График прохождения производственной и преддипломной практики

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА»

для студентов

специальности 080801 – «Прикладная информатика (в экономике)»

очной формы обучения

Пенза, 2011

1 Цели и задачи дисциплины

Цель первой производственной (ознакомительной) практики - ознакомление студентов с направлениями деятельности специалистов в области экономики и управления предприятиями и применением информационных систем в экономике.

Для достижения поставленной цели студентами должна быть выполнена следующая программа:

1. Ознакомление с назначением специалистов по информационным системам в экономике и требованиями к их подготовке, предъявляемыми Государственным образовательным стандартом (ГОС) и учебным планом; профессиональное назначение специалистов (где, на каких должностях работают, какие основные функции выполняют); экономическая информация (ЭИ) и методы ее обработки; применение средств ВТ в обработке ЭИ. Эти вопросы рассматриваются на установочных лекциях по ознакомительной ПП.

2. Выполнение индивидуальных заданий по нижеприведенной тематике. Все вопросы рассматриваются на уровне ознакомления, сопровождаются иллюстрациями (например, схема подчиненности подразделений предприятия).

3. Подготовка отчета и сдача зачета.

Цель второй производственной (экономической) практики - изучение сущности экономических и организационных задач и методов их решения в конкретных производственных условиях.

Студент должен выполнить неформальную постановку не менее двух задач из определенной предметной области, формализовать их (ввести обозначения констант и переменных, записать математические выражения для вычисления результатов решения, требований и ограничений); определить методы решения поставленных задач. Привести примеры заполненных исходных и отчетных документов (с правилами вычислений).

Цели первой преддипломной (проектно-аналитической) практики:

1) углубление и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков по созданию автоматизированных экономических информационных систем (АЭИС) путем выполнения предпроектных исследований. Студент должен выполнить анализ существующей на конкретном предприятии системы обработки экономической информации по временным и финансовым показателям, оценить целесообразность создания и внедрения средств автоматизации процесса обработки ЭИ (АЭИС или АРМ) в ряде подразделений или на предприятии в целом, сделать выводы по результатам анализа;

2) определение объекта автоматизации и формулирование темы дипломного проекта.

В результате ПП студент должен приобрести необходимые практические навыки проведения предпроектного обследования предприятия в целом или группы подразделений, умение анализировать особенности производственно-хозяйственной деятельности предприятий (организаций, фирм и т.п.).

Цель второй преддипломной практики – формирование технического задания на дипломное проектирование на основе материалов первой преддипломной практики и результатов разработки концептуальной модели автоматизированной системы, планируемой для разработки в период ДП.

График прохождения производственной и преддипломной практики

Вид практики Семестр Продолжительность (недель) Виды итогового контроля
Производственная 1 (ознакомительная) Зачёт
Производственная 2 (экономическая) Зачёт
Преддипломная 1 Зачёт
Преддипломная 2 Дифференцированный зачёт

Содержание практик

Разделы основной части отчета

1. Предприятие и основные направления его деятельности.

2. Основные виды продукции и услуг.

3. Структура предприятия (основные подразделения и их подчиненность).

4. Основные функции плановых, экономических и административных подразделений; должности и требуемая квалификация руководителей и сотрудников подразделений.

5. Применение ЭВМ для решения экономических и организационных задач на предприятии (состав рабочих мест, оснащенных ЭВМ; решаемые с помощью ЭВМ производственные задач и используемые прикладные программы; организация обмена данными между подразделениями, исполнителями, внешними объектами).

Содержание работ и разделов отчета

3.3.1.1. Характеристика объекта автоматизации и результатов его функционирования. Раздел может включать в себя следующее:

- тенденции развития предприятия (например, изменение направлений деятельности, изменение объемов производства, торговли, услуг; изменения в составе партнеров; изменения в области финансовой политики),

- требования к объему, номенклатуре и качеству результатов функционирования (например, необходимость увеличения объемов и номенклатуры продукции, необходимость соблюдения международных стандартов),

- характер взаимодействия с внешней средой (какие объекты необходимо учитывать в процессе основной деятельности, какую роль для данного предприятия играют внешние объекты),

- оценка фактических значений показателей, характеризующих деятельность предприятия (например, себестоимость производимой продукции, производственные затраты по основной деятельности, внепроизводственные расходы и др.).

Обязательно должны содержаться ссылки на литературу и документы, в которых находятся сведения о предметной области: Законы РФ, Постановления Правительства РФ, Устав предприятия, нормативные документы, учебная и научная литература и т.п.

