Актуальность диссертационного исследования

На правах рукописи

Лазуткин Владимир Анатольевич

Становление «идеального»: онтологический и гносеологический аспекты

Специальность 09.00.01 - онтология и теория познания

Автореферат

Диссертации на соискание ученой степени

Кандидата философских наук

Москва – 2005

Работа выполнена в Современной гуманитарной академии

Научный руководитель доктор философских наук, доцент Смолин Олег Николаевич
Официальные оппоненты доктор философских наук, профессор Мареев Сергей Николаевич
    доктор философских наук, профессор Лобастов Геннадий Васильевич
Ведущая организация Российский государственный медицинский университет

Защита состоится _____ ________________ 2005 года в ______ часов

на заседании диссертационного совета К.521.003.01 по философским и социологическим наукам при Современной гуманитарной академии по адресу: 109029, Москва, ул. Нижегородская, д. 32, зеркальный зал

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Современной гуманитарной академии

Автореферат разослан _____ _________________ 2005 года

Ученый секретарь

диссертационного совета Голобоков В. Г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность диссертационного исследования

Актуальность предлагаемой работыопределяется тем, что категория идеального является важнейшей для исследования и проектирования процессов развития, что особо значимо в период социальных трансформаций и реформ.

Категория идеального разрабатывалась в философии в связи с категорией истинности. В этом важнейшее значение проблемы идеального для науки. Уже у Платона эйдосы – истинные формы вещей, которые не могут быть даны в непосредственном чувственном восприятии, но лишь в умозрении. Наоборот, представление о том, что идеальное – всего лишь субъективная реальность полностью корреспондирует положению о том, что истина есть лишь соответствие нашего представления наличным формам бытия, но отнюдь не соответствии этих форм самим себе, что истина – лишь гносеологическая, но не онтологическая категория. Таким образом, от понимания природы идеального – психическая она, социальная или же универсальная – зависит понимание функций науки. Если идеальное – лишь субъективная реальность, то задача науки сводится к адекватному, но некритическому описанию явлений наличного бытия. Если же категория идеального универсальна, то наука призвана не только описывать явления наличного бытия, но и объяснять их, раскрывать их генезис, прогнозировать их дальнейшее развитие, быть основой практического преобразования мира. Поиск научной истины есть не что иное, как раскрытие идеального в предмете исследования, собственной логики предмета, закона (способа) его бытия.

Особую важность проблема идеального имеет для таких наук, как психология и педагогика и соответствующей практики. Ведь эти науки занимаются исследованием и участвуют в формировании субъективных деятельных способностей человека, его сознания, мышления, воображения, памяти и т. д. От ответа на вопрос о генезисе сознания и человеческих способностей зависит педагогическая практика, а стало быть, судьба каждой человеческой индивидуальности. Помочь человеческому индивиду в становлении его личности, подлинной индивидуальности, содействовать открытию им для себя окружающего мира в его полноте и истине, становлению самосознания и поиску идеала, как идеи собственного развития и совершенствования и идеи общественной деятельности, – основная задача педагогики.

Не меньшее значение проблема идеального имеет и для политико-правовой сферы. Задача деятельности в этой сфере – нахождение идеального выражения действительных интересов общества и человека, народа, а не изобретение национальных идей и не навязывание большинству нации чуждых им правовых установлений. Помочь народу обрести собственный голос, раскрыть свой внутренний потенциал – задача политики демократизации. Хороший юрист-законодатель переводит в форму закона правовое сознание, которое уже обрело или имеет тенденцию к обретению действительной всеобщности, а не навязывает в законе свое произвольное представление о праве и справедливости.

Универсальность категории идеального не только условие объективности истины, но и условие единства истины, добра и красоты. Каков генезис человеческих идей и идеалов, художественных и нравственных ценностей, научных понятий, какова их объективность, связь с истиной, красотой и добром? С ответом на эти вопросы связана возможность сознательного и свободного развития человеческого общества и самого человека, гармоничность или катастрофичность процесса глобализации.

