Количественный анализ диссертационных работ по основным проблемам в оздоровительных видах гимнастики

Проблема Аэробика Ритмическая гимнастика
Количество работ % Количество работ %
Содержание, методика, технология занятий 49,1 22,8
Использование в физическом воспитании 10,1 17,6
Развитие физических качеств, способностей, физическое развитие, подготовленность 13,5 25,7
Влияние на состояние здоровья 6,7 17,1
Медико-биологические аспекты 5,1 5,7
Подготовка специалистов по ФК, будущих учителей 3,3 11,4
Прикладная направленность 8,4 2,8
Психологическая подготовка 1,7 - -
Оценка соревновательных программ 1,7 - -
Всего    

Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о преимущественном использовании оздоровительных видов гимнастики в высших учебных заведениях, а также со взрослой категорией населения, причем, в основном, с женщинами различного возраста. Очевидно, это связано с потребностью и возможностью для реализации основных задач, поставленных для данного вида физической активности. Наибольшее количество работ, связанное с детьми дошкольного возраста, защищено на материале ритмической гимнастики, что можно объяснить ее высокой эффективностью для воспитания основных двигательных способностей и развития физических качеств в этом возрасте. Предварительный анализ диссертаций по всем видам гимнастики показывает, что проблема оздоровительной направленности стоит далеко не на первом месте и изучена недостаточно.

Таблица 2.

Количественный анализ диссертационных работ по возрастному составу занимающихся оздоровительными видами гимнастики

Возраст Аэробика Ритмическая гимнастика Шейпинг
Количество работ % Количество работ % Количество работ
Дошкольники - - 28,6  
Школьники младших классов 3,3 8,6  
Школьники средних классов 3,3 2,8  
Школьники старших классов 6,7 11,4  
Студенты 33,9 31,4
Студенты ИФК 3,3 11,4  
Взрослые 25,4 5,7
Спортсмены 23,7 2,8  
Всего    

Глобальные изменения в пространстве физической культуры и спорта [3], связанные с доминированием экономических отношений, приоритетом зрелищности, стремлением к достижению результатов любой ценой, повлекли за собой принципиальные изменения в методике тренировки (интенсификация тренировочного процесса, нарушение принципов спортивной тренировки, невнимательное отношение к врачебному и педагогическому контролю и т.п.), что, в результате, негативно сказывается на здоровье спортсменов и является сдерживающим фактором в притоке спортивного резерва.

Литература:

1. Баранов В.Н., Шустин Б.Н. «Научные основы спорта высших достижений и подготовки спортивных резервов». Основные направления научных исследований и тематика диссертационных работ в сфере физической культуры и спорта. М.: Мир атлетов, 2008. – 544с.

2. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич и др.; Под ред. Ю.Д. Железняка. – 2-е издание., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.

3. Филимонова С.И., Гостева С.Р. Экономическое поле – «Черная дыра» в пространстве физической культуры и спорта // Культура физическая и здоровье, № 4. – 2010.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В.В. ДорошенкоПреподаватель кафедры физического воспитания Кубанского государственного университета

Существующая программа по предмету «Физическая культура» для высших учебных заведений в недостаточной мере учитывает профессиональную деятельность будущих специалистов в современных условиях рынка труда [6, 9]. В месте с тем при разработке новых государственных стандартов специалисты в области физической культуры отмечают необходимость изменения системы и практики физического воспитания студентов вузов на спортивно-ориентированное направление с правом выбора вида двигательной активности [1, 2, 4].

Не смотря на это, до настоящего времени в научной литературе практически отсутствуют материалы, касающиеся вопросов содержания, организации и методики профессионально-прикладной физической подготовки ( ППФП) студентов математических специальностей. Кроме того, известно, что для профессионального развития и роста во многих специальностях необходимы не только хорошая физическая подготовленность, но и координационная, которая в значительной мере определяет степень реализации двигательных возможностей человека [5, 7].

Одним из таких видов спорта, который способствует развитию выносливости, быстроты, силы, гибкости и ловкости, включая координационные способности, является футбол. При этом в игре создается атмосфера здорового соперничества, присущая соревновательной деятельности, которая способствует формированию еще и волевых, нравственных, психологических качеств личности, что должно быть присуще специалисту-профессионалу [8, 9].

