Поэзия, созвучная живой этике

Предчувствием будущего озарены самые чуткие поэты недавнего прошлого. Оно, это грядущее суждённое будущее, приближается неотвратимо.

«Ещё в тумане лес и долы», ещё людские массы спят, но чуткие души, которые поднимают свой взор к небу, уже встрепенулись ожиданием. Там разгорается заря небывалого доселе на планете Нового Мира. И эта заря «всё ярче, всё живее». Ещё одна историческая минута — и солнечные лучи благовестят на весь мир победу Света.

Ф.И.Тютчев

Молчит сомнительно Восток,

Повсюду чуткое молчанье...

Что это? Сон иль ожиданье,

И близок день или далёк?

Чуть-чуть белеет темя гор,

Ещё в тумане лес и долы,

Спят города и дремлют сёлы,

Но к небу подымите взор...

Смотрите: полоса видна,

И, словно скрытной страстью рдея,

Она всё ярче, всё живее —

Вся разгорается она —

Ещё минута, и во всей

Неизмеримости эфирной

Раздастся благовест всемирный

Победных солнечных лучей...

Перед Восходом, 1998, № 1

ОСОЗНАНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

...Осознание эволюции всегда прекрасно(1).

Сегодняшнее Слово я посвятила понятию эволюции, потому что сейчас, особенно с этого года, как никогда происходит ускоренное движение эволюции, продвижение духовное. Я уверена, что вы все это чувствуете. Сказано: «Эпоха Майтрейи наступит стремительно, в отличие от других эпох».

В книге «Община» сказано: «Община не может рассуждать — он наш или не наш. Община говорит — он ценен для эволюции или не ценен»(2). Чтобы понять эти слова конкретно, надо осознать, что подразумевает Учение под словом «эволюция». В словаре иностранных слов ему дано следующее определение: эволюция — это «всякое изменение, развитие, преобразование». «Эволюционировать — значит постепенно развиваться».

Рассмотрим, как в Учении Живой Этики раскрывается понятие эволюции. «Много говорят о слове ''эволюция'' и совершенно не представляют себе этот процесс в действительности. Много рассуждали о строении общества, но всегда предпосылали, что это человеческое общество живёт в чём-то неподвижном, законченном. История потопа и ледникового периода считается чем-то почти символическим. Об Атлантиде не принято было даже говорить, несмотря на греческих писателей. Можно видеть, как человеческое сознание избегает всего, что угрожает его установленному благополучию. Так и понятие эволюции само по себе становится отвлечённым и нисколько не беспокоит сознание каменного сердца. Но разве не зовёт каждый небосклон к мысли о вечном движении? Только в этих эволюционных понятиях можно принять красоту пути земного как обители по восхождению»(3).

«Пусть покажут люди, что они хотят не прозябать, но стать лучше. Они забывают прекрасный закон улучшения»(4).

Под совершенствованием чаще всего подразумевается совершенствование формы, то есть тех или иных проявлений материи, — к этому ведёт цивилизация, включающая научный и технический прогресс.

Но эволюция духа, до получения нами Учения Живой Этики, не входила в понятие человеческой жизни. В Учении же сказано: «Лишь для совершенствования духа мы здесь»(5). «Жизнь духа есть основание эволюции»(6).

Без понимания бессмертия человеческого духа, который проходит через бесчисленные формы материи, невозможно понять смысл эволюции мироздания.

«Для правильной эволюции необходимо скорее утвердить правильную точку зрения на непрекращающуюся жизнь. Наука должна прийти на помощь, чтобы рассеять мрачные заблуждения. Не о могиле думать человеку, но о крыльях и красоте суждённой. Чем ярче человек внедрит в сознание красоту миров, тем легче он воспримет новые условия»(7).

«Правильно предполагать, что эволюция наступает в срок... Но из этого не следует, что люди не должны готовиться к ней. Каждое сознательное мышление мучительно ищет — где грядущее направление эволюции? (...) Потому Учение не вовлекает, но показывает путь»(8). «Так нужно, прежде всего, установить направление эволюции. Не может быть двух направлений прогресса. Может быть одно истинное, и все другие попытки будут лишь блужданиями»(9).

Путь грядущей эволюции — это путь от самости, что есть разъединение, к вселенскому родству, то есть объединению. Человек не может подниматься или падать один.

При эгоизме ничто, находящееся вне самого человека, его не касается, он отъединён от мира, замкнут в сферу своих личных интересов, как зародыш яйца в скорлупу. Таким является человек уходящей расы.

Учение говорит, что при эволюционном движении «будет процветать мировое обновление, сотрудничество, взаимопомощь, община»(10). И когда это проявляется в жизни, это и есть эволюционный путь. Когда человека касается всё, что происходит в мире, когда чужую боль он воспринимает как свою, когда он не только сострадает и стремится помочь, но и умеет радоваться чужому счастью и благополучию, тогда он на эволюционном пути.

Сердца людей открыты вниз,

И мы нередко с другом плачем;

Но ты на радость отзовись,

Ты с ближним раздели удачу —

Ведь в счастье каждый одинок,

И вянет, завистью охвачен,

Улыбки розовый цветок.

Н.Д.Спирина. Капли

Учение Живой Этики, полученное нами в XX веке, раскрывает законы жизни, знание которых необходимо для продвижения человечества. «Знание, знание, знание, если бы люди больше задумывались над тем, что знание есть спасение, то не было бы доли того страдания. Всё человеческое горе происходит от невежества. Потому всякое расширение сознания есть сотрудничество с эволюцией»(11).

Против эволюции восстают сильные враги. Постоянно идёт борьба старого и нового.

«Когда слагается ступень эволюции, тёмные напрягают все уловки, ибо Свет им тягостен и, чуя падение, тёмные хватаются за самые удушающие для них меры. При каждой новой великой эпохе повторяется то же нагнетение сил, но более насыщенного времени не знали в истории...»(12)

Тем, кто движется в направлении эволюции, сопутствует удача, ибо они попадают в «русло счастливого потока».

«Возьмём простейший пример: человек идёт по ветру или по течению и сберегает много энергии. Когда человек приобщается [к] правильному течению эволюции, он чудесно легко проходит препятствия. Дело лишь в том, чтобы здраво определить конструкцию эволюции.

Идти по направлению эволюции вовсе не значит тащиться в хвосте большинства. Вся история человечества указывает, что угадывало эволюцию меньшинство. И эти немногие откуда-то черпали силы преодолевать препятствия.

''Контакт космического преобразования с психической энергией рождает состояние счастливого потока'' — так говорил Будда. Он указал различие между очевидностью и действительностью. Его сравнение очевидности с миражом годится для любой современной беседы.

Можно ли распознавать течение истинной эволюции, если слепая очевидность заслоняет действительность и предубеждение является установившимся мнением?! Когда люди осознают мираж предубеждения?! В каждом предубеждении заключено злобное намерение человеческому существу. Это не мораль, но практическое предупреждение. Какое представление об общине может сложиться у предубеждённых людей! Нелепо говорить с ними о свободном расширении сознания, у них нет понятия свободы, а без свободы не найти русло счастливого потока»(13). «Эволюция может строиться лишь свободным сознанием...»(14)

«Эволюция требует новых форм во всём. Нужно находить полезные выводы из сложившихся обстоятельств»(15). «Строительство великих ступеней эволюции происходит необычными путями. Каждая новая ступень всегда приносит человечеству утверждение, которое подвигает мысль к новым мощным возможностям»(16).

«Прозревший в эволюцию пройдёт к ней бережно, светло отстраняя соринки с пути. Главное, в нём не будет страха. И, бросив ненужное, он обретёт простоту.

...Осознание эволюции всегда прекрасно»(17).

29 марта 1998 г.

НА ПОРОГЕ ПРИХОДА

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

Поэты сродни пророкам. Недаром Пушкин, обращаясь к поэту устами шестикрылого Серафима, воскликнул: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли...» Поэт и видит, и внемлет, и передаёт познанное людям через одухотворённые, возвышенные формы стиха. Таково назначение высокой поэзии.