3.3.1.2. Описание существующей системы обработки экономической информации. Раздел должен содержать:

- описание функциональной и информационной структуры системы, качественных и количественных характеристик, определяющих взаимодействие ее компонент в процессе функционирования (например, структурные единицы информационной системы: подразделения, группы исполнителей или отдельные исполнители, место их расположения, выполняемые функции или решаемые задачи),

- информационные связи компонент системы( какие данные принимает каждый компонент и от кого, какие передает и кому, последовательность обработки документов),

- носители данных, состав каналов связи,

- периодичность поступления данных, распределение частоты поступления данных на заданном интервале времени (день, неделя, месяц и т.д.),

- продолжительность обработки данных, отдельных документов, групп документов (минимальная, средняя, максимальная); затраты на обработку и формирование финансовых, бухгалтерских документов, количество занятых учетной и отчетной работой сотрудников; затраты времени на подготовку отдельных видов документов или решение задач планирования производства, обмена информацией с партнерами, поиск поставщиков и потребителей.

3.3.1.3. Определение недостатков существующей информационной системы. Оценка качества функционирования и организационно-технологический уровень системы, выявление недостатков в организации и технологии функционирования информационных процессов, определение степени влияния обнаруженных недостатков на качество функционирования системы (качество функционирования системы может оцениваться по значениям вышеприведенных показателей, а также на основе анализа современного состояния в области создания и использования АЭИС (используемые технические, программные, информационные средства, технология обработки информации). Примеры организационных недостатков:

- нерациональное распределение обязанностей между исполнителями, что приводит к потерям рабочего времени,

- отсутствие средств для оптимального решения производственных задач,

- недостаточная квалификация сотрудников,

- нерациональное использование средств информационных технологий.

3.3.1. 4. Обоснование необходимости совершенствования информационной системы предприятия. Для обоснования следует использовать материалы предыдущих разделов. Должна быть выявлена необходимость совершенствования ИС путем создания и внедрения средств автоматизации процессов обработки ЭИ. В качестве аргументов для обоснования могут быть использованы:

- преимущества применения ЭВМ, баз данных, пакетов прикладных программ, локальных сетей ЭВМ и т.п.,

- оценки повышения производительности труда сотрудников, занятых обработкой ЭИ, после внедрения АЭИС (АРМ),

- ссылки на опыт применения современных АЭИС в аналогичных условиях,

- оценки степени соответствия прогнозируемых показателей требуемым значениям.

3.3.1.5. Цели, критерии, ограничения на создание АЭИС. Раздел должен содержать:

- формулировку производственно-хозяйственных, научно-технических и экономических целей и критериев создания АЭИС,

- характеристику ограничений на создание системы.

Например, цель может быть сформулирована следующим образом:

- "Цель создания АЭИС на предприятии ... - сокращение на 20 % по сравнению с предыдущим годом финансовых затрат на обработку ... данных и подготовку ... документов в ... подразделениях ",

- " Цель создания АЭИС на предприятии - сокращение затрат времени на подготовку отчетных бухгалтерских документов на 30%".

Научно-технические цели могут быть определены при условии, что создание АЭИС предполагает постановку оригинальных научных задач и разработку методов их решения, или разработку оригинальных методов решения известных задач, или проведение исследований по поставленным задачам и т.п.

Ограничения на создание АЭИС:

- временные (какова допустимая продолжительность создания очередей АЭИС и системы в целом),

- финансовые,

- материальные (какие технические и другие средства могут быть использованы в составе АЭИС и в процессе создания),

- кадровые (какие специалисты, в каком количестве могут быть привлечены к созданию и эксплуатации АЭИС).

3.3.1.6. Функции и задачи создаваемой АЭИС. Раздел должен содержать обоснование выбора перечня автоматизированных функций и комплексов задач с указанием очередности внедрения (необходимость и полнота обоснования зависят от количества, сложности и важности решаемых задач, от сферы деятельности предприятия; при этом следует учитывать трудоемкость процессов обработки данных, долю остающегося после внедрения средств автоматизации ручного труда; очередность внедрения должна учитывать технологию обработки данных и, по возможности, не должна приводить к выполнению непроизводительных работ).

Содержание отчета по ПП

Отчет о ПП должен быть сброшюрован в папке и содержать:

- титульный лист,

- задание на ПП,

- разделы в соответствии с заданием (состав разделов зависит от целей и задач ПП в конкретном семестре),

- список использованной литературы (книги, статьи, нормативные документы, ГОСТы и другие источники,

- письмо или справка с предприятия.

