В коррекционной школе VIII вида
Фонетические зарядки
Обучение учащихся правильному произношению звуков осуществляется в различных организационных формах, как фронтальных, так и индивидуальных. Одним из видов этой работы являются фонетические зарядки.
Фонетические зарядки – тренировочные упражнения, проводимые, как правило, на уроках устной речи (независимо от того, каким по счёту идёт этот урок в расписании). В младших классах, где большинство предметов ведёт один и тот же учитель, зарядка может быть проведена на любом уроке. По продолжительности она не должна превышать 3 – 4 минуты.
Фонетические зарядки имеют следующие задачи:
1)настроить учащихся известным образом, дать им определённую установку, которую они должны выдерживать в течение последующего учебного и внеклассного времени;
2)закрепить вновь приобретённые на логопедических занятиях произносительные навыки.
Исходя из этих задач, определяются темы фонетических зарядок на четверть, причём учитель должен руководствоваться состоянием произносительных навыков учащихся своего класса. Предположим, для некоторых учащихся класса характерно затруднение в произношении слов со звуком С. На занятиях логопед добился правильного произношения. Для закрепления приобретённого навыка в серии целенаправленных упражнений учитель включает в план зарядки, темой которых служит звук С.
Это могут быть следующие артикуляционные упражнения:
- «Разминаем язычок» - дети должны улыбнуться, приоткрыв рот, положить язык в расслабленном состоянии ни нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести несколько раз «па-па-па». Учитель следит, чтобы дети не задерживали выдыхаемый воздух. Это упражнение помогает расслабить мышцы языка.
- Упражнение «Качели» способствует укреплению мышц языка и развитию подвижности и гибкости его кончика. Дети должны открыть рот и улыбнуться. Широкий язык необходимо поднять к верхней губе, а потом опустить к нижней. Затем широкий язык следует вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой. Далее кончиком языка следует прикоснуться к верхним резцам, а потом к нижним, затем кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, а зетом за верхними. И наконец, широким языком нужно дотронуться до бугорков за нижними резцами, а после – до мягкого нёба.
- Упражнение «Улыбнитесь» способствует укреплению мышц рта и умению удерживать губы в улыбке. Дети должны сомкнуть зубы и улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние резцы.
- Упражнение «Блинчик» учит делать язык широким и удерживать его в расслабленном состоянии. Дети должны открыть рот и улыбнуться, положив широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 8. Учитель должен следить, чтобы губы у детей были не напряжены, не растягивались в широкую улыбку, нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен накрывать только нижнюю губу, а боковые края языка не должны касаться углов рта.
- Упражнение «Почистим зубы» способствует укреплению мышц языка, развивает умение удерживать кончик языка за нижними зубами, управлять языком. Дети должны улыбнуться и открыть рот, затем широким кончиком языка погладить нижние зубы движениями вверх-вниз. Учитель должен следить, чтобы кончик языка не сужался, не выходил за верхний край зубов. Челюсти не должны двигаться, а губы должны оставаться в улыбке.
- Упражнение «Сдуйте листик» способствует укреплению мышц языка и губ, помогает научиться выдыхать струю воздуха плавно по середине языка. Дети должны улыбнуться и приоткрыть рот, высунув широкий язык. Кончик языка необходимо опустить, а боковые края поднять к верхним зубам. Когда учитель поднесёт руку с листком бумаги, необходимо сдуть листок.
Фонетические зарядки для закрепления навыка правильного произношения звука С могут также включать хоровое и поочерёдное произнесение вслед за учителем цепочек слогов:
са—со—су—сы | сы—су—со—са |
со—су—са—сы | са—сы—со—су |
су—са—сы—со | со—су—са—сы |
слов:
Сад, сам, сани, сахар, оса, коса, лиса, роса, досада, писать, кусать. |
Сок, сом, сон, сор, сорт, Соня, сода, босой, кусок, лесок, колесо, носок, песок, поясок, высокий, колесо. |
Сук, суп, сухо, судно, сумка, несу, пасу, посуда, рисую. |
Сын, сыр, сыч, сыпать, усы, весы, носы, босые, косынка, посылка. |
Сады, салат, салют, сапог, самовар, самолёт, салфетка, колёса. |
Сырой, сырки, сынок, сыта, осы, бусы, косы, полосы, волосы, рельсы. |
чистоговорок:
са-са, са-са, са-са, оса, коса, лиса.
Са-са-са, са-са-са, са-са-са, полоса, колбаса, небеса.
Са-са-са, са-са-са, укусила в нос оса.
Со-со-со, со-со-со, стал мой нос как колесо.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы, не боюсь я злой осы.
