Глава 2. структура курсовой работы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……….……….……………………………………………. Глава 1. Общие положения………….……………………………... Глава 2. Структура курсовой работы..…………………………….. Глава 3. Порядок выполнения курсовой работы и требования ее оформлению……………………………………………….. Глава 4. Защита курсовой работы…………………………………. Глава 5. Критерии оценки курсовой работы….…………………... Список литературы………………………………………... Приложения…………………………………………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
Выполнение и защита курсовой работы является этапом контроля освоения материала учебной дисциплины студентом, фиксирует уровень владения теоретическим материалом и практическими навыками.
Вместе с тем, курсовая работа является одним из видов учебно-исследовательской работы, которой занимаются будущие специалисты в области физической культуры и спорта, и выполнение которой способствует повышению их эрудиции, развитию их аналитических и творческих способностей.
Настоящее пособие предназначено для студентов Института физической культуры Уральского государственного педагогического университета и преподавателей, осуществляющих научное руководство курсовой работой. В пособии приводятся основные требования к структуре, содержанию и оформлению курсовой работы по учебной дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта», рекомендации по организации работы по подготовке и написанию курсовой работы, подготовке к её защите и прохождению самой защиты.
В пособии приведены примеры содержания и оформления основных структурных элементов курсовой работы.
Учебное пособие составлено с учетом положений Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Физическая культура».
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов во время обучения в высшем учебном заведении. Подготовка и защита курсовой работы является завершающим этапом изучения студентом учебной дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта», одной из форм текущей аттестации. В ходе работы над курсовой работой происходит расширение и закрепление теоретических знаний, формирование навыков творческого решения задач в ходе самостоятельной исследовательской работы по конкретной теме и содержит результаты самостоятельного научного исследования.
Курсовая работа является важным этапом в подготовке к выполнению и защите выпускной квалификационной работы. Материал курсовой работы может быть использован при подготовке выпускной квалификационной работы, а порядок защиты курсовой работы в основном соответствует порядку защиты выпускной квалификационной работы.
Цель выполнения и защиты курсовой работы – это контроль объема усвоенных знаний по учебной дисциплине, уровня усвоения учебного материала, степени готовности студента к самостоятельному применению навыков научно-исследовательской деятельности в области физической культуры.
Задачи, решаемые в ходе подготовки и защиты курсовой работы:
· систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных знаний по дисциплине;
· практическое закрепление приобретённых знаний и умений при проведении исследования конкретного вопроса в сфере физической культуры и спорта;
· развитие творческой инициативы;
· подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы.
При выполнении курсовой работы студент должен продемонстрировать следующие основные умения и творческие способности:
· самостоятельно выбрать тему, оценить ее актуальность и социальную значимость;
· собрать и обработать материал по теме курсовой работы;
· изучить и критически проанализировать собранные материалы;
· сформулировать обоснованные выводы;
· грамотно и логично изложить результаты анализа;
· оформить курсовую работу согласно требованиям;
· защитить публично свою работу.
Курсовая работа должна представлять собой законченную работу учебно-исследовательского характера, выполненную в форме рукописи.
По типу содержания курсовая работа должна быть теоретико-аналитической. Содержанием теоретико-аналитической курсовой работы является, возможно более полный и тщательный анализ истории, современного состояния и перспектив развития или разрешения проблемы, рассматриваемой в курсовой работе. Работы такого типа могут быть посвящены собственно теории и методике физической культуры, а также историческим аспектам, связанным с теорией и методикой физического воспитания и спорта, вопросам управления и организации процессов физического воспитания и образования, спортивной подготовки и т.п.
Глава 2. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Общепринятой является следующая структура курсовой работы:
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Введение
4. Главы и разделы глав
5. Заключение
6. Список литературы
7. Приложение
Содержание курсовой работы раскрывается во введении, её основной части, состоящей из двух-трех глав и заключении.
2.1. Титульный лист. Содержанием титульного листа являются сведения о теме, авторе курсовой работы и учебном заведении, в котором проводится защита, расположенные последовательно сверху вниз:
· полное наименование ведомства, в структуру которого входит УрГПУ: Министерство образования и науки Российской Федерации;
· полное название учебного заведения: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет;
· полное название факультета (института): Институт физической культуры;
· наименование кафедры: Кафедра теоретических основ физического воспитания;
· название темы курсовой работы (слово «тема» не пишется!!!);
· наименование вида документа: Курсовая работа;
· сведения об исполнителе: Ф.И.О. студента полностью, отделение, группа, дата и подпись);
· сведения о научном руководителе: ученая степень, ученое звание, Ф.И.О. полностью, дата и подпись);
· наименование места нахождения вуза или его филиала и год защиты курсовой работы.
· на титульном листе помещается гриф допуска к защите, который подписывается заведующим кафедрой.
Образец оформления титульного листа приведен в Приложении 1.
2.2. Содержание. Содержание содержит перечень всех структурных элементов курсовой работы, а также разделов и подразделов с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте:
· введение;
· главы, параграфы, пункты, подпункты;
· заключение;
· библиографический список;
· приложения.
Образец оформления содержания приведен в Приложении 2.
2.3. Введение. Объем «Введения» не более 2-х страниц. Стиль изложения материала «Введения» должен быть логичным, четким и конкретным.
Начало введения раскрывает обоснование (что это за проблема, и зачем ее следует исследовать), весь научный аппарат. Общая логика раскрытия содержания введения включает следующие составляющие курсовой работы (табл. 1).
Таблица 1
Содержание введения
Актуальность темы КР |
Проблема исследования |
Объект исследования |
Предмет исследования |
Цель исследования |
Задачи исследования |
Актуальность темы. Актуальность характеризует степень важности рассматриваемого вопроса и включает в себя следующие компоненты:
- аргументация необходимости изучения данной проблемы;
- раскрытие степени изученности вопроса и отражения его в литературе;
- обоснование темы работы.
Проблема исследования. Сущность проблемы исследования составляет то, что автор хочет разрешить в процессе исследования. По содержанию проблема находит своё отражение в проблемной ситуации, когда появляются практические вопросы, на которые существующая теория не может дать ответ в силу своей неполноты.
Для формирования проблемы исследования необходимо:
– изучить исходные материалы актуальной практической проблемы (познание того, что есть и насколько востребовано);
– осознать (осмыслить) сущность и содержание известного;
– выделить основные противоречия, вытекающие из востребованности практики и ее недостаточной теоретической обеспеченности.
Часто проблема исследования выражается в виде вопроса, например: «в чем сущность, содержание и условия оптимального развития какого-либо педагогического явления?; каковы пути, обеспечивающие наиболее полное решение определенной педагогической проблемы, каковы наиболее оптимальные условия эффективности деятельности специалиста в решении частной задачи? и пр.»
Сформировав научную проблему, следует определить цель и задачи курсовой работы.
Объект исследования. Объектом исследования выступает то, что исследуется. Основным объектом педагогических исследований в физической культуре и спорте является педагогический процесс и его основные типы: учебно-воспитательный, учебно-тренировочный, учебно-организационный, управленческий процессы.
Предмет исследования. Предметом исследования выступает то, что в объекте исследования получает научное объяснение.
Предметом исследования является сфера реальности, представляющая собой часть исследуемого объекта. Это как бы «белые пятна» в теории объекта. Предмет определяет то, что находиться в границах объекта и обуславливает содержание предстоящего исследования. Предмет КР чаще всего совпадает с ее темой, либо они очень близки по звучанию.
Предметом педагогических исследований в физической культуре и спорте могут являться различные стороны реализации задач физического воспитания и спортивной подготовки: содержание образования, методики и комплексы упражнений для развития физических качеств и формирования двигательных умений, взаимодействие между педагогами и воспитанниками, история физической культуры и спорта и т.п.
Цель исследования. Цель исследования – это выраженный в краткой форме конечный результат, который должен быть достигнут в ходе работы. Цель формируется исходя из темы работы.
Цель работы формируется четко:
– охарактеризовать (дать целостную характеристику, раскрыть особенности);
– обосновать содержание, формы, методы и средства;
– разработать требования, критерии …;
– дать теоретическое обоснование …;
– разработать методику … (совершенствовать методику);
– провести анализ …
Задачи исследования. Задачи исследования – это 3-4 конкретных вопросов, которые должны быть решены в ходе работы для достижения цели исследования.
Задачи формулируются кратко и четко: «Изучить…», «Разработать…», «Выявить…», «Установить…», «Обосновать…», «Определить…», «Описать …», «Уточнить и дополнить …», «Систематизировать …» и т.п.
Следует четко понимать, что в курсовой работе проводятся цель и задачи, относящиеся к конкретному исследованию, а не цель и задачи физического воспитания.
2.4. Главы и разделы глав. Главы и разделы глав составляют основную часть курсовой работы. В структуре этой части обычно выделяется две-три главы, а в составе каждой главы выделяется до двух-трех разделов. Каждый раздел основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы. Содержанием основной части курсовой работы является аналитический обзор. Он представляет собой результат аналитической переработки совокупности информации (публикаций, документов, данных опросов, данных из интернета и т.д.) по определенной теме, содержащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета курсовой работы.
В конце каждой главы приводятся выводы, характеризующие в сжатом виде итоги анализа материала главы.
Объем аналитического обзора – 25-30 страниц.
К содержанию аналитического обзора предъявляются следующие основные требования:
· полнота и достоверность информации;
· наличие критической оценки использованной информации;
· логичность структуры;
· композиционная целостность;
· аргументированность выводов;
· наличие ссылок на использованные источники;
· ясность, четкость и лаконичность изложения.
Основные методы, наиболее часто используемые при подготовке курсовой работы:
Анализ и обобщение научно-методической литературы. Основу содержания курсовой работы составляет анализ и обобщение имеющейся информации по теме курсовой работы. Основная часть информации содержится в публикациях научно-исследовательских и методических работ различного вида: тезисов, статей, монографий, учебников и учебных пособий, образовательных программ, номативных требований и т.д. Необходимая информация может содержаться в документальных и архивных материалах: планы занятий и тренировок, дневники тренировок, протоколы соревнований, медицинские карточки и т.д.
Основная часть источников находится в библиотеках и архивах. Интересный материал может быть найдет в Интернете. Многие научные журналы имеют свои сайты, где можно ознакомиться с их содержанием.
При работе с источниками необходимо точно фиксировать библиографическое описание каждого источника: автор, название, издательство, год издания, если это печатный источник; если это электронная публикация необходимо указать точный путь доступа (адрес) к сайту.
Источник необходимо прочитать, осмыслить, определить своё к нему отношение (согласиться или несогласиться) и зафиксировать своё мнение.
Методы опроса. Методы опроса позволяют получить текущую информацию непосредственно у участников изучаемого процесса.
Беседа.Беседа – это устная форма общения исследователя с испытуемым (источником информации). Беседа ведется в свободной форме, без записи ответов.
Эффетивность беседы зависит от:
- установления доверительных отношений между собеседниками;
- точного определения цели беседы;
- тщательности разработки плана беседы;
- искусства ведения беседы (корректность постановки вопросов);
- последовательность вопросов, их корректность и число и т.п.;
- от способа фиксации результатов (ответов) беседы.
Интервью. Интервью – это метод получения информации путем получения устных ответов респодентов (опрашиваемых) на заранее подготовленные вопросы. В отличие от беседы, вопросы задает исследователь, а респондент только отвечает на них.
Использование интервью как метода исследования предусматривает:
- отбор интервьюироваемого лица;
- определение места и времени проведения интерью;
- фиксация ответов на вопросы;
- обработка и оформление данных, полученных в ходе интервью.
Анкетирование. Анкетирование – это получение информации с помощью письменных ответов респондентов на заранее подготовленную анкету (бланк) со стандартизованными вопросами. Преимущества анкетирования перед другими видами опроса: не обязателен личный контакт, возможен одновременный охват большого числа респондентов, результаты анкетирования удобно обрабатывать статистическими методами.
Основные правила анкетирования:
- необходимо разъяснять опрашиваемым цели анкетирования;
- желательна анонимность анкетирования;
- опрашиваемые должны иметь возможность вписывать дополнительные данные и сведения;
- количество вопросов не должно быть большим.
2.5. Заключение. В «Заключении» раскрывается значимость рассмотренных вопросов для теории и практики физической культуры. В нем приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы; излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов в практику и перспективы дальнейшего развития темы. В «Заключении» не допускается повторение содержания введения и основной части, в частности, выводов, сделанных по главам.
2.6. Библиографический список. Библиографический список представляет собой упорядоченный перечень использованных публикаций (документов), использованных при выполнении курсовой работы (минимум 15-20 источников).
Основные требования, предъявляемые к библиографическому списку:
· соответствие содержания использованных публикаций теме курсовой работы;
· наличие публикаций (документов) отечественных и зарубежных авторов;
· разнообразие видов публикаций (документов): официальные, нормативные, справочные учебные, научные, производственно-практические и др.;
· публикации (документы) должны отражать как историю исследуемой проблемы, так и её современное состояние;
· использование современной литературы должно составляет 20%.
Библиографические описания документов в списке литературы оформляются в соответствии с ГОСТом (ГОСТ 7.1-2003).
Библиографические описания документов располагают в алфавитном порядке фамилий их авторов. Если имеются несколько публикаций одного автора, то они располагаются в порядке возрастания года публикации. При отсутствии авторов расположение документа определяется по начальному слову заголовка.
Библиографические описания, включающие источники на иностранных языках, группируются в два алфавитных ряда:
· вначале на русском языке (кириллице);
· затем на иностранных языках (латинице и др.).
Упорядоченный библиографический список нумеруется по порядку записей арабскими цифрами с точкой.
Образец оформления библиографического списка приведен в Приложении 3.
2.7. Приложения. Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы и включают материалы, дополняющие основной текст курсовой работы. Приложения помещают в конце курсовой работы после библиографического списка. Состав и объем Приложения определяется автором работы и не входит в объем курсовой работы.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. Приложения нумеруют арабскими цифрами. Номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком приложения после слова «Приложение» без знака номера.
Приложения имеют общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц.
На все приложения в основной части курсовой работы должны быть ссылки.
В приложении могут быть размещены:
· планы учебных занятий и образовательные программы,
· описания комплексов физических упражнений,
· таблицы,
· иллюстрации вспомогательного характера.