Формы проведения производственной практики
Производственная практика.
Место и время проведения производственной практики
Производственная практика магистрантов по направлению подготовки 050400 (44.04.02) Психолого-педагогическое образование проводится на базе высших и средних учебных заведений, заключивших договоры об организации и проведении практики студентов Нижегородского государственного университета им.Н.И.Лобачевского в соответствии с учебным планом (2 курс, 3 семестр).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики.
В результате прохождения данной практики бакалавр должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные и профессиональные компетенции:
общекультурные компетенции (ОК):
- владеет практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);
- способен разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной спецификой (ОК-6);
- способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11).
профессиональные компетенции (ПК):
- способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);
- уметь организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК – 3);
- готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9).
В результате прохождения практики магистрант должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
- феноменологию и закономерности развития студентов ВУЗов и СУЗов, обучающихся на первом курсе и закономерности психической регуляции поведения;
- способы определения индивидуальных траекторий развития студентов ВУЗов и СУЗов, обучающихся на первом курсе, в учебно-воспитательном процессе;
- способы исследования и оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития студентов ВУЗов и СУЗов, обучающихся на первом курсе;
- методологию и методы оценки особенностей и степени социальной напряженности в отношениях студентов ВУЗов и СУЗов, обучающихся на первом курсе, с окружающей социальной и образовательной средой.
Уметь:
- разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях студентам ВУЗов и СУЗов, обучающихся на первом курсе, с учетом этнокультурной спецификой;
- выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных;
- применять активные методы в обучении студентов ВУЗов и СУЗов, обучающихся на первом курсе.
Владеть:
- практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний;
- средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;
- методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;
- принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области;
- современными методами профессиональной диагностики, консультирования, коррекции и профилактики студентов ВУЗов и СУЗов, обучающихся на первом курсе;
- современными (в том числе, организационными и управленческими) методами и техникой психологических и педагогических обследований, исследований и разработок.
Структура и содержание производственной практики
Общая трудоемкость производственной практики магистрантов по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование составляет 12 зачетных единиц 432 часов.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды научно-исследовательской работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Кол-во часов 288 ч | СРС 144 ч | Формы текущего контроля |
Подготовительный этап | Инструктаж по технике безопасности. | ||||
Взаимодействие с базами практик. | |||||
Участие в работе установочной конференции (изучение программы практики, методической литературы и дидактического материала и др.). | Оформление электронного портфолио. | ||||
Тестирование на определение готовности магистрантов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе ВУЗа. | Проверка теста | ||||
Основной этап Педагогический блок | Заполнение дневника практики | Проверка дневника | |||
Составление кластера «Психолого-педагогическое обеспечение социализации студентов». | Проверка кластера | ||||
Составление плана работы магистранта на 8 недель, утверждение индивидуального плана работы со специалистами учреждения, факультетским руководителем. | Проверка плана работы магистранта | ||||
Знакомство с учреждением и его работой: -составление конспекта данных о базе практики; -составление конспекта беседы с администрацией; -составление конспекта направлений работы данного учреждения по работе с первокурсниками, -составление схемы структурной организации образовательного учреждения; -изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждения, выступившего в качестве базы практики; -изучение состава специалистов, их функциональные обязанности. | Проверка конспекта данных о базе практики, конспекта беседы с администрацией; конспект направлений работы данного учреждения по работе с первокурсниками, схемы структурной организации образовательного учреждения; списка нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждения, выступившего в качестве базы практики; изучение конспекта состава специалистов, их функциональных обязанностей. | ||||
Изучение нормативной документации по работе с первокурсниками | Конспект и анализ нормативной документации по работе с первокурсниками | ||||
Изучение учебно-воспитательной работы учреждения с первокурсниками | Проверка анализа учебно-воспитательной работы учреждения с первокурсниками | ||||
Знакомство с деятельностью социально-психологической службой образовательного учреждения, со студенческим контингентом и их проблемами: -проведение беседы со специалистами социально-психологической службы образовательного учреждения - изучение направления работы специалистов социально-психологической службы, план работы, нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность социально-психологической службы и ее специалистов в данном учреждении, - изучение методов и технологий, используемых ими в работе со студентами, родителями студентов, педагогическим коллективом и администрацией. | Проверка конспекта беседы со специалистами социально-психологической службы образовательного учреждения; конспекта направлений работы специалистов социально-психологической службы, планов работы, нормативно-правовой документации, регламентирующую деятельность социально-психологической службы и ее специалистов в данном учреждении; конспект методов и технологий, используемых ими в работе со студентами, родителями студентов, педагогическим коллективом и администрацией. | ||||