Су-су-су, су-су-су, я осу в руке несу;
стихотворений:
Было весело на горке Соне, Сане и Егорке.
А Маруся не каталась, в снег упасть она боялась.
Мы сено косили, косили, косили,
Мы сено носили, носили, носили,
Мы сильно устали, устали, устали,
Мы сено собрали, собрали, собрали,
Мы сильно устали, устали, устали
И спали, и спали, и спали на сене
От воскресенья до воскресенья!
скороговорок:
У Сони и у Сани в сетях сом с усами.
Слоны умны, слоны сильны, слоны спокойны и смелы.
Купила Марусе бусы бабуся.
Маруся красива в бабусиных бусах.
Этот пример показывает, как фонетические зарядки выполняют задачу закрепления сформированного произносительного навыка.
Целесообразно так строить план работы, чтобы тема фонетических зарядок не менялась в течение некоторого времени (например, в течение недели) и на протяжении четверти повторялась бы. Учитель в зарядки включает темы, рекомендованные логопедом.
Примерный план фонетических зарядок учителя начальных классов по коррекции произнесение свистящих звуков может состоять из следующих тем.
1 неделя | Артикуляционные упражнения для коррекции навыка произнесения свистящих звуков |
2 неделя | Речевой материал для закрепления навыка произнесения звука С |
3 неделя | Речевой материал для закрепления навыка произнесения звука СЬ |
4 неделя | Речевой материал для дифференциации звуков С - СЬ |
5 неделя | Речевой материал для закрепления навыка произнесения звука З |
6 неделя | Речевой материал для закрепления навыка произнесения звука ЗЬ |
7 неделя | Речевой материал для дифференциации звуков З - ЗЬ |
8 неделя | Речевой материал для дифференциации звуков С - З |
9 неделя | Речевой материал для закрепления навыка произнесения звука Ц |
10неделя | Речевой материал для дифференциации звуков С - Ц |
Как мы видим, план отражает как задачу закрепления произносительных навыков, так и задачу профилактическую. Кроме того, план может давать возможность на протяжении четверти неоднократно возвращаться к работе по формированию тех произносительных навыков, которые в данное время привлекают внимание педагога.
Тема зарядок на неделю может совпадать, а может и не совпадать с темой урока логопеда на этой неделе. Например, темой урока, проводимого в 5-ю неделю, является звук З. Учитель, стремясь обеспечить закрепление навыка воспроизведения слов и фраз с этим звуком, намечает эту же тему темой зарядки. Но, если навык ещё недостаточно закреплён, полезно повторить зарядку по данной теме и в следующую неделю.
Вместе с тем весьма часто учитель, отбирая для зарядок материал на определённый звук или звуки, учитывает тему урока чтения или устной речи в данную неделю. Например, если на уроке предполагается работать над стихотворением, в материал зарядок могут быть включены слова и соответствующие слоги из этого стихотворения, имеющие в своём составе тот звук или звуки, которые являются темой зарядок на данный отрезок времени. Темой фонетических зарядок в течение недели может быть звук Ш. Урок, проводимый в первой четверти, посвящён работе над стихотворением, в котором есть слова со звуком Ш (верхушек, опушек, слышно, шляпу). Будет правильным, если учитель, выбрав из стихотворения слова с данными звуками, использует их наряду с другими в качестве материала для зарядок.
В проведении фонетических зарядок сочетается работа над целым словом и его элементами. Например, учитель наметил для отработки числительные шесть, шестнадцать. В содержание зарядки включаются не только слова, но и слоги, а сами слова представлены не только в целостном виде, но и по частям:
ш - | ш - а | ш - у | ш - е |
ш - есть | Ш – ес/т/на/д/цать | ||
шес/т/на/д/цать/ |
Реши примеры и скажи только ответ:
20 - 4 | 2 * 3 | 4 * 4 | 18 : 3 |
Приведём примеры других фонетических зарядок. На уроках чтения можно закреплять навык произнесения разных звуков, в том числе звука Р, попутно закрепляя навыки чтения слогов и слов разной степени сложности.
БРА | РБЯ |
ВРА | РВЯ |
ГРА | РГЯ |
ДРА | РДЯ |
РА | БРА | БРАТ |
РА | ВРА | ВРАГ |
РА | ГРА | ГРАЧ |
РА | ПРА | ПРАВ |
РА | КРА | КРАН |
РА | ТРА | СТРА | СТРАНА |
РО | ТРО | СТРО | СТРОЙКА |
РО | ТРО | СТРО | СТРОГИЙ |
РУ | ТРУ | СТРУ | СТРУЖКА |
РУ | ТРУ | СТРУ | СТРУНЫ |
РЫ | ТРЫ | СТРЫ | ОСТРЫЙ |
РЫ | ТРЫ | СТРЫ | БЫСТРЫЙ |
На уроках устной речи при изучении одежды возможно закрепление навыка произнесения звука Ш на материале следующих стихотворений:
На Мишиной рубашке вышиты ромашки.
