График прохождения производственной практики
График прохождения практики с определением основных видов работ и примерным распределением времени приведены в табл. 1.
Таблица 1
График прохождения учебной практики студентами
№ пп | Содержание | Количество календарных рабочих дней * |
1. | Организация учебного и воспитательного процесса в высшем учебном заведении и на факультете. Студенческое самоуправление. | |
2. | Роль выпускающей кафедры в подготовке специалистов | |
3. | Особенности подготовки менеджеров в ДонГУУ | |
4. | Профессиональное самоопределение студента | |
5. | Опыт работы предприятий различных форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования в современных условиях | |
6. | Роль менеджера в повышении социальной эффективности функционирования современных предприятий | |
7. | Посещение предприятий-субъектов ВЭД | |
8. | Защита отчета | |
ВСЕГО |
*Срок практики предусматривает пятидневный режим работы
При индивидуальной форме прохождения практики график учебного процесса не должен нарушаться студентом. Общее время продолжительности практики должен быть в соответствии графику.
Содержание производственной практики
1) Организация учебного и воспитательного процесса в высшем учебном заведении и на факультете. Студенческое самоуправление.
Место ВУЗ в системе высшего образования и системной подготовки кадров для экономики республики.
Общие сведения о Донецком государственном университете управления (ДонГУУ). История развития (этапы становления) ДонГУУ и факультетов. Статут ДонГУУ, Правила внутреннего распорядка ДонГУУ. Организационная структура ДонГУУ. Основные структурные подразделения ВУЗ: ректорат, деканат, кафедры, библиотека, вспомогательные службы. Библиотека как центр информационного обеспечения студентов. Правила пользования библиотечными фондами. Порядок работы в библиотеке. Особенности работы со специальной, методической и периодической литературой. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Поиск библиотечных источников в базе данных. Система обслуживания читателей. Порядок пользования литературой на абонементе, в читальном зале, зале поступления новой литературы. Работа с электронными изданиями. Обязанности читателей библиотеки.
Роль преподавателя в развитии и формировании современного имиджа университета.
Место и роль факультета в организации учебно-воспитательного процесса студентов. История, правила внутреннего распорядка, организация учебной, научной, воспитательной, культурно-массовой работы на факультете.
Органы самоуправления студентов в ДонГУУ и на факультете, роль в организации учебного процесса, быта и отдыха студентов. Обеспечение социальной защиты студентов университета. Положение о студентах ДонГУУ. Профсоюз, Ассоциация выпускников.
2) Роль выпускающей кафедры в подготовке специалистов
Роль выпускников кафедры в обеспечении содержания и организации подготовки специалистов по менеджменту. Этапы становления кафедры «Менеджмент внешнеэкономической деятельности».
Организация учебной работы на кафедре «Менеджмент внешнеэкономической деятельности». Кадровый состав кафедры. Перечень профильных дисциплин кафедры. Ознакомление с учебными планами: график обучения, характеристика основных дисциплин специальных курсов закрепленных за кафедрой, последовательность их изучения, структурно-логическая схема, общий оббьем учебных дисциплин и их структура по формам организации обучения.
Учебно-методическая работа на кафедре, использование студентами учебно-методических разработок кафедры. Материально-техническая база кафедры.
Организация научно-исследовательской работы преподавателей и студентов, связи с практикой.
Организация воспитательной работы на кафедре со студентами.
Международные связи кафедры «Менеджмент внешнеэкономической деятельности» и их результативность.
Сфера профессиональной деятельности менеджеров.
3) Особенности подготовки менеджеров в ДонГУУ
Краткая характеристика образовательных уровней (ОУ) подготовки специалистов: «бакалавр», «магистр». Виды подготовки специалистов (гуманитарная, фундаментальная, профессиональная).
Виды и содержание учебных занятий. Роль и место каждого вида занятий в учебном плане и в формировании будущего специалиста.
Лекции, семинарские занятия как основные формы аудиторных занятий. Особенности применения методов активного обучения, электронно-вычислительной техники и информационных технологий на занятиях.
Организация самостоятельной работы студента в процессе подготовки к семинарским занятиям и формы ее контроля. Практическая целенаправленность заданий для самостоятельной работы студентов. Консультации и их значение
Роль и место практик в подготовке менеджера. Организация всех видов практики и руководство ими.
4) Профессиональное самоопределение студента
Определение профессиональных интересов и ориентации студентов. Самоменеджмент. Познание студентами собственных профессиональных способностей. Определение стартовых условий и диапазона творческого потенциала.
5) Опыт работы предприятий различных форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования в современных условиях
Организационно-правовая компетенция предприятия (наименование предприятия, история создания и развития компании: организационно-правовая форма хозяйствования (частное предприятие, ООО, ОАО, ЗАО и др.), формы собственности, состав учредительных документов и их основные положения (устав, учредительные договора, лицензия и др.), виды деятельности (специализация предприятия, преимущественный вид операция, другие виды деятельности, миссия и цели предприятия, сфера деятельности).
Организационная структура управления (схема организационной структуры управления, органы управления и их полномочия в соответствии с организационно-правовой формой предприятия, положение о структурном подразделении, должностные инструкции).
Стили руководства (оценка стиля руководства во взаимосвязи с организационно-правовой формой предприятия, современные требования к управленческому персоналу (менеджеру), корпоративная культура.
6) Роль менеджера в повышении социальной эффективности функционирования современных предприятий
Менеджер как организатор конкретных видов деятельности на предприятии. Работа менеджера низшего, среднего и высшего уровня управления предприятия.
Функции, типовые задания и умения, которыми должен обладать менеджер с целью обеспечения конкурентного развития предприятия.
Требования к особе менеджера. Деловые (профессиональные знания, практический опыт) и личные (организаторские способности, волевые и морально-психологические черты, предприимчивость, коммуникабельность, лидерство) качества менеджера.