Вместе с тем научно обоснованные методические разработки по использованию средств футбола в ППФП практически отсутствуют. В этой связи в системе знаний о путях решения задач ППФП возникает ряд противоречий:

1) между современными требованиями к качеству профессионального образования и существующим уровнем методического обеспечения ППФП в системе физического воспитания студентов в вузе;

2) между очевидной для специалистов целесообразности использования в процессе ППФП студентов вузов средств футбола и отсутствием соответствующих методик и спортивно-ориентированных учебных программ.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему, суть которой заключается в необходимости организации процесса ППФП студентов математических специальностей с использованием средств футбола.

Структурное построение экспериментальной программы «Физическое совершенствование студентов математических специальностей на основе футбола» осуществлено в соответствии с концепцией А.И. Загревской [6]. Это модульное обучение и рейтинговый контроль, организующий учебный процесс на основе тренировочных занятий и обеспечивающий эффективность ППФП студентов и их позитивную мотивацию к двигательной активности. При построении программы мы воспользовались тремя основными подходами: познавательным, деятельностным и субъектным. Наполнение содержания модулей программы определялось взаимодействием комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей. Авторская программа ППФП студентов с использованием средств футбола состоит из пяти модулей: общетеоретического, технико-тактического, организационно-методического, самоорганизационного, нравственного. Отдельные модули содержат материал в соответствии с дидактическими целями: содержание учебного материала, пояснение к нему, указание на углубление изучения, используя дополнительные литературные источники, практические задания к их выполнению. В нашем модульном обучении наиболее значимы: комплексная дидактическая цель, интегрирующие и частные цели. В построении программы интегрирующие цели выступают как выход на комплексную дидактическую цель. Задачи в нашем исследовании формулируются на основе взаимодействия образования, оздоровления, обучения, воспитания, развития. В начале 1 семестра студентов информировали о том, что они должны знать и уметь после изучения учебных элементов. В зависимости от целей и задач разрабатывалась тематика отдельных модулей и распределялось количество часов по семестрам. Формирование учебных модулей осуществлялось на следующих принципах: целевое назначение информации, сочетание комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей, содержательность учебного материала, самостоятельность каждого модуля, оптимальная передача информационного и методического материала.

Модуль общетеоретической подготовки включает в себя информацию о здоровье, различных видах самостоятельных упражнений и их использование, основах педагогического контроля в процессе индивидуальных тренировок, аутогенный тренинг, сведения о человеке как о биологической системе, физиологию спорта, основы спортивной тренировки на примере футбола.

Технико-тактический модуль представлен деятельностью преподавателя и студента по усвоению элементарных технических навыков, тактическую подготовку, общую физическую подготовку комплексного воздействия по методике, разработанной профессором Г.И. Барышевым [3], специальную физическую подготовку, соревновательную игру. Техническая подготовка в футболе состоит из 4-х серий упражнений для развития координационных способностей с постепенным усложнением : на технику передвижения; удары по мячу ногой; удары по мячу головой; удары на точность; остановка мяча; ведение мяча; обучение обманным движениям (финтам); отбор мяча; вбрасывание из-за боковой линии.

Тактическая подготовка включает в себя обучение тактике нападения и тактике защиты. Обучение тактике нападения представляет собой освоение индивидуальных и групповых действий без мяча и с мячом; Тактика защиты включает освоение индивидуальных и групповых действий игрока в защите. При реализации экспериментальной программы с использованием средств футбола особое внимание уделялось обучению, совмещенному с показом технико-тактической ситуации через видеопроекцию с остановкой кадра в определенный момент.

Организационно-методический модуль определяет самостоятельную деятельность студента по организации и проведению соревнований, их судейство. Самоорганизационный – проектирование индивидуальных программ, моделирование и подбор методов физического воспитания для совершенствования физических качеств.

Выявлено, что организационно-педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности физического воспитания студентов математических специальностей представляют собой:

– организацию процесса физического воспитания с использованием средств футбола по экспериментальной программе ППФП студентов модульно-рейтингового содержания в совокупности с программой индивидуального развития физических качеств студентов;

– организацию рейтингового контроля студентов (входного, текущего, итогового);

– организацию и проведение контроля уровня физической подготовленности, физического здоровья и потребностно-мотивационной сферы студентов с целью коррекции учебного процесса.

Экспериментально подтверждена эффективность программы модульно-рейтингового содержания, разработанной для студентов математических специальностей с учетом интересов и профессиональной специфики развития необходимых физических качеств. Использование средств футбола в экспериментальной программе ППФП студентов за счет вариативной части в объеме 50% от 136 часов годового планирования позволило оптимизировать процесс физического воспитания студентов. Использование в процессе физического воспитания экспериментальной учебной программы ППФП студентов в комплексе с индивидуальным развитием физических качеств способствовало значительной динамике тестовых результатов физической подготовленности в экспериментальной группе в отличии от контрольной: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (p < 0,05); сгибание и разгибание туловища (p < 0,05); прыжок в длину с места
(p < 0,05); бег 12 мин (p < 0,05).

