Применение инновационных методов

АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Калманович В.Л. кандидат педагогических наук заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Казанского государственного архитектурно-строительного университета, Битшева И.Г.старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта

Казанского федерального университета

Анализируя специфические особенности преподавания физической культуры в развитых европейских странах, мы натолкнулись на разницу в постановке цели физического воспитания. Целью данного предмета в ВУЗах Европы является приобретение знаний, умений и навыков здорового образа жизни своего, своей семьи и своего потомства. Исходя из цели преподавания, программа предмета в Европе насыщенна теоретическим – лекционным материалом, который читают студентам: профессора специализированных ВУЗов по медицине, психологии, возрастной физиологии, специалисты по видам спорта, спортивные судьи, журналисты, менеджеры. Материал лекций закрепляется на семинарских групповых занятиях. Занятия же практические в большинстве проходят в самостоятельном режиме, с использованием и применением полученных знаний на лекциях и семинарах. Образовательный вектор направлен не на развитие основных физических качеств студента, а на обучение его умению организовывать, создавать здоровьесберегающую, здоровьетворческую атмосферу в профессиональной деятельности, в своей семье и личной жизни, что и является, по сути, культурой физической.

Осознание цели и задач, стоящих перед современным выпускником в области изучения и приобретения культуры физической привело нас к необходимости кардинальных изменений структурно-логической схемы преподавания дисциплины физическая культура в сторону увеличения объема лекционных часов и пропорционального введения семинарских занятий. Современный интеллигентный, образованный человек обязан не только быть организатором здоровьесберегающего климата в своей профессиональной среде (выполняя социально-ориентированную функцию руководителя), но и активно следовать природосообразности развития своей личности и своей семьи (выполняя личностно-деятельностную, телесно-ориентированную функцию родителя).

Критериями оценивания по предмету физическая культура будущих специалистов, должны стать: оптимальное состояние здоровья, гармоничное физическое развитие, и главным образом физкультурно-оздоровительные знания, умения, навыки.

Руководствуясь вышеизложенной концепцией преподавания предмета «культура физическая» и осознавая, что действенность любого управленческого процесса, как известно, зависит не только от используемых средств, но и во многом от ме­тодических особенностей их применения, мы разработали методическое обеспечение семинарских занятий, а именно инновационное активное обучение.

Существенную помощь будущим выпускникам могут оказать методы активного обучения, которые по сравнению с традиционны­ми имеют ряд преимуществ: — обучение происходит в условиях, максимально приближенных к реальной практической деятельности обучаемых; — методы активного обучения основаны на коллективной выработ­ке решений; — игровая деятельность при использовании данных методов постро­ена на моделях реальных систем; — игра обеспечивает достаточно щадящий режим для принимающих решение; — методы активного обучения позволяют специальными средствами создать так называемое управляемое эмоциональное напряжение обучаемых, иными словами, игры происходят в атмосфере эмоци­онального подъема.Использование активных методов обучения предполагает повышение интенсивности процесса обучения.

Игровой деятельности характерны длительно не угасающая мотивация обучаемых и постоянно изменяющиеся ситуа­ции, поддерживающие доминанту ориентировочного рефлекса. При этом устойчиво проявляется активизирующая функция ретикуляр­ной формации ствола мозга, отодвигающая момент развития тормо­жения, что обеспечивает высокий тонус ЦНС и высокую работоспо­собность обучаемых на занятиях.

Игровые методы не только являются фактором психологической разрядки, но и могут быть использованы как средство для решения практических задач обучения. Кроме того, по нашему мнению, специальные игры во многом способствуют увеличению вариа­тивности выполнения различных заданий. Игровая форма проведе­ния занятий позволяет моделировать различные ситуации в практи­ческой деятельности, что, в свою очередь, создает благоприятные предпосылки для формирования навыков и психологического сте­реотипа адекватного выполнению обязанностей будущего специалиста.В процессе занятий по физической культуре использовались игро­вые методы активного обучения: — ролевые игры; — метод анализа конкретных ситуаций; — имитационные игры.

Ролевые игры.Для формирования указанных качеств в процессе обучения не­обходимо моделировать специальные управляющие системы. Поэто­му возникает потребность и в использовании методов обучения, ос­новывающихся на моделях двух подсистем: общения и совместной деятельности. Такими методами являются ролевые игры. Модели подсистем общения и совместной деятельности образу­ют структуру игрового комплекса, элементами которой будут роли, а связями — взаимоотношения между ролями, определяемые ролевы­ми целями, предписываемыми в игре.

Социально-психологические и профессиональные портреты участников ролевого общения подбираются так, что найти рацио­нальные пути разрешения вопроса непросто.Выбор своих систем и стратегий