Ход опытного обучения студентов-филологов

Созданию и использованию конструктивных речевых жанров

В ситуациях любовного общения.

Охарактеризуем работу по программе опытного обучения, представим конкретные методические разработки занятий (см. программу опытного обучения в таблице 3, с. 72).

Занятие 1

Тема:«…Что движет солнце и светила…»: любовь как коммуникативный феномен. Жанровое своеобразие высказываний, используемых в общении любящих

Обучающие задачи занятия:

- выявить исходный уровень знаний студентов о специфике любовного общения;

- определить особенности любовного общения как коммуникативного явления;

- актуализировать знания студентов о речевом жанре, речевой ситуации и ее основных компонентах;

- на основе теоретических сведений сформировать представление о жанровом своеобразии высказываний, применяемых в ситуациях любовного общениях и особенностях их использования;

- сформировать умения выявлять жанры любовного общения;

- сформировать умения производить риторический анализ текста-эпизода любовного общения;

- на основе анализа текста-образца выявить жанровые особенности любовных высказываний.

Ход занятия

Обучающие задачи решались следующим образом.

В начале занятия студенты приняли участие в констатирующем срезе (см. стр. 58) и выполнили задание ана­литического характера.

Следующим этапом стало вводное слово педагога, которое должно было создать положительную учебную мотивацию. Кроме того, по его содержанию студентам предстояло определить, что на занятии пойдет речь о любви как социально-коммуникативном феномене и об особенностях общения любящих людей. С этой целью в монолог преподавателя было включено стихотворение современно поэта Алана Эббота «Ода любви». Приведем образец вводного монолога педагога:

- Сегодня мы с вами обратимся к удивительнейшему явлению на земле, которое для кого-то стало роковым, кого-то одарило безмерным счастьем, а есть и те несчастные, которые прожили свою жизнь, так и не познав ни счастья, ни разочарования от этого неповторимого явления. Я прочту стихотворение современного поэта Алана Эббота, и вам сразу станет понятно, о каком коммуникативном явлении пойдет речь на сегодняшнем занятии.

Таблица 3 – Программа опытного обучения студентов-филологов созданию и использованию конструктивных речевых жанров в ситуациях любовного общения.

Тема и основное со­держание занятий Опорные поня­тия Формируемые поня­тия Формируемые комму­никативные умения Методы и приёмы обучения Средства обучения
Занятие 1 «…Что движет солнце и светила…» Любовь как социально-коммуникативный феномен. Специфика любовного общения. Этапы развития любовных отношений. Жанры любовного общения (конструктивные и деструктивные). Любовь. Общение. Речевой жанр. Интенция. Адресат. Адресант. Любовное общение как коммуникативное явление. Конструктивный речевой жанр. Деструктивный речевой жанр. 1. Анализировать ситуацию любовного общения. 2. Определять и характеризовать этапы развития любовных отношений. 3. Оопределять жанр любовного общения.   Слово учителя (ввод­ное, сообщающее, установочное, ин­структирующее, обобщающее). Беседа (репродуктивная, эв­ристическая). Анализ видеофрагментов из кинофильмов «Займемся любовью» (реж. Денис Евстигнеев), «Ромео и Джульета» (реж. Баз Лурманн), «Ромео и Джульета» (реж. Франко Дзеффирелли). Анализ фрагментов текстов художест- Видеофрагменты кинофильмов «P.S. я люблю тебя» (реж. Ричард ЛаГравенез, сцена конфликта героев), «Займемся любовью» (реж. Денис Евстигнеев, сцена рассуждения героев о любви), «Ромео и Джульетта» (реж. Баз Лурманн, сцена первого знакомства героев), «Ромео и Джульета» (реж. Франко Дзеффирелли, сцена на балконе), фрагменты

Продолжение таблицы 3

        венной литературы: Е. Исаева «Абрикосовый рай, или Сказка о женской дружбе», А.С. Грибоедов «Горе от ума», А. Вампилов «Старший сын» и др. Ролевая игра на основе заданной речевой ситуации. текстов художественной литературы: Е. Исаева «Абрикосовый рай, или Сказка о женской дружбе», А.С. Грибоедов «Горе от ума», А. Вампилов «Старший сын». Текст «Легенда о любви» В. А. Сухомлинского. Стихотворение Алана Эббота «Ода любви».Схема речевой ситуации, схема «Жанровое наполнение любовного общения».
  Домашнее задание:Подобрать образец ситуации любовного общения из классической художественной литературы и проанализировать по предложенному плану.