Эффективность структуры разработанной методики ППФП студентов которая построена на диагностическом, программном, технологически-проектировочном и контрольно-коррекционном блоках обеспечивается использованием в учебно-тренировочном процессе в совокупности двух учебных программ: экспериментальной, модульно-рейтингового содержания с индивидуальной, развития физических качеств студентов. Первое занятие микроцикла включает четыре серии технико-тактических упражнений по футболу для развития координационных способностей и упражнений ОФП (сгибание и разгибание рук в упоре, сгибание и разгибание туловища, прыжок в длину с места) с увеличением числа повторений в зависимости от режимов деятельности (умеренного, субмаксимального, максимального); легкоатлетические задания на выносливость (бег за 6 минут от 2 до 4 повторений) во второе, с контролем результатов развития физических качеств в каждом мезоцикле и коррекцией физических нагрузок для тренировки отстающих.

Экспериментальная методика ППФП студентов, характеризующаяся целесообразной структурой, нетрадиционным содержанием, аргументированными методическими подходами к ее реализации, более эффективна по сравнению с традиционными, что подтверждается результатами специальной, технической и физической подготовленности студентов. В ЭГ улучшились показатели по 12 испытаниям в отличии от двух – в контрольных: бег 6 м – стартовая скорость увеличилась на 7%; бег 30 м – дистанционная скорость увеличилась на 17%; скоростная выносливость – на 11%; скоростно-силовые качества – на 1,7 %; гибкость – на 28 % ; ловкость – на 41,8 % ; 6-минутный бег – на 19,4%; дриблинг – на 18,1%; ведение мяча 30 м в коридоре 0,5 м – на 18,1%. Улучшились показатели силы (подтягивание на перекладине – на 26%; становая – на 3,2%; прыжок вверх – на 1,7%). У студентов КГ повысились только силовые значения (подтягивание на перекладине – на 18% и становая – на 1,3%).

В результате опытной проверки разработанной программы в комплексе с методикой ППФП студентов выявлено позитивное изменение потребностно-мотивационной сферы студентов математических специальностей В экспериментальной группе к концу исследования повышается интерес к проблеме влияния спорта, физических упражнений на здоровье и физическое развитие человека с 85% до 91%; процент студентов, позитивно относящихся к спортивным зрелищам – с 53% до 58%, возрастает число юношей, участвующих в спортивных соревнованиях с 2 до 38%, дополнительно занимающихся в спортивных секциях или фитнесс-клубах с 48 % до 58%, самостоятельно играющих в футбол от 12% до 56% .

Литература:

1. Базилевич, М. В.Моделирование спортивно-ориентированного физического воспитания в вузе на основе баскетбола: дис. … канд. пед. наук / М. В.Базилевич. Малаховка. 2009. 24с

2. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1999. № 4. С. 21.

3. Барышев, Г.И. и др. Направленность и пути формирования мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности / Г.И. Барышев, О.В. Гаркуша // Мониторинг физического развития и физической подготовленности различных возрастных групп населения: матер. Всерос. научн. практ. конф. Нальчик. 2003. С. 29–31

4. Васильева, Т.В. Оптимизация процесса физического воспитания девочек в общеобразовательной школе на основе спортизации (футбол): дис. … канд. пед. наук / Т.В. Васильева. Майкоп. 2009. 138 с.

5. Давиденко, А.И. Организация и содержание профессионально прикладной физической подготовки студентов технических вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2005. 23 с.

6. Загревская, А.И. Физкультурное образование студентов педагогических вузов на основе интегральной технологии / А.И Загревская. Томск: Томский государственный университет. 2007. 144 с.

7. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. М.: Физкультура и спорт, 1985. 192 с.

8. Неверкович, С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: Автореф. дис. … д-ра пед. наук / С.Д. Неверкович. М., 1988. 31 с.

9. Черняев, А.А. Теоретические и методические основы совершенствования методики обучения студентов технике футбола / А.А. Черняев, Н.Х. Кудряшов // Теория и практика физического воспитания, 2009. № 10. С. 87–89

9. Шилько, В.Г. Методология построения личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности студентов. / В.Г. Шилько // Теория и практика физической культуры. 2003. № 9. С. 45–49.

Наши рекомендации