Экспертиза образовательных программ, проектов, психолого-педагогических технологий используемых образовательным учреждением с точки зрения их соответствия возрастным возможностям обучающихся и соответствия современным научным психологическим подходам в возрастной, педагогической и социальной психологии и отражением обеспеченности условий для успешной адаптации студентов | Проверка экспертного заключения | ||||
Анализ учебно-воспитательной работы образовательного учреждения и разработка рекомендаций и мероприятий по оптимизации образовательного процесса в рамках обеспечения успешной адаптации студентов-первокурсников | Проверка анализа учебно-воспитательной работы образовательного учреждения и рекомендаций и мероприятий по оптимизации образовательного процесса в рамках обеспечения успешной адаптации студентов-первокурсников | ||||
Знакомство с методикой работы куратора 1 курса, знакомство с закрепленной группой 1 курса: - изучение функциональных обязанностей куратора с отражением обеспечения социализации студентов; - изучение необходимой документации используемой куратором в работе с группой; -изучение литературы, используемой куратором в работе с группой студентов | Проверка списка функциональных обязанностей куратора с отражением обеспечения социализации студентов; списка необходимой документации используемой куратором в работе с группой; списка литературы, используемой куратором в работе с группой студентов | ||||
Создание проекта воспитательной системы группы 1 курса (с отражением 3-х тем кураторских часов, в соответствии с любым из следующих направлений: профилактическое, коррекционно-развивающее, диагностическое) | Проверка проекта воспитательной системы группы 1 курса | ||||
Разработать модель межпрофессионального взаимодействия специалистов образовательного учреждения | Проверка модели | ||||
Разработать проект по работе со студентами и их родителями по обеспечению успешной социализации первокурсников в образовательном учреждении с учетом возрастных особенностей учащихся. | Проверка проекта | ||||
Посещение 1 лекционного, 1 практического и 1 семинарского занятия, с целью наблюдения за студентами-первокурсниками, их взаимоотношениями в группе, составление анализа занятий. | Проверка конспектов психолого-педагогического анализа занятий. | ||||
Подготовка и проведение 1 лекционного, 1 практического и 1 семинарского занятия у студентов 1 курса | Проверка конспектов занятий, психолого-педагогического анализа занятий. | ||||
Основной этап Психологический блок | Подбор психодиагностических методик по изучению уровня адаптации первокурсников, составление обоснований их необходимости применения | Проверка списка психодиагностических методик и обоснования их необходимости применения | |||
Проведение в группе с первокурсниками психодиагностических методик по изучению уровня адаптации. | Проверка итогов проведения психодиагностических методик | ||||
Участие в работе куратора с проблемными студентами и их семьями по психолого-педагогическому обеспечению адаптации: -составление конспекта мероприятий с проблемными студентами первого курса и их семьями по психолого-педагогическому обеспечению адаптации, -составление плана работы куратора с проблемными студентами и их семьями по психолого-педагогическому обеспечению адаптации. | Проверка конспекта мероприятий с проблемными студентами первого курса и их семьями по психолого-педагогическому обеспечению адаптации; проверка плана работы куратора с проблемными студентами и их семьями по психолого-педагогическому обеспечению адаптации. | ||||
Разработка и проведение одного воспитательного мероприятия со студентами первого курса | Проверка конспекта и анализа воспитательного мероприятия со студентами первого курса | ||||
Подготовка презентации воспитательного мероприятия. | Проверка презентации воспитательного мероприятия | ||||
Разработка и проведение тренинговых занятий по обеспечению адаптации подростков (первокурсников) | Проверка конспекта и анализа тренинговых занятий по обеспечению адаптации подростков. | ||||
Составление самоанализа воспитательного мероприятия | Проверка самоанализа воспитательного мероприятия | ||||
Разработка психолого-педагогических рекомендаций для родителей по обеспечению адаптации подростков (первокурсников) | Проверка психолого-педагогических рекомендаций для родителей по обеспечению адаптации подростков | ||||
Разработка модели психолого-педагогического обеспечения социализации дезадаптированного студента первого курса. | Модель психолого-педагогического обеспечения социализации дезадаптированного студента первого курса | ||||
Проведение самоанализа сформированности профессиональной позиции студента. | Проверка результатов самоанализа | ||||
Основной этап Научно-исследовательский блок | Составление плана написания магистерской диссертации | Проверка плана диссертации | |||
Изучение литературы по проблеме исследования за последний год | Проверка списка литературы по научной проблематике за последний год | ||||
Составление рецензии по второй статье по теме научного исследования | Рецензирование статьи по теме исследования | ||||
Составление конспекта второй научной статьи по теме своего научного исследования | Конспект статьи по теме исследования | ||||
Заключите-льный этап | Итоговая конференция. Участие в «круглом столе», выступление с итогами практики | Проверка Портфолио. | |||
Контроль форма итогового контроля | Дифференцированый зачёт | ||||
Всего |
Общая трудоемкость производственной практики магистрантов по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование составляет 9 зачетных единиц 324 часов.