Форма задания на ПП

Задание на производственную практику в ... семестре студенту .............. группы ...

1. Предприятие - ............................................

2. Подразделение (группа подразделений) - .......................................

3. Вопросы для освоения (экономические, производственные, организационные и т.п. задачи):

3.1. ..........................................................................

3.2. ..........................................................................

4. Срок сдачи отчета -

Задание выдал руководитель ................. (Фамилия И.О.)

Задание получил студент ................. (Фамилия И.О.)

(дата)..............

Согласовано:

Заведующий выпускающей кафедрой «Прикладная информатика»

________________ (А. П. Ремонтов)

(подпись)

Представитель базового предприятия (для специальных дисциплин)

____________________________________________________________________:

(наименование предприятия)

__________________________________________ ___________________ (Ф. И. О.)

(должность) (подпись)

(Программа дисциплины должна быть составлена в трех экземплярах:

первый представляется директору института (декану факультета);

второй хранится на кафедре, обеспечивающей изучение дисциплины;

третий – на выпускающей кафедре).

Программа дисциплины в электронном виде должна быть размещена в интрасети академии и доступна для студентов.

Рабочая программа одобрена учебно-методической комиссией факультета ___________________________ (протокол № _____ от ______ 20___г.).

Председатель учебно-методической комиссии факультета _______________

_____________ (Ф. И. О.)

(подпись)

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА»

для студентов

специальности 080801 – «Прикладная информатика (в экономике)»

очной формы обучения

Пенза, 2011

1 Цели и задачи дисциплины

Цель первой производственной (ознакомительной) практики - ознакомление студентов с направлениями деятельности специалистов в области экономики и управления предприятиями и применением информационных систем в экономике.

Для достижения поставленной цели студентами должна быть выполнена следующая программа:

1. Ознакомление с назначением специалистов по информационным системам в экономике и требованиями к их подготовке, предъявляемыми Государственным образовательным стандартом (ГОС) и учебным планом; профессиональное назначение специалистов (где, на каких должностях работают, какие основные функции выполняют); экономическая информация (ЭИ) и методы ее обработки; применение средств ВТ в обработке ЭИ. Эти вопросы рассматриваются на установочных лекциях по ознакомительной ПП.

2. Выполнение индивидуальных заданий по нижеприведенной тематике. Все вопросы рассматриваются на уровне ознакомления, сопровождаются иллюстрациями (например, схема подчиненности подразделений предприятия).

3. Подготовка отчета и сдача зачета.

Цель второй производственной (экономической) практики - изучение сущности экономических и организационных задач и методов их решения в конкретных производственных условиях.

Студент должен выполнить неформальную постановку не менее двух задач из определенной предметной области, формализовать их (ввести обозначения констант и переменных, записать математические выражения для вычисления результатов решения, требований и ограничений); определить методы решения поставленных задач. Привести примеры заполненных исходных и отчетных документов (с правилами вычислений).

Цели первой преддипломной (проектно-аналитической) практики:

1) углубление и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков по созданию автоматизированных экономических информационных систем (АЭИС) путем выполнения предпроектных исследований. Студент должен выполнить анализ существующей на конкретном предприятии системы обработки экономической информации по временным и финансовым показателям, оценить целесообразность создания и внедрения средств автоматизации процесса обработки ЭИ (АЭИС или АРМ) в ряде подразделений или на предприятии в целом, сделать выводы по результатам анализа;

2) определение объекта автоматизации и формулирование темы дипломного проекта.

В результате ПП студент должен приобрести необходимые практические навыки проведения предпроектного обследования предприятия в целом или группы подразделений, умение анализировать особенности производственно-хозяйственной деятельности предприятий (организаций, фирм и т.п.).

Цель второй преддипломной практики – формирование технического задания на дипломное проектирование на основе материалов первой преддипломной практики и результатов разработки концептуальной модели автоматизированной системы, планируемой для разработки в период ДП.

График прохождения производственной и преддипломной практики

Вид практики Семестр Продолжительность (недель) Виды итогового контроля
Производственная 1 (ознакомительная) Зачёт
Производственная 2 (экономическая) Зачёт
Преддипломная 1 Зачёт
Преддипломная 2 Дифференцированный зачёт

Содержание практик

Наши рекомендации