В связи с этим вспоминается пронзительное по накалу своего содержания стихотворение М.Волошина о настоящем дне и о будущем — «Усталость». Оно было написано в 1915 году, когда будущее просматривалось только с высоты орлиного поэтического полёта.

Вот... избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд...

Трости надломленной не преломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по-истине...

На закон Его будут уповать народы.

Исаия. 42: 1, 3–4

И тогда, как в эти дни, война

Захлебнётся в пламени и в лаве.

Будет спор о власти и о праве,

Будут умирать за знамена...

Он придёт не в cиле и не в cлаве,

Он пройдёт в полях, как тишина;

Ничего не тронет и не сломит,

Тлеющего не погасит льна

И дрожащей трости не преломит.

Не возвысит голоса в горах,

Ни вина, ни хлеба не коснётся, —

Только всё усталое в сердцах

Вслед Ему с тоскою обернётся.

Будет так, как солнце в феврале

Изнутри неволит нежно семя

Дать росток оттаявшей земле.

И для гнева вдруг иссякнет время,

Братской распри разомкнётся круг,

Алый Всадник потеряет стремя,

И оружье выпадет из рук.

Волошин в своём стихотворении провидел Вторую мировую войну и то, что совершится после этого чудовищного события. Сердцем он провидел и Того, Кто войдёт в этот разрозненный и обугленный мир «не в cиле и не в cлаве», ради которых гибло поколение современных ему людей. Но «пройдёт в полях, как тишина», ни к чему не прикоснётся и ничего не захочет взять из того, что может дать Ему земной мир:

Не возвысит голоса в горах,

Ни вина, ни хлеба не коснётся...

Он не повлечёт своим приходом никакого разрушения:

Он пройдёт в полях, как тишина;

Ничего не тронет и не сломит,

Тлеющего не погасит льна

И дрожащей трости не преломит.

И смертельно уставшие от войны и разорений народы в глубине своих сердец обернутся к Нему с тоской и надеждой. Разве не так хотят мира все живущие на планете, в ком ещё жива искра разума?

Земля оттает от тепла Его Любви, и семена добра, которые заложены Творцом в каждом человеке, начнут давать свои всходы. Гнев иссякнет в сердцах, и заколдованный круг распрей разомкнётся, и на смену им придёт радость жизни, которая невозможна без мира между людьми. Зловещий алый Всадник войны Апокалипсиса потеряет стремя — то есть опору и возможность разрушительного продвижения по земле; и смертоносное оружие навсегда выпадет из его рук.

26 апреля 1998 г.

Для того чтобы войти в будущее, надо осознать, что это такое. И поэтому хочется поговорить о самом основном, без чего наше будущее просто не состоится.

ОБЩИНА — НАШЕ БУДУЩЕЕ

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

Трудящийся, горят ли в твоём сознании основы сотрудничества и общины?

Община. Вступление

Сегодня мы поговорим о понятии настолько важном и существенном, что без осознания его мы не сможем продвигаться дальше. И не только мы, но и вся планета. Сказано: «...Без общины Земля жить не может»(1).

Что противополагается общине? Разъединение, разрушение, отчуждение от себе подобных по самым различным признакам: национальности, религии, социальному положению, характеру, полу. Без осуществления общины разваливаются как малая ячейка семьи, так и целые государства. «...Против общины будет говорить лишь тот, кто начал двигаться назад, входя в состав космического сора»(2).

Большинство людей считает, что если они объединяются друг с другом в какой-то группе на основе общих личных интересов и выгод, то тем самым они уже создают как бы общину.

Но не о такой общине говорится в Учении Живой Этики. Преследование личных интересов может объединять

или разъединять в зависимости от времени или ситуации. Оно условно. Община же, указанная в Учении, безусловна, так как создаётся она не во имя своё, а во имя Общего Блага.