Продолжение таблицы 3

Тема и основное со­держание занятий Опорные понятия Формируемые по­нятия Формируемые ком­муникативные уме­ния Методы и приёмы обучения Средства обучения
Занятие 2 «Конструктивные жанры любовного общения» Конструктивные жанры любовного общения и их эффективность. Риторический анализ текстов. Конструктивный диалог с использованием жанров любовного общения. Любовное общение. Речевой жанр. Конструктивный речевой жанр. Интенция. Адресат. Адресант. Конструктивный диалог. Тактика поведения. 1. Выделять конструктивные жанры любовного общения и определять степень их эффективности. 2. Определять основ­ные жанровые при-зна­ки этих жан­ров. 3. Анализировать ситуации любовного общения. 4. Использовать жанры любовного общения для построения конструктивного диалога с собеседником 5. Прогнозировать дальнейшее развитие речевой ситуации. Слово учителя (вводное, сооб­щающее, устано­вочное, инструкти­рующее, обоб­щающее). Беседа (репродуктивная, эвристическая). Риторический анализ фрагментов из художественной литературы: М. Шолохов «Тихий Дон», А. С. Пушкин «Евгений Онегин», А. Богачева «За стеклянными дверями…», Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», И. С. Тургенев «Отцы и дети». Фрагменты текстов художественной литературы: М. Шолохов «Тихий Дон», А. С. Пушкин «Евгений Онегин», А. Богачева «За стеклянными дверями…», Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»,. Видеофрагмент кинофильма «P.S. я люблю тебя» (реж. Ричард ЛаГравенез).

Продолжение таблицы 3

        Ролевая игра на основе заданной речевой ситуации. Анализ видеофрагмента кинофильма «P.S. я люблю тебя» (реж. Ричард ЛаГравенез).  
  Домашнее задание: собрать пословицы и поговороки о любви (+ и -) и подобрать ситуацию любовного конфликта, определить способы выхода из него.
Тема и основное со­держание занятий Опорные понятия Формируемые по­нятия Формируемые ком­муникативные уме­ния Методы и приёмы обучения Средства обучения
Занятие 3 «Любовный конфликт» Конфликт. Специфика любовного конфликта (причины, пути развития, тактики поведения). Приемы бесконфликтных любовных Любовное общение. Речевой жанр. Конструктивный речевой жанр. Деструктивный речевой жанр. Интенция. Адресат. Адресант. Тактика поведения. Конфликт. Любовный конфликт. Конструктивный конфликт. Деструктивный конфликт. 1. Разграничивать понятия «конфликт» и «любовный конфликт». 2. Определять основ­ные особенности любовных конфликтов (причины, пути развития, тактики поведения). Анализировать ситуации любовных конфликтов. Слово учителя (вводное, сооб­щающее, устано­вочное, инструкти­рующее, обоб­щающее). Беседа (репродуктивная, эвристическая). Анализ видеофрагмента кинофильма «P.S. я Видеофрагмент кинофильма «P.S. я люблю тебя» (реж. Ричард ЛаГравенез). Фрагменты текстов художественной литературы: Л. Н. Толстой «Анна Каренина», В. Железников «Каждый мечтает о

Продолжение таблицы 3

отношений.     3. Использовать конст-руктивные жанры любовного общения с целью предотвращения конфликта. Прогнозировать дальнейшее развитие речевой ситуации. люблю тебя» (реж. Ричард ЛаГравенез). Риторический анализ фрагментов из художественной литературы: И. С. Тургенев «Отцы и дети», Л. Н. Толстой «Анна Каренина». Ролевая игра на основе заданной речевой ситуации. собаке». Таблица «Стереотипы типичных черт мужчин и женщин». Памятка «Советы для бесконфликтных любовных отношений».
  Домашнее задание:подобрать образец ситуации любовного конфликта из классической художественной литературы и проанализировать согласно предложенному плану.

Языковой материал

Вы — ПЕРВАЯ! Из всех возможных прим.

Вы — РАЗНАЯ, в Дворцах и под Часами.

Вы — ВЕЧНАЯ. ...В сравненье с Вами, РИМ —

Лишь юноша с седыми волосами...

Вы — ГРУСТНАЯ, как Память Прошлых Дней;

Вы — СПУТНИЦА и Свежих, и Усталых...

Вы — СКРОМНАЯ, в невинности своей.

