения здоровья,
- формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни,
- способность использовать полученные знания на практике,
- сформировать у детей и родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни,
- сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них полезных привычек,
- пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Задачи просветительских программ:
- распространение медицинских и гигиенических знаний;
- воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья;
- повышение санитарно-гигиенической культуры.
Принципы, положенные в основу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:
1) актуальность – отражение насущных проблем, связанных со здоровьем, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; ознакомление учащихся с наиболее важной гигиенической информацией;
2) доступности - для усвоения объема информации предполагается сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями. Это улучшает восприятие. Предусматривается использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен и т.д.;
3) положительноеориентирование - уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Показ положительных примеров более эффективен, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения;
4) последовательность - выделение основных этапов и блоков, а также их логическая преемственность в процессе осуществления;
5) системность - определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;
6) сознательностьи активность - повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
Любая просветительская программа должна ориентировать человека на продолжение изучения вопросов, связанных со здоровым образом жизни!
Психологические факторы:
1) Адресность – формулирование навыков проводится с учетом пола, возраста, климатогеографических особенностей, национальных обычаев, традиций, социального положения, профессиональной принадлежности и других факторов.
2) Правдивость – информация должна содержать точные данные, четкие ответы, разъяснения.
3) Доверие – корректность формулировок, открытость и желанеи идти на контакт участников программ.
4) Поддержка и стимулирование людей на познание самих себя.
Реализация программы включает разработку материалов, выбор каналов коммуникации, формы проведения мероприятий для более полного доведения информации до целевой аудитории. По завершении просветительской программы следует этап мониторинга и оценки эффективности созданной программы. На этом этапе большую роль играет участие социологов.
Методы и средства.
Широко используются методы массовой, групповой и индивидуальной санитано-просветительской информации, осуществляемые в устной, печатной и изобразительной формах. Важную роль играют средства массовой информации: печать, радио, телевидение, кино. Большими тиражами выпускается медицинская литература: памятки, буклеты, листовки, брошюры, плакаты и др.
Наряду с традиционными методами обучения населения по вопросам здорового образа жизни применяются другие формы просветительской работы: собеседование, групповые дискуссии, лекции, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, беседы за круглым столом, устные журналы, школы здоровья, конференции, методы наглядной агитации (стенгазета, санбюллетень, выставки и уголки здоровья и другие).
Санитарно-просветительная работа ведется с помощью агитации и обучения.
три основных направления:
1) распространение сведений о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний;
2) пропаганду соблюдения правил и методов здорового образа жизни и профилактики путем воспитания и убеждения;
3) гигиеническое обучение и воспитание.
Санитарно-просветительная работа может быть активной и пассивной. К активным формам относятся беседы, выступления, лекции, доклады, т. е. непосредственное общение медицинских работников с населением. Пассивные формы – это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санитарных бюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Активные и пассивные формы тесно связаны друг с другом.
Преимуществами активных форм работы являются непосредственная взаимосвязь и взаимодействие агитаторов и населения, обеспечивающие наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою очередь пассивные формы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время на неограниченную аудиторию. Недостатк-отсутствие обратной связи между агитаторами и слушателями. Однако повышение качества работы позволяет усилить эффект пассивных методов санитарного просвещения. По широте воздействия на аудиторию: массвой,коллективной, индивидуальной.
Следует различать пропагандистскую и агитационную работу. Агитация всегда адресована конкретной аудитории (дети, подростки, взрослые, рабочие и т. д.) с целью побуждения их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды находится определенный предмет, например гигиена полости рта, средства и способы профилактики и др., о которых люди должны получить сведения и иметь свое суждение. Можно считать, что цели пропаганды достигаются с помощью агитации. Если рассматривать их как распространение идей, знаний, мнений, то суть агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.
Последовательность достижения цели имеет следующий вид:
информация – знания – убеждения – навыки – привычки.
Санитарный бюллетень.
Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.
Санбюллетень — это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также сезонностью и эпидемиологической обстановки в данном режиме. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика». Заканчивается он лозунгом или призывом.
Уголок здоровья.
Ведущая тематика уголка здоровья — различные аспекты здорового образа жизни. В случае появления какой-либо инфекции или ее угрозы в определенной местности в уголке должен быть помещен соответствующий материал по ее профилактике. Это могут быть санитарный бюллетень, листовка, подготовленная местным органом санитарно-эпидемиологического надзора, краткая памятка, вырезка из медицинской газеты и т. п.
Полезно делать выставку плакатов по темам: о вреде пьянства, наркомании, курения, о пользе физкультуры и спорта.
Уголок здоровья должен иметь доску вопросов и ответов. Ответы должны быть своевременны, оперативны и полезны.
Устные журналы.