Учитель говорит: «Укажу качества взыскующих Общего Блага. — Первое — постоянство устремления. Второе — способность вмещения, ибо плох коммунист отрицающий, но ищущий правды достоин Общего Блага. Третье — уменье трудиться, ибо большинство не знает ценности времени. Четвёртое — желание помочь без предрассудков и присвоения. Пятое — отказ от собственности и принятие на хранение плодов творчества других. Шестое — изгнание страха. Седьмое — бодрствование явить среди тьмы»(3).

В общине требуется, чтобы Общее Благо было для людей первично, а личное — вторично. «Не будет созидания без сотрудничества. Не будет прочности государства и союза, когда будет властвовать ветхая самость»(4). Ясно, что община-единение создаётся на общем труде. Без труда никакая подлинная община не состоится. Но труд этот должен быть не только для себя, но и для других.

«Община-Сотрудничество может неслыханно ускорить эволюцию планеты...»(5) Сотрудничество, или совместный труд, есть путь к общине. Но какими качествами должен обладать общинник? Вот как об этом говорит Учение.

«Смысл общины в едином помысле о развитии мира»(6).

«Община-содружество, прежде всего, ставит условием для вступления два сознательных решения — труд без границ и принятие задач без отказа»(7). «...Напомним признаки сотрудников: без предрассудков, подвижные в действии, молодые духом, пучины не боящиеся»(8). «Твёрдость, спокойствие, находчивость, быстрота — так спрашивайте каждого, уверяющего в преданности общине»9.

«Начинайте строить общину как дом знания и красоты. Никаких условных мерил не будет в этом доме. Все будут стремиться знать и выражать своё знание. Только непрестанное узнавание поможет, только насыщенный труд удержит от оборачивания в тёмный угол»10. Знание — основа общины. «Обязанность общины — утвердить книгу как друга дома»(11). «...Невежественная община — темница, ибо община и невежество несовместимы»(12). «Не может быть общинник, ограничивающий своё сознание...»(13) «Даже намёк на законченность делает невозможным пребывание в общине»(14).

«...Так у Нас не обращают внимания на словесные уверения...»(15) «Менее всего слово, больше всего действие приводит в Общину Знания»(16). «Условие Наше для сотрудников — полное желание приложить к жизни Наши основы, не теория, но практика»(17). «Зовём сотрудников, знающих трудности. Зовём тех, кто не обернётся назад. Зовём тех, кто знает, что радость есть особая мудрость!»(18)

Община основана «на труде и знании реальности»(19).

«...Непременное условие должно быть выполнено. Труд должен быть добровольным. Сотрудничество должно быть добровольным. Община должна быть добровольной. Никакое насилие не должно порабощать труд. Условие добровольного согласия должно лечь в основание преуспеяния»(20).

«Столько говорят о сотрудничестве, но как мало его понимают! Это одно из самых искажённых понятий, ибо в общине человеческой так искажены понятия совместного труда. Жизнь в сообществе сотрудников не имеет в виду никакого навязывания, ни чувств, ни обязательств, ни принуждений, но утверждение совместной работы во имя явленного блага. (...) Ведь ритм труда общинного может объединять разных специалистов и различных по качеству людей. (...) ...Под лучом труда община может состояться законом сотрудничества. Потому нужно воспитывать общинников трудом и утверждением, что каждый сотрудник есть часть общего, но нужно изъять неправильное мышление о личном явлении...»(21)

«В общине нужно помнить о сокровенности чувств. Особенно нужно запомнить, что нельзя насильственно вызывать тонкое чувство в сообщнике. Нельзя развивать в сердце тонкие вибрации требованием извне. Только внутреннее, заслуженное действие порождает соответственную вибрацию. (...) Так напутствуем учеников и утверждаем радость труда без всякого посягательства на сердце близкого. Давно сказано: «Насильно мил не будешь!» Это тоже космическая формула. Но много можно очистить путь совместного труда. Так пусть ученики запомнят явление сотрудничества как главную ступень в каждодневной жизни общины»(22). «Не утвердится общинник самостью и посягательством на сердце близкого.

И не навязывать уважение, но заслужить его должен общинник-удачник»(23).

«Устройство общины, прежде всего, предусматривает равенство»(24). «Самый экономный принцип — равенство, оно уничтожает преимущество и своекорыстие»(25).

