Физическая культура – часть культуры человека и общества
На основе современных концепций теории культуры студенты как будущие интеллигенты, носители культуры и специалисты в сфере культуры физической должны хорошо представлять роль и значение физической культуры как вида культуры, ее структуру и функции, взаимные связи с культурой в целом, и конкретными областями человеческой деятельности (наукой, политикой, воспитанием, образованием, искусством, здравоохранением и др.).
Абитуриенты физкультурных вузов в отличие от всех других, как правило, имеют не только общее представление о сфере своей будущей деятельности, но и свой личный практический опыт на уровне объекта профессионального воздействия. Больше того, некоторые из них, так или иначе, выступали в роли тренера, учителя физкультуры или их помощников. Поэтому уровень их представления о своей будущей профессии (правда, чаще всего эмпирический), несомненно, выше, чем в технических вузах. Однако в этом кроется и серьезный недостаток: они еще не в состоянии представить себе физическую культуру с позиции концепций современной теории культуры.
Слово "культура" известно каждому человеку с детства, но порой под культурой понимают очень узкие признаки человека или в целом общества, что не отражает самой сущности и всего содержания этого сложнейшего и важнейшего явления.
Первоначальное значение этого понятия, возникшего в Древней Греции, означало «обработка», «возделывание», «совершенствование» и относилось это к земле, к природе, которые необходимо усовершенствовать, исходя из потребностей человека.
Это принципиальное положение не только не потеряло своего значения, но приобрело новое, более широкое и значение для понимания сущности этого явления и для более глубокого его познания.
В научном смысле в понятие "культура" включаются все формы общественной жизни, способы и результаты деятельности людей, а также их качество. Следовательно, культура, с одной стороны, - процесс материальной и духовной деятельности людей, с другой - результаты ее.
Культура не дана людям от природы. Она - результат общественного и индивидуального их творчества и деятельности.
Принято различать материальную культуру (вещи, орудия, которые являются продуктами материального производства) и духовную, т.е. продукты духовного творчества, удовлетворяющие потребности людей (музыка, поэзия, живопись, архитектура и т.п.).
Отношение человека к культуре рассматривается в трех аспектах:
ü он познает ("потребляет") культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, созданных предшествующим человеческим опытом (освоение теории искусства, техники, литературы, науки и т.п.);
ü действует в общественной среде как носитель определенного уровня и объема культурных ценностей (образованности, профессиональной компетентности, эрудиции);
ü сам творит создает новые культурные ценности, учит детей, пишет книги, выращивает хлеб, осваивает космос, развивает науку.
Таким образом, в первом приближении культура - это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой сохраняются, осваиваются и производятся социально значимые ценности. Это также и совокупность самих ценностей, которые отражают духовную и физическую деятельность людей.
Необходимо иметь в виду, что культура направлена на преобразование не только внешней социальной и природной среды, но и на преобразование самого человека. И это положение имеет принципиальное значение для понимания сути физической культуры и создания ее теории.
Исторически культура возникает как объективно необходимая деятельность, направленная на преобразование окружающей природы и самого человека. Это - процесс и результаты проявления сущностных сил человека в продуктах его духовной, материальной и физической культуры.
Деятельность - это различные виды и способы процесса освоения мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребностей человека и общества. Это работа, физическая и умственный труд на собственное благо и благо общества.
Потребность - нужда в чем-то, жизненная или бытовая необходимость. Она может быть: физиологической (потребность в пище, воздухе, жилье, защите жизни) и духовной (потребность в человеческом общении, образовании, музыке, живописи, труде и т.п.).
Человек, как правило, испытывает постоянную потребность в развитии, росте, самосовершенствовании. А потребности реализуются только в деятельности. Другого пути для их удовлетворения, а, следовательно, и развития нет.
Чем выше уровень потребностей и чем больше их объем, тем более сложной, более квалифицированной деятельности они требуют. Например, уровень потребностей в самообразовании, у учащегося один, у студента другой, у профессора третий, а значит и уровень, и качество деятельности этих людей тоже различны.
Деятельность всегда предметна, т.е. она обращена, направлена на изменение, совершенствование, развитие, а взаимодействие деятельности и потребности лежит в основе всестороннего развития человека.
В самом деле, если потребности человека не растут, значит, нет необходимости в усложнении, улучшении качества деятельности; тогда человек останавливается в своем развитии или деградирует.