...И — БЫСТРАЯ, в портах и на вокзалах...

Вы — ЧИСТАЯ! Как капля, как родник...

Вы — БУРНАЯ, в слезах прощальной Тризны.

...Родились Вы тогда, когда возник

САМ ЗАМЫСЕЛ о нашей бренной Жизни.

Вы — ТИШИНА... ИСТОМА Вы... И ЛЕНЬ...

Но — ГРОМКАЯ, подчас, в своих капризах;

Вы — ЯСНАЯ, как НЕБО в летний день!

...Но — ТАЙНА, как улыбка МОНЫ ЛИЗЫ...

Вы — ЛЁГКИЙ ОТДЫХ! Но, ВЕЛИКИЙ ТРУД;

И, ради Вас, пойдёт и БРАТ на БРАТА...

...Вы беспощадно маните INCLUDE,

Как будто в недра ЧЁРНОГО КВАДРАТА...

Вы — СЛАДОСТЬ всем! Вас в каждом Сердце ждут...

Вы АНТИПОДНЫ Мраку и Бескровью.

Вы — Жизни СУТЬ. И Вас ВСЕГДА зовут.

Не просто так!

По Имени,

ЛЮБОВЬЮ.

Основная задача первого задания (Сейчас вашему вниманию будут представлены два рекламных видеоролика. Внимательно посмотрите их и приготовьтесь отвечать на вопросы.) - выявить особенности любовного общения. Поэтому после просмотра видеофрагментов (№1 – кофе Carte Noire; №2 – кофе Moccona) студентам в ходе эвристической беседы предлагаются следующие вопросы:

- Можно ли героев назвать любящими?

- Какой из фрагментов, на ваш взгляд, лучше всего отражает сущность любви? Почему вы так считаете?

- Есть ли у вас опыт любовных отношений?

- В чем вы видите их отличия от дружеских?

- Согласны ли вы с утверждением «Любовь - чувство. Дружба - отношение»? Как вы понимаете смысл этого высказывания?

С помощью информативного слова педагога и элементов репродуктивно-эвристическойбеседы преподаватель обращает внимание на то, что все вокруг движимо любовью. Любовь – это главное чувство, которое отличает человека от других представителей животного мира. Студенты отмечают, что общение между любящими людьми выходит за рамки банального обмена информацией и носит более интимный, эмоционально-эстетический характер.

Выполняя второе задание (Внимание на экран! Мы с вами посмотрим фрагмент кинофильма «Займемся любовью» реж. Дениса Евстигнеева. Герои задались вопросом, что же такое любовь. Один из них дал свое определение. Внимательно посмотрите видеофрагмент и подумайте, каким смыслом вы наполняете это слово?), студенты обращают внимание на индивидуальное понимание такого явление, как любовь. После просмотра фрагмента из кинофильма «Займемся любовью» (реж. Д. Евстигнеев, сцена рассуждения героев о любви) была проведена репродуктивная беседа, в которую был включен ассоциативный эксперимент. Цель данной беседы – выявить взгляды и представления студентов о любви. Для этого первокурсникам предлагалось по очереди назвать по одной ассоциации на слово «любовь». В ходе беседы и ассоциативногоэксперимента студенты приходят к выводу, что любовь – чувство многогранное, сугубо индивидуальное. Именно поэтому никто и никогда не сможет дать точного и ясного определения любви, которое бы отражало всю многоликость, неповторимость и индивидуальную природу этого чувства.

Далее мы обращаемся к тем научным определениям любви, которые были даны психологами (31, 56). Этот теоретический материал был представлен на слайдах и в сообщающем слове педагога, сопровождающемся элементами беседы. На основе данной работы студенты делают вывод о том, что любовь – процесс, в котором участвуют не только любящие, но и их коммуникативное окружение (родители, друзья, дети и т.д.). Любовь – не только физическое влечение, но и духовное, которое реализуется в речи.

Образец сообщающего слова:

- Поэты воспевают, философы рассуждают над ее природой, психологи дают определения и выделяют виды любви. Но никто пока не смог дать ей точного определения. Как вы считаете, почему?

Невозможно найти убедительные для любящего человека слова, которые бы отражали многогранную, неповторимую, индивидуальную природу этого чувства.

Как мы с вами отметили, понятию любовь пока никто не дал точного определения. Но среди психологов есть такие ученые, которые сделали значимые попытки охарактеризовать любовь, прояснить ее психологическую природу. Именно к их определениям любви мы сейчас обратимся. Роберт Семенович Немов определяет любовь как высшее духовное чувство человека, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать всё для любимого человека.