Помимо медицинских работников в устных журналах могут участвовать работники ГИБДД, инспекторы по делам несовершеннолетних, юристы и другие. Сообщения должны содержать не только информацию медицинского характера, но и затрагивать правовые, социальные и нравственные аспекты.
Диспуты.
Диспут – это способ коллективного поиска, обсуждения и разрешения волнующих население проблем.
Решающее значение для успешной подачи информации является верный выбор темы, например: «О красивом и здоровом человеке».
Столкновения, борьба мнений, различных взглядов людей, вкусов, знаний, умений позволяют выявить правильное передовое мнение и убедить всех в правоте.
Большую роль в пропаганде здорового образа жизни могут играть театрально-зрелищные мероприятия, массовые спортивные мероприятия.
Примером коммуникационной программы международного уровня может служить программа ВОЗ по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции и СПИДа. В ее цели входят: предупреждение ВИЧ-инфекции, уменьшение последствий ВИЧ-инфекции для отдельных лиц и общества в целом, снижение чувства страха у населения к инфицированным инвалидам.
Просветительские программы в школе:
1. Учебно-просветительская программа «Здоровым быть – счастливо жить»направлена на совершенствование методов и форм сохранения и укрепления здоровья. Целью данной программы является создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся и приобретение знаний, умений, навыков для сохранения и укрепления здоровья.
После изучения раздела« Личная гигиена тела. Профилактика инфекционных заболеваний»ученик:
- может объяснить взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья;
- составить индивидуальный режим дня;
- умеет подобрать гигиенические средства для ухода за телом, полости рта;
- обладает базовыми знаниями инфекционных заболеваний;
- понимает необходимость повышения иммунитета, его роль в собственном здоровье;
- может разработать индивидуальный комплекс упражнений для снятия переутомления.
После изучения раздела «Профилактика вредных привычек»ученик:
- обладает сформировавшимся устойчивым представлением о том, что «легальные» психоактивные вещества могут вызвать такую же зависимость, как и «нелегальные»;
- понимает свою персональную ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;
- знает алгоритм поведения в экстремальных ситуациях общения с наркоманами, токсикоманами, пьяницами.
После изучения раздела «Профилактика вредных привычек»ученик:
- обладает автоматизированными стеоретипами поведения на улице (наблюдение за улицей, внимательное отношение к звуковым сигналам, шуму машин);
- умеет безопасно переходить проезжую часть или через пути на железнодорожных переходах, используя не только зрение, но и слух;
- понимает свою персональную ответственность за жизнь и здоровье свое и окружающих на улице и в помещении;
- имеет критическое отношение к поведенческим рискам на дороге;
- умеет оказать элементарную помощь пострадавшему в пределах своих возрастных и физиологических возможностей.
2. Литературно-просветительская программа «Мы – за здоровый образ жизни».
Разъяснение школьникам принципов закаливания, личной гигиены, правильного питания, о пользе витаминов, спортивных занятий.
Объяснение разрушающего действия вредных привычек на здоровье, вреда табакокурения.
Проведение викторин: «Школа Мойдодыра», «Витаминчики», «Планета Спорта» и тестов на знание правил здорового образа жизни.
Абсолютное большинство концепций здоровья и здорового образа жизни рассматривают понятие «здоровый образ жизни» как не совместимое с понятиями «алкоголь», «табак» и «наркотики». И хотя по отношению к малым дозам алкоголя в медицинских целях в ряде концепций для взрослых делается снисхождение (Н. Семенова, Е. Фролов), то в концепциях здоровья для детей и молодёжи психоактивным одурманивающим веществам места нет.
Заключение.
Анализируя причины возникновения различных заболеваний (СПИД, гепатит В и С, туберкулез) и зависимостей (табакокурение, алкоголизм), можно отметить, что в большей степени они связаны с образом жизни человека.
Переход к здоровому образу жизни способен предотвратить развитие многих неинфекционных заболеваний, уменьшить потребность в лекарствах и медицинских вмешательствах.
Однако насильно повлиять на решение человека невозможно. Это также связано с агрессивным психологическим давлением. Информацию о пользе здорового образа жизни и возможных последствиях вредных привычек следует предоставлять человеку наиболее полно и в форме рекомендаций. Личный вклад человека на 50% определяет здоровье, генетический фактор – 20%, медицина – 10%, остальные факторы (экология, благосостояние и др.) – 20%. Осознанный выбор должен сделать сам человек.
Список использованной литературы:
1. Учебное пособие. Психология и педагогика. – М.: Центр, 2002г. – 254с.
2. Кравченко А.И. Психология и педагогика. – М.: ИНФРА-М, 2008г. – 399с.
3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002г. – 423с.
4. Учебное пособие «Трезвый образ жизни».
http://grinchenko.tvereza.info