«У Нас осуждено всякое опаздывание. Отсутствие опаздывания достигается двумя внешними особенностями жизни — чёткостью работы и настороженностью. Чёткость работы должна развиться у каждого работника»(26).

«Когда вы восклицаете — ''Всегда готов!'', вы как бы следуете Нашему призыву. Тому, кто всегда готов, можно испытать всё горнило напряжённости»(27).

Также необходимы в общине — ясность мышления; красота, краткость и чёткость речи; творческое терпение и бодрость; самодеятельность, терпимость, дисциплина и дружелюбие.

«Признательность и преданность в Общине Нашей цветут радостно»(28), — говорит Учение.

«Решит кто-то: ''Разве трудна настороженность, или соизмеримость, или подвижность, или преданность? Вот чувствую, могу вместить эти условия, не возьмёте ли меня в дальний путь, в Общину?'' Но разве этот спешный путник подумал о непременном условии сказанных им качеств? Забыта постоянность. (...) Нельзя доверять моменту вмещения; только постоянность, закалённая трудом и препятствиями, даёт возможность поверить ценности вмещения. (...)

Думайте, как постоянность подобна лестнице огненной»(29).

Среди свойств, недопустимых в общине, указываются: «невежество, страх, ложь, лицемерие, своекорыстие, присвоение, пьянство, курение и сквернословие»(30).

Также неприемлемы: самость, злоба, грубость, насмешка, чванство, гордость, запреты и отрицания, многословие, сомнение, воровство — как «худший вид собственности»(31).

Не может быть в общине тот, кто «опасается всех обновлений»(32).

«...Нужно различать лжеобщинников и изгонять их далеко за ограду. Ни длина бороды, ни счёт цепей, ни увечья, ни уверения, никакие случайные признаки не могут быть свидетельством»(33).

«Человек, потерявшийся в догадке, где рабство и где свобода, не может мыслить об общине. Человек, подавляющий сознание брата, не может мыслить об общине. Человек, извращающий Учение, не может мыслить об общине. Основание общины в свободе мышления и в уважении Учителя»(34).

«...Народная община является венцом достижения»(35).

«Будет процветать мировое обновление, сотрудничество, взаимопомощь, община»(36).

31 мая 1998 г.

ВСТАНЬ, ДРУГ!

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

«Встань, друг» — эти слова из стихотворения Н.К.Рериха «Пора», оно начинается таким призывом. И этим призывом хочется начать моё небольшое Слово: «Встань, друг. Получена весть. Окончен твой отдых...»

Сейчас наступает время, когда кончается теория и начинается практика. Теоретически мы подкованы неплохо: немало лет мы читали и изучали книги Живой Этики, Письма Елены Ивановны Рерих, труды Николая Константиновича Рериха и в последнее время — «Грани Агни Йоги».

Наступила пора претворения прочитанного, и мы чувствуем неотложность и спешность этого момента. В чём же заключается это претворение?

Нам давно указана формула «руками и ногами человеческими». Перед глазами возникает картина Н.К.Рериха «Знаки Христа» и сделанное Христом начертание на песке руки и ноги человеческой. И как результат земного труда — построение Храма Нового Мира, предначертанного в звёздных рунах.

Н.К.Рерих прозревал самую суть явлений. И когда, в 1943 году, он рисовал картину «Настасья Микулична» — он предвидел не только ближайшую победу русского народа над смертельным врагом, но и будущее великого региона — России Азиатской. Николай Рерих утверждал, что «духовное возрождение нашей родины придёт из Сибири»(1).

Сейчас закладывается первый камень основания этого возрождения — Музей Н.К.Рериха в Новосибирске. Это и будет начало воплощения Учения Живой Этики в реальную материальную форму.

Что требуется от нас? Осознать, что на данный момент участие в строительстве Музея есть главная задача для принявших Учение и вступивших на путь служения Общему Благу.

«Дума рождает дела»(2), и устремление к выполнению порученного притягивает новые возможности. Особенно успешно пойдёт стройка, если необходимость её будет осознана не формально, но по зову сердца.