Степень разработанности проблемы

Природа идеального занимала умы мыслителей с момента возникновения философии, как исследования мышления, но лишь у Платона она впервые обрела ясную формулировку вопросов о том, как возможно истинное знание, что такое благо само по себе, красота сама по себе, как можно постигнуть вещи в их истине, если чувственный облик их находится в процессе постоянного изменения, текучести. Он решал эту проблему, как известно, полагая наряду с миром чувственных вещей, мир вещей умопостигаемых, которые суть истинные, всеобщие образы вещей. А причастность человека истине, эйдосам, Платон связывал с причастностью миру эйдосов человеческой души, освобожденной от чувственного тела в процессе метемпсихоза: в процессе мышления, умозрения душа как бы вспоминала истинные формы, которые она созерцала, будучи освобождена от чувственного тела. Аристотель, отвергнув самостоятельный мир эйдосов, провел разграничительную линию между чувственным и умопостигаемым в самом мире вещей в качестве абсолютной противоположности формы и материи. Декарт приписал шишковидной железе функцию опосредствования субстанции протяженной и субстанции мыслящей, Спиноза определил мышление и протяжение как два атрибута одной субстанции; развивая Спинозу, Гегель непосредственно отождествил мышление и бытие, объявив чувственный мир собственным, внутренним моментом становления абсолютного духа, а всякую подлинную философию – идеализмом. Маркс выводил идеи человека из его предметной практики и полагал, что сознание не может быть ничем иным как сознанным бытием, равно как и то, что истинное бытие может быть только сознательным бытием, а абсолютную истину считал доступной человеку на том основании, что практика его носит универсальный характер и что он всю природу превращает в свое неорганическое тело.

Центральное место категория идеального занимала и в философии всеединства Вл. Соловьева, а от него досталась в наследство всей русской религиозной философии. В советской философии проблема идеального стала предметом плодотворных исследований у А. Ф. Лосева, М. А. Лифшица, Э. В. Ильенкова, М. Б. Туровского, а также выдающихся советских психологов Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна. С конца 60-х годов в Советском Союзе развернулась дискуссия между сторонниками деятельностного подхода к проблеме идеального, прежде всего Э. В. Ильенкова и Ф. Т. Михайлова, и информационного подхода к этой проблеме, который свое концентрированное выражение получил в работах Д. И. Дубровского. В психологии и педагогике, в особенности применительно к системе развивающего образования, деятельностный подход к проблеме идеального успешно развивал В. В. Давыдов.

После публикации в 1984 году в журнале «Вопросы философии» работы М. А. Лифшица «Об идеальном и реальном», которая являлась частью вышедшего в 2003 году «Диалога с Э. Ильенковым», в рамках деятельностного подхода развернулась дискуссия о том, является ли идеальное исключительно социальным феноменом или оно атрибутивно миру, бытию вообще.

Среди участников дискуссии наметились две точки зрения. Согласно первой из них концепции идеального у Лифшица и Ильенкова существенным образом различаются. При этом одни из представителей этой точки зрения критикуют позицию Лифшица, исходя из понимания идеального Ильенковым (С. Н. Мареев, Е. В. Мареева, А. Д. Майданский, М. А. Шкепу), а другие, наоборот, критикуют позицию Ильенкова, исходя из представлений об идеальном у Лифшица (В. Г. Арсланов, А. К. Фролов, В. Л. Очкин). Суть второй точки зрения в том, что позиции Ильенкова и Лифшица по большому счету едины. Ее придерживаются Г. В. Лобастов, В. Т. Кудрявцев и автор настоящей работы. При этом В. Т. Кудрявцев, являясь учеником и продолжателем дела В. В. Давыдова по построению и совершенствованию развивающего образования, с успехом применяет категорию идеального в исследованиях детского творчества, развития воображения, становления субъективных способностей учащихся. Близкими ко второй точке зрения автор считает позиции Ф. Т. Михайлова и Л. К. Науменко, В. С. Возняка.

Объект диссертационного исследования – феномен идеального в его развитии.

Предмет исследования – онтологический и гносеологический аспект развития идеального.

Цель диссертационного исследования – исследовать идеальное в единстве онтологического и гносеологического аспектов его развития и раскрыть различные определения идеального в их конкретном единстве.