Любовь, согласно концепции Эриха Фромма, не врожденный дар, а искусство. Практика любви предполагает дисциплину как требовательность к себе; сосредоточенность, умение слушать партнера, жить настоящим, ощущать жизнь в каждом ее мгновении; терпение и труд над обретением мастерства. Любовь формируется прижизненно, и то, какой она будет, определяется свободным выбором каждого.

Какой вывод мы можем сделать? В чем заключается главная особенность любовных взаимоотношений?

На следующем этапе занятия мы привели рабочее определение любовного общения, которое было представлено на слайде.

- Под любовным общением мы понимаем коммуникативное взаимодействие любящих людей, включающее в себя различные виды общения, исходя из разнообразия целей, содержания и средств.

Также с помощью обобщающего слова мы подвели студентов к выводу о том, что любовное общение – это еще и длительный процесс, при котором чувственная сфера переходит в состояние социально-эмоциональных качеств коммуникантов.

Далее мы обращаемся к раздаточному материалу. Целью третьего задания является определение этапов развития любовных взаимоотношений, каждый из которых имеет свои риторические особенности. Для этого студентам предлагалось послушать, опираясь на графический текст-аналог, «Легенду о любви» В. А. Сухомлинского, после чего в ходе репродуктивной беседы ответить на следующие вопросы:

- О каких особенностях любовных отношений говорит В. А. Сухомлинский?

- Какие этапы развития любовных отношений вы могли бы выделить?

Языковой материал

Легенда о любви

Что такое любовь?… Когда бог создал мир, он научил все живые существа продолжать род свой - рожать себе подобных. Поселил бог мужчину и женщину в поле, научил строить курень, дал мужчине в руки лопату, а женщине - горсть зерна:

– Живите…Я пойду по хозяйству. Приду через год.

Приходит через год с архангелом Гавриилом. Приходит раным-рано, до восхода солнца. Видит, сидят мужчина и женщина возле куреня, перед ними дозревает хлеб на ниве, под куренем колыбель, а в колыбели ребенок спит. А мужчина и женщина смотрят то на розовое небо, то в глаза друг другу. В тот миг, когда глаза их встречались, бог видел в них какую-то неведомую силу, непонятную для него красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли и звезд – прекраснее всего, что слепил и смастерил бог. Эта красота до того удивила бога, что его божья душа задрожала от страха и зависти:

- Как это так, я сотворил твердь земную, слепил из глины человека и вдохнул в него жизнь, а не мог, видишь, создать этой красоты? Откуда она взялась и что она такое?

- Это любовь, - сказал архангел Гавриил.

- Что это такое - любовь? - спросил бог.

Архангел пожал плечами. Бог подошел к мужчине, коснулся его плеча своей старческой рукой и стал просить:

- Научи меня любить, Человек.

Мужчина даже не заметил прикосновения. Ему показалось, что на плечо села муха. Он смотрел в глаза женщины – своей жены, матери своего ребенка.

Бог был немощным, но злым и мстительным стариком.

- Ага, значит, ты не хочешь научить меня любить, Человек? Попомнишь же ты меня! С этой минуты старей! Каждый час жизни пусть уносит по капле твою молодость и силу. А я приеду через 50 лет и посмотрю, что останется в твоих глазах, Человек.

Пришел через 50 лет. Глядит, вместо куреня стоит хата беленькая, на пустыре сад вырос, на ниве пшеница колосится, сыновья поле пашут, дочки лен берут, а внуки на лугу играют. У хаты сидят дедушка и бабушка, смотрят то на утреннюю зарю, то друг другу в глаза. И увидел бог в глазах мужчины и женщины красоту еще более могучую, вечную и неодолимую. Увидел не только Любовь, но и Верность.

Разозлился бог, кричит, руки дрожат:

- Мало тебе старости, Человек? Так помирай же, помирай в муках и печали по жизни и своей любви, иди в землю, превращайся в прах и тлен. А я приду и посмотрю, во что превратиться твоя любовь.

Пришел через 3 года. Видит: сидит мужчина над маленькой могилой, глаза у него печальные, но в них еще могучее, непонятнее и страшнее для бога человеческая красота. Уже не только Любовь, не только Верность, но и Память Сердца увидел он. Задрожали у бога руки от страха и бессилия, подошел он к мужчине, упал на колени и молит:

- Дай мне, Человек, эту красоту. Что хочешь, проси за нее.

- Не могу, –ответил Человек. - Она, эта красота, достается очень дорого. Цена ей – смерть, а ты, говорят, бессмертный.

- Дам тебе бессмертие, дам молодость, но только отдай мне Любовь.

- Нет, не нужна. Ни вечная молодость, ни бессмертие не сравнятся с Любовью.

Схватился бог руками за голову и ушел с Земли на Небо. С той поры богом на земле стал Человек.

Вот что такое Любовь. Вечная красота и бессмертие людское.

(В.А. Сухомлинский)

Студенты правильно определили, что в тексте речь идет о всех возможных этапах развития отношений между влюбленными. В ходе эвристическойбеседы большинство студентов правильно определило этапы развития любовных отношений, не давая им определенного названия, но абсолютно точно охарактеризовав их особенности. Сформулировать названия этапов развития любовных взаимоотношений помогает информация, представленная на слайде (см. приложение 4 на с. 182).

Далее мы подробно характеризуем докоммуникативный этап любви. Студенты делают вывод, что на данной фазе отношений важна совокупность имиджевых характеристик, которые человек впоследствии распознает: физиологические данные, комплекс впечатлений, создающих коммуникативный «портрет» собеседника (особенности голоса, темпа речи, выражения лица, взгляда, позы, жестов и пр.). В подтверждение этому первокурсникам предлагается посмотреть и проанализировать фрагмент кинофильма «Ромео и Джульетта» (реж. Баз Лурманн), сцена первой встречи героев на балконе в доме Капулетти.

После просмотра видеофрагмента обучаемым было предложено творческое задание (ролевая игра). На основе заданной ситуации студентам предстояло построить конструктивный диалог во время первого знакомства, учитывая все характеристики этого этапа отношений.

Языковой материал

Задание: Представьте, что вы пришли на вечеринку к друзьям. Вдруг вы заметили обворожительную девушку, которая вам очень понравилась. Что вы предпримете, чтобы с ней познакомиться? Разыграйте ситуацию.

Работа проводилась следующим образом: два студента (юноша и девушка) выступали устно, разыгрывая данную ситуацию. Однако в ходе выполнения задания учащиеся показали недостаточный уровень овладения теоретическими и практическими умениями, вероятно, в силу смущения и недостатка знаний о жанровом наполнении данного вида общения. Разыгрываемый диалог был сбивчивым и скомканным. Юноша все время старался комментировать свои действия, что постоянно отвлекало от предмета разговора. Девушка с трудом подбирала слова и практически на все реплики юноши реагировала нервным смехом.

Таким образом, результаты выполнения данного задания убеждают нас в том, что у студентов отсутствует должный опыт любовного общения, поэтому в ходе следующих занятий мы постарались включить больше заданий практического характера.

На следующем этапе занятия мы давали развернутую характеристику собственно-коммуникативного этапа развития любовных отношений, который включает фазы зрелых отношений, любовного конфликта и разрыва. Преподаватель обращает внимание на то, что при анализе речевых ситуаций, характерных для каждого из вышеуказанных этапов, необходимо помнить и анализировать компоненты общения (его схема размещена на слайде, см. приложение 4 на стр. 182).

В ходе репродуктивной беседы студенты определили следующий круг жанров, использующихся в ситуациях общения в рамках данного этапа: самопрезентация, комплимент, извинение, просьба, обещание, признание в любви, жанры комического.

После этого мы характеризовали фазу зрелых отношений. Совместно со студентами мы отметили главную особенность таких отношений: к речевым реакциям добавляются и другие, например семантическое молчание, которое является залогом взаимопонимания между влюбленными. Педагог акцентирует внимание участников на том, что для того, чтобы отношения доросли до уровня зрелых, должны вызреть духовные отношения, не имеющие отношения к физической близости.

В завершении разговора о этапах развития отношений мы обращаемся к заключительной фазе – любовный конфликт и разрыв. Отмечаем, что она является как обязательной (конфликт), так и необязательной (разрыв). Мы не даем развернутую характеристику данной стадии, так как далее этому будет посвящено отдельное занятие.

На следующем этапе занятия в ходе эвристической беседы студенты определяют круг жанров любовного общения. Для большей наглядности жанровое наполнение любовного общения фиксируется в виде схемы, представленной на слайде.

Наши рекомендации