Музей Н.К.Рериха в Новосибирске явится центром изучения и распространения высоких идей Учения Живой Этики не только в России, но и во всём мире, и магнит его будет неуклонно возрастать. И множества будут стекаться к нему, чтобы утолить свою духовную жажду из живого, действующего источника. И какое счастье, что каждый из нас может внести свою посильную лепту в это строительство, знаменующее начало Новой Эпохи.

Встань, друг. Получена весть.

Окончен твой отдых. (...)

Разве не видишь ты

путь к тому, что

мы завтра отыщем?

Звёздные руны проснулись.

Бери своё достоянье. (...)

Путь будет наш каменист.

Светлеет восток. Нам

пора(3).

28 июня 1998 г.

СВЕТЛЫЕ ДАРЫ

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

За последний год вышло и получено нами несколько замечательных книг о великих пророках и посвящённых, о которых до того мы знали мало. Благодаря этим изданиям великие люди, о которых в них повествуется, как бы приблизились к нам, и поэтому им легче помогать людям в наступающее небывалое критическое время в истории человечества на планете Земля. Для нас особенно важно то обстоятельство, что эти книги появились именно теперь, на пороге рокового XXI века, и потому заслуживают особого внимания. О некоторых из них мы хотели бы кратко рассказать.

Так, вышел сборник «Пресвятая Тринософия»(1) с биографическим очерком И.Купер-Оукли «Граф де Сен-Жермен», о котором Е.И.Рерих писала: «Считаю, что этот труд лучший из тех, которые мне довелось читать о Сен-Жермене»(2).

Может быть, это далеко не случайность, что сейчас мы получили возможность соприкоснуться с одним из членов Великого Белого Братства. Любовь и признательность — мощные духовные магниты, приближающие нас к Существам Высшего Мира, не доступного нам иначе. От сердца к Сердцу — таков прямой и единственный путь к Ним.

Также именно в этом году появились книги из серии «Великие пророки». На данный момент мы имеем выпуски о Ванге, Серафиме Саровском и Нострадамусе(3), о котором сейчас изданы и другие труды(4).

Все предсказания этих великих провидцев, живших в разное время и в разных странах, неизменно сбывались, и потому можно с уверенностью сказать, что всё, предсказанное ими о будущем планеты и человечества, также сбудется. И что необходимо отметить — все эти пророчества точно совпадают с тем, что говорится в Учении Живой Этики и Письмах Елены Ивановны Рерих.

26 июля 1998 г.

СТУК В БУДУЩЕЕ

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

Чтобы понять будущее, нужно стать к нему лицом. Живая Этика открывает этот горизонт. Раньше мы находились у порога грядущего, теперь же приблизились к нему вплотную. И среди всеобщего хаоса и развала мы утверждаем гармонию, красоту и расцвет творчества. Происходящему ныне разрушению мы противопоставляем строительство и созидание.

Мы будем делать всё наоборот,

Не ринувшись в людской водоворот;

Мы станем поступать наперекор

Тому, что утверждалось с давних пор;

Мы будем действовать в противовес

Земным делам, чтобы достичь Небес.

Н.Д.Спирина. Капли

В Учении сказано: «...Ядовитые времена пройдут, но вы, сохранённые, войдёте новою дорогою в Новый Мир» (Листы Сада Мории, Зов, 22.11.1921).

Этот Новый Мир наступит непреложно, и наш Музей Н.К.Рериха, который мы сейчас строим в Новосибирске, поможет войти в него. Помогая Музею, мы вдохновляемся его значимостью, активизируем свою деятельность в нужном направлении, не погружаясь в личные переживания и невзгоды, и всё это перенесёт нас через все трудности и поможет перейти «бездну по струне». Осознавая значение нашего Музея, мы осознаём и нужды будущего, и нашу будущую деятельность.

Музей Н.К.Рериха в Новосибирске — это не просто хранилище ценностей и материалов, но и активно действующий центр приближения светлого грядущего, ради которого мы воплотились и которому призваны служить.

30 августа 1998 г.

Наши рекомендации