Менеджмент в социально-культурной сфере - система управленческой деятельности, обеспечивающая успешное функционирование самых различных социальных институтов и организаций.
Сущность менеджмента в социально-культурной сфере
«Менеджмент» отождествляется с умением руководить, принимать правильные решения и означает область науки и практики управления людьми и организациями.
Менеджмент – это научно-практическое управление, руководство людьми и производством, которое позволяет решать поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем.
Менеджмент в социально-культурной сфере - система управленческой деятельности, обеспечивающая успешное функционирование самых различных социальных институтов и организаций.
Менеджмент СКС имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании и т.д.), осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.
Менеджмент СКС образует систему текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.
Функции менеджмента СКС: целеполагагание, планирование и принятие решений, организация и координация, контроль и мотивация, анализ.
Менеджмент СКС - означает:
• ориентацию учреждений социально-культурной сферы на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, услуг, которые востребованы обществом;
• постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
• постоянную корректировку целей;
• необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
Профессиональный менеджмент СКС как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта - конкретную сферу деятельности учреждений социально-культурной сферы: подростковых клубов, центров детского творчества, музеев, библиотек, парков культуры и отдыха, туризма и др., а так же производство, сбыт, финансы, НИОКР и т.д.
Менеджмент СКС имеет свои механизмы реализации: экономический механизм, организационно-административный механизм, персонал-ориентированный механизм,информационный механизм.
Экономический механизм направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.
Экономический механизм — система ресурсного обеспечения (финансовых, материально-технических ресурсов), хозяйственного содержания, хозяйственного расчета и экономического стимулирования (организация заработной платы, материального поощрения или наказания). Экономические методы: коммерческий расчет, внутрифирменный расчет, цены и механизм ценообразования, широкое развитие спонсорства, благотворительности, привлечение внебюджетных источников финансирования.
Организационно-административный механизм - система распределения полномочий (прав и обязанностей), фиксируемая в организационных документах (уставах, положениях, должностных инструкциях), а также формирование организационных структур и контроль штатного расписания учреждений и их подразделений.
«Персонал-ориентированный механизм» — работа с кадрами, формирование и развитие мотивации к активной деятельности, систематическому поиску нового и совершенствованию качества результатов труда. Важны «нравственно-психологический климат», «профилактика конфликтов» и т. п. Одно из откровений современного менеджмента — это осознание того, что не структуры порождают проекты и программы, а наоборот — структуры создаются под проекты и программы.
Информационный механизмвыражаетсяв принятии решения. Принятые решения должны дополняться заданием контроля их исполнения. Решение и контроль взаимодополняют и предполагают друг друга. Принял решение — задай контроль. Решения связанны с определением целей, желаемого результата и путей их достижения, т. е. с планированием. Последнее же, в свою очередь, предполагает систему учета и отчетности. Учет и отчетность, в свою очередь, являются условием и предпосылкой действенного контроля, который опирается, с одной стороны — на принятые решения, а с другой — на данные учета и отчетности. Как решения (в виде приказов, распоряжений и т. д.), так и планирование (в виде планов и программ), так и контроль (в виде актов, справок проверок и т. п.), так и учет и отчетность связаны с подготовкой, принятием, утверждением, использованием и хранением соответствующих документов, т. е. документооборотом.
Таким образом, менеджмент осуществляет непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона и социально-культурной сферы. Способствует развитию образования, СМИ, туризма, индустрии развлечений. Обеспечивает функционирование социально-значимых видов деятельности, организацию отдыха, позитивно влияет на сознание людей, отношения между ними, способствуют духовному развитию личности и общества в целом, создаёт условия для творческой самореализации личности, аккумулирует и транслирует базовые ценности общества. Такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как реклама, public relations, работа с персоналом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности и прочно вошли в деловую жизнь общества.
Литература:
1. Жаркова, Л. С. Оптимизация процесса внедрения инновационных технологий менеджемента в учреждениях культуры / Л. С. Жаркова // Жаркова, Л. С. Организация деятельности учреждений культуры: учебник / Л. С. Жаркова. – М.: Издательский дом МГУКИ, 2010. – с. 285 – 378.
2. Новаторов, В. Е. Педагогический менеджмент: сущность, содержание, проблемы / В. Е. Новаторов // Новаторов, В. Е. Инновационный менеджмент в сфере культуры: монохрестоматия /В. Е. Новаторов. – Омск: ОГУ, 2007. – с.284 – 287.
3. Новаторов, В. Е. Маркетинг личности / В. Е. Новаторов. – М.: МГУКИ, 2007. 400 с.
4. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. СП-б.: Изд-во «Лань», 2001.- 384тс.
5. Чижиков, В. М. Введение в социокультурный менджмент: Учебное пособие / В. М. Чижиков,В.В. Чижиков. – М.: МГУКИ, 2003. – 382 с.
6. Чижиков, В. М. Теория и практика социкультурного менеджмента: Учебник/ В. М. Чижиков, В. В. Чижиков. – М.: МГУКИ, 2008. – 2008. – 608 с.