Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе. ния детей шестилетнего возраста, формирования учебной деятельности, возрастным и индивидуальным особенностям школьников [32]
ния детей шестилетнего возраста, формирования учебной деятельности, возрастным и индивидуальным особенностям школьников [32]. Он занимался не только теоретическими, но и практическими вопросами. Им создан экспериментальный букварь. Под его руководством разработаны психологические принципы и экспериментальные программы обучения младших школьников.
Придавая большое значение развивающему эффекту обучения, считая его ведущим принципом любого обучения, отечественные психологи П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская и др. предлагают различные пути решения этой проблемы. Так, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, как было ранее отмечено, уделяют особое внимание формированию у детей ориентировочных действий и использованию характерных для каждого этапа психического развития ребенка видов деятельности. Д . Б . Эльконин и В.В. Давыдов исходят из положения о том, что обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет через содержание усваиваемых ребенком знаний. Поэтому они формируют у детей обобщенные приемы и способы познания, овладевая которыми ребенок успешно усваивает учебный материал. Л.В. Занков выдвигает определенные условия успешного осуществления развивающего обучения: высокий уровень трудности, быстрый темп прохождения материала, осознание ребенком процесса учения и т.д. Исследования А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Д . Б . Эльконина показали большие, чем это предполагалось до сих пор, возрастные возможности дошкольников и младших школьников, что позволило определить психологические критерии обогащения познавательного содержания программ дошкольного воспитания и начального обучения и наметить более высокие требования к воспитательно-образовательной работе детского сада и начальных классов школы.
Если сравнить разные зарубежные и отечественные научные концепции психического развития ребенка, то видна принципиальная разница между ними.
Проблемы возрастной периодизации психического развития 63
Сравнение теорий психического развития (по Л.Ф. Обуховой)
Параметры развития | Параметры развития психики ребенка и их понимание представителями разных концепций | |
на Западе | в России | |
Ход развития | От индивидуального к социальному (социализация) | От социального к индивидуальному (закон развития высших психических функций) |
Условия развития | Наследственность и среда | Морфофизиологические особенности мозга и общение |
Источник развития | Внутри индивида (в его природе) | Вне индивида (среда) |
Форма развития | Приспособление | Присвоение |
Движущие силы развития | Конвергенция двух факторов (наследственности и среды) | Обучение. Деятельность |
ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Современная отечественная психологическая наука решает проблему развития психики, считая человека существом биосоциальным, рассматривая действия двух факторов в единстве, исходя из материалистического понимания психики как свойства мозга, заключающегося в субъективном отражении объективного внешнего мира. Такой подход к решению проблемы требует учета зависимости психического развития от природных данных человека, его биологических, анатомо-физиологических особенностей, так как основой психической деятельности является высшая нервная деятельность головного мозга, и от внешних влияний, окружающих ребенка, обстоятельств жизни, конкретной общественно-исторической эпохи, которые определяют содержание психической жизни формирующейся человеческой личности.
'См.: Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996. С. 186.