Вышиты ромашки, ландыши и «кашки».
Для Мишутки-малыша
Вяжет Маша тёплый шарф.
Шарф на шею он повяжет
И «спасибо» Маше скажет.
Тёплую шубку
Наденем на Мишутку.
В шубке наш малышка
Как медвежонок Мишка.
Вяжет Мише бабушке тёпленькие варежки,
Чтобы греть ладошки Мишутке-крошке.
При изучении темы «Инструменты» можно закреплять навыка произнесения звука Л:
Молоток стучал, стучал,
Гвозди в доску забивал.
Колотил он с толком,
Получилась полка.
Пилит толстый ствол пила,
Накалилась добела.
Лопата копала, копала, копала,
Потом улеглась, видно, очень устала.
Лом ломает толстый лёд,
Лом ломать не устаёт.
Плясала, плясала по дому метла.
Полы подмела от угла до угла.
Материалом фонетических зарядок служат слова, словосочетания и фразы. Зарядки не должны носить формального характера, но, с другой стороны, время, отведённое для зарядок, нельзя использовать не по назначению, нельзя допускать, чтобы материал фонетических зарядок тонул в общем разговоре. Материал осваивается с учётом трёх основных положений:
1) речевой материал должен быть понятен по содержанию;
2) речевой материал должен соответствовать фонетическому принципу (т.е. должен содержать подлежащие отработке звуки);
3) необходимо учитывать употребительность речевого материала, использовать лексический материал разговорной речи и учебных предметов.
Эти требования должны соблюдаться при отборе речевого материала для фронтальных и индивидуальных форм работы.
Поскольку продолжительность речевых зарядок весьма ограничена, в известной мере ограничены и виды работ, которыми пользуется учитель. Обычно изменение видов работы связано с изменением видов речевой деятельности. Как правило, это подражание на основе слухового восприятия; чтение слогов, слов или их частей, словосочетаний, фраз, называние картинок; ответы на вопросы; решение примеров. На одной фонетической зарядке должна быть обеспечена смена хотя бы двух видов речевой деятельности.
Зарядка может включать дыхательные, голосовые, артикуляционные упражнения, а также упражнения, направленные на закрепление и дифференциацию звуков.
Некоторые учащиеся исправляют неправильную артикуляцию только при наличии тактильного контроля за вибрацией гортани при произнесении звонких согласных или струёй выдыхаемого воздуха, её теплом и направлением при произнесении шипящих и свистящих согласных. Проводя упражнения по сравнению пар звонких и глухих согласных, учитель предлагает учащимся воспользоваться осязательным контролем. Постепенно, по мере формирования навыков самоконтроля, такая необходимость отпадает.
Фонетические зарядки чаще всего проводятся хором под дирижирование учителя. Вместе с тем педагог может вызывать и отдельных учеников, главным образом тех, кто допускает ошибки по темам зарядки. Так сочетается индивидуальное и хоровое проговаривание. Полезно при ответах объединять учащихся в группы.
Произносительные ошибки, допускаемые учащимися по темам зарядки, учитель должен исправлять обязательно, в противном случае весь смысл проведения фонетических зарядок пропадает.
Исправление ошибок может осуществляться по-разному. Это могут быть замечания типа: «Ты сказал неправильно, повтори хорошо», замечания, подкреплённые образцом правильного произношения: «Ты сказал неправильно, послушай, как надо сказать, повтори», показом правильной артикуляции: «Ты сказал неправильно, убери кончик языка вниз, повтори правильно» или слуховым восприятием и тактильным контролем: «Ты сказал неправильно, подними руку к горлу, повтори».
Как уже было сказано, умение воспроизводить звуки, представляющие собой тему зарядки, у учащихся имеется, поэтому напоминания об ошибке и образца правильного произношения, данного учителем, бывает достаточно, чтобы ученик исправил свою ошибку.
Фонетические зарядки являются важной составной частью не только коррекции звукопроизношения учащихся, но и всей коррекционной работы, проводимой в школе VIII вида.
Использованная литература:
1) В.Волина. Занимательное азбуковедение. Москва, 1994 г.
2) А.Галанов. Логопедическое лото. Москва, 2009 г.
3) И.Лопухина. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Москва, 1995 г.