Этапы многолетней подготовки и их задачи
Многолетняя подготовка спортсменов рассматривается как совокупность относительно самостоятельных и в то же время взаимосвязанных этапов.
Этап начальной подготовки.На данном этапе приоритетными являются воспитательная и физкультурно-оздоровительная работа, направленные на гармоничное развитие двигательных способностей занимающихся. В этом возрасте особенно эффективно развиваются координационные способности, что позволяет сформировать у юного спортсмена разностороннюю техническую базу, предполагающую овладение широким комплексом разнообразных двигательных действий. Такой подход ‑ основа для дальнейшего совершенствования в каратэ.
В группы начальной подготовки зачисляются дети, желающие заниматься каратэ, имеющие предрасположенность к данному виду спорта, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Зачисление учащихся проводится по заявлению поступающего при согласии родителей и наличии допуска врача. Продолжительность этапа – 2‑3 года.
Основные задачи на этапе начальной подготовки:
‑ укрепление здоровья занимающихся и содействие их гармоничному физическому развитию;
‑ разносторонняя двигательная подготовка, в процессе которой развиваются основные физические качества;
‑ обучение основам техники и тактики каратэ;
‑ выявление задатков и способностей детей к занятиям каратэ;
‑ привитие дисциплины, организованности, устойчивого интереса к занятиям спортом и к здоровому образу жизни;
‑ воспитание моральных и волевых качеств, становление спортивного характера.
Учебно-тренировочный этап (УТ).Данный этап подразделяется на две отдельные составляющие:
1. Этап предварительной базовой подготовки(начальной специализации) продолжительностью до 2 лет.
2. Этап специализированной базовой подготовки(углубленной специализации) продолжительностью 3‑4 года.
Основными задачами на этапе предварительной базовой подготовки являются:
‑ повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;
‑ овладение основами техники и тактики каратэ;
‑ приобретение соревновательного опыта;
‑ определение предрасположенности к занятиям кумитэ или ката;
‑ воспитание морально-волевых качеств;
‑ профилактика асоциальных проявлений.
Основные задачи на этапе специализированной базовой подготовки:
‑ планомерное повышение уровня общей и специальной физической подготовленности;
‑ совершенствование техники и тактики каратэ;
‑ освоение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок;
‑ приобретение и накопление соревновательного опыта;
‑ совершенствование морально-волевых качеств;
‑ приобретение навыков судейства соревнований.
Этап спортивного совершенствования(в специальной литературе он также именуется этапом подготовки к высшим достижениям) предназначен для спортсменов, выполнивших первый спортивный разряд или разряд кандидата в мастера спорта. Принципиально важным моментом подготовки на этом этапе является обеспечение условий, при которых период максимальной предрасположенности спортсмена к достижению наивысших результатов совпадает с периодом самых интенсивных и сложных в координационном отношении нагрузок. Продолжительность этапа ‑ 3 года.
Основные задачи подготовки на этапе спортивного совершенствования:
‑ совершенствование техники и тактики каратэ;
‑ повышение общего функционального уровня и постепенная подготовка организма к максимальным нагрузкам, характерным для данного этапа;
‑ формирование мотивации к достижению высоких спортивных результатов;
‑ дальнейшее накопление соревновательного опыта.
Этап высшего спортивного мастерства(в специальной литературе также этап максимальной реализации индивидуальных возможностей и сохранения высшего спортивного мастерства). На этом этапе изыскиваются возможности для дальнейшего повышения спортивного мастерства и роста спортивных результатов. Основной особенностью подготовки спортсменов является повышение результатов за счет качественных сторон системы подготовки. Подготовка на этом этапе характеризуется сугубо индивидуальным подходом. Продолжительность этапа жестко не регламентируется и может составлять в каратэ до 10‑12 лет.
Основная задача этапа высшего спортивного мастерства: изыскать скрытые резервы организма спортсмена в различных сторонах его подготовленности (физической, технико-тактической, психологической) и обеспечить их проявление в тренировочной и соревновательной деятельности.