Методы, формы, средства воспитания
В теории воспитания, существуют понятия средств, методов и приемов воспитания, а также форм организации воспитательного процесса.
Методы воспитания Это пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной на достижение целей воспитания.
Ø Убеждение, нравоучение, требование, приказ, угроза, наказание, поощрение, личный пример, авторитет, просьба, совет (влияние на учеников);
Ø Создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств для выражения свой позиции, совершения поступка, проявления характера;
Ø Использование общественного мнения значимого для него ;
Ø Совместная деятельность;
Ø Самообразование, передача информации. Социального опыта в процессе межличностного или профессионального общения;
Ø Погружение в мир народных традиций
Классификацияметодов воспитания:
Ø По характеру воздействия на личность(убеждение, поощрение, наказание).
Ø По источнику (словесные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания)
Ø По результатам (влияющие на нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи, влияющие на привычки, определяющие тип поведения)
Ø По направленности ( формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией, организующие деятельность и стимулирующие мотивы поведения; оказывающие помощь воспитанникам и направленные на оценку их поступков)
Ø Бинарные методы –методы воздействия (на интеллектуальную сферу –убеждение-самоубеждение); мотивационную сферу(стимулирование –поощрение и наказание)-мотивация;
Ø Эмоциональную сферу (внушение и самовнушение);
Ø Волевую сферу (требование-упражнение);
Ø Сферу саморегуляции ( коррекция поведения-самокоррекция);
Ø Предметно-практическую сферу
Ø Экзистенциальную сферу
Формы организации воспитательной работыпо содержанию очень близки к методам воспитания. Выделяются такие формы организации воспитательной работы,
Классификация форм воспитания:
Ø Индивидуальные, групповые, коллективные, массовые;
Ø Игровые, формы трудовой деятельности, формы общения;
Ø Словесные, наглядные, практические;
Ø Кратковременные, продолжительные, традиционные;
Ø Экспромтные, предусматривающие предварительную работу и длительную подготовку;
Ø Непосредственные и опосредованные;
Ø Организаторы: педагоги, родители, взрослые;
Ø Информационный обмен
От методов воспитания следует отличать средства воспитания..Средства воспитания - это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.
Ø Предмет среды или жизненная ситуация, преднамеренно включённая в воспитательный процесс.
Ø Условия: информация необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной форме; объект вместе со своей информацией включён в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников