Основные категории обшей и профессиональной педагогики, базовые
Педагогические понятия.
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование.
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие “воспитание” употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.
Воспитанием занимаются не только профессиональные педагоги в специально созданные учебно-воспитательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие “воспитание” нуждается в сужении и конкретизации.
Воспитание в широком социальном смысле и педагогическом значении | Воспитание в узком социальном смысле и педагогическом значении |
Передача накопленного опыта (знаний, умений, способов мышления) от старших поколений к младшим. Передача духовного наследия человечества (нравственных, этических, правовых норм) новому поколении. | Направленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений со стороны общественных институтов. Формирование обществом нравственных ценностей и политической ориентации человека. |
Обучение – это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия педагогов и обучающихся. Он направлен:
на усвоение знаний, умений и навыков обучающихся;
формирование их мировоззрения;
развитие умственных сил и потенциальных возможностей;
закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Области понятий “воспитание” и “обучение” частично перекрываются: обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.
Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, а также способов мышления, которыми овладел обучаемый.
В связи с направленностью любого образовательного процесса на формирование устойчивого навыка мышления обучающегося есть большая доля истины в древнем афоризме: “Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается”.
В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.
Общее образование | Профессиональное образование | Политехническое образование |
Такое образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке: формирует диалектико-материалистическое мировоззрение; развивает познавательные способности; дает понимание основных закономерностей развития в окружающем мире; предоставляет возможность обретения учебных и трудовых умений; а также разнообразных практических навыков, необходимых каждом человеку. Объем и направленность общего образования регулируется государством (во многих развитых странах оно обязательно). | В начальных допрофессиональных и профессиональных учебных заведениям (ПТУ, СПТУ и т.п.) готовят рабочих высокой квалификации. В средних и высших профессиональных учебных заведениях (гимназиях, лицеях, колледжах, техникумах, вузах) готовят специалистов средней и высшей квалификации для различных отраслей народного хозяйства. | Такое образование знакомит с основными принципами производства. Вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни. |