Из указанной цели вытекают следующие задачи:

1) провести сравнительный анализ деятельностного и информационного подходов к проблеме идеального;

2) выявить онтологические и гносеологические границы категории идеального;

3) показать различные значения термина «идеальное» в области философии;

4) исследовать взаимосвязь форм ideelle и ideale и категории идеального;

5) выявить методологическое значение синергетики и границы ее применимости как метода;

6) уточнить специфику идеального в дочеловеческой природе, в процессе стихийного общественного развития и, наконец, в историческом процессе становления культуры и личности;

7) установить связь субъектности и субъективности с идеальным в процессе стихийного развития и в процессе развития, опосредованного человеческой деятельностью;

8) охарактеризовать взаимосвязь категорий идеального, идеи и идеала в их развитии.

9) исследовать развитие идеальности формы стоимости в процессе становления капиталистического обращения.

Рабочая гипотеза исследования

Автор исследования исходит из предположения, что идеальное не только является необходимым моментом развития, но и само развивается, имеет собственный процесс становления. Всякое становление имеет определенные этапы, на которых развивающееся, становящееся приобретает различную специфику, поэтому идеальное в природном и общественном развитии, в культурно-историческом процессе и в развитии личности должно обретать соответствующие специфические черты. Развитие невозможно без возникновения и разрешения противоречий в становящемся, без движения к конкретному единству его различных определений, поэтому и идеальное в своем становлении должно двигаться от абстрактных определений к их конкретной полноте.

Методологические основания диссертационного исследования

В настоящем исследовании мы имеем дело с развитием, с взаимным переходом и единством противоположностей, с разрешением противоречий, с движением от абстрактного к конкретному. Идеальное, как верно заметил Э. В. Ильенков, предмет сугубо диалектический, соответственно и адекватным методом исследования проблемы идеального могла стать только материалистическая диалектика. Кроме того, материалистическая диалектика разрабатывалась Марксом именно как логика, как наука о мышлении, а последнее, понимаемое в единстве гносеологического и онтологического аспектов, и есть не что иное как идеальное.

Научная новизна работы:

1) идеальная форма исследована в ее становлении и развитии от абстрактных форм ideale и ideelle до конкретного тождества идеала и идеи;

2) феномен идеального рассмотрен как диалектика форм ideale и ideelle, как конкретное тождество идеала и идеи, в единстве его объективного и субъективного полюсов, субъектности и субъективности;

3) дана интерпретация синергетики как диалектического метода исследования мира в аспектах его физического бытия;

4) материалистически переосмыслено введенное П. Д. Юркевичем понятие «объективного деятеля»;

5) раскрыта специфика идеальности формы стоимости на стадии простого товарного обращения и на стадии капиталистического обращения;

6) дано различение формы мышления и мысленной формы в культуре;

7) показано органическое единство процессов образования человеческой личности и образования человечества, процессов творчества и репродукции в культуре.

Положения, выносимые на защиту:

1) деятельностный подход является наиболее последовательным применением метода материалистической диалектики в исследовании становления идеального;

2) идеальное необходимо рассматривать как единство, противоположность и взаимный переход форм ideelle и ideale;

3) синергетика представляет собой адекватный для исследования физического аспекта бытия диалектический метод, однако ее нельзя применять к исследованию более высоких уровней бытия – общественного, а тем более культурно-исторического процессов;

4) будучи атрибутом развития, идеальное само есть развивающаяся конкретность.

5) в стихийном развитии идеальное существует в абстрактной разорванности форм ideellе и ideale – способности предмета быть многим другим (принимать другие формы) и полноты выражения всеобщего в единичном – способности быть для другого представлением объективных пределов, рамок развития данной конкретности;

6) в стихийном развитии субъектность лишена субъективности, носит слепой, бессознательный и несвободный характер, субъективность же как бы разлита в мире, не имеет обособленного существования – существует только для субъекта, но не в субъекте, лишена действенной силы;

7) только человеческая деятельность опосредует тождество объективного и субъективного полюсов идеального, порождает конкретное единство субъектности и субъективности – субъекта;

8) идеальное в его развитой форме представляет собой конкретное тождество идеи и идеала;

9) капитал является идеальной формой (ideale) стоимости, меж тем как стоимость в простом товарном обращении есть форма лишь идеальная (ideelle);

9) врастание индивида в культуру возможно только как участие в ее преобразовании, т. е. в творчестве новых идеальных форм, и наоборот, творчество возможно только как врастание в культуру.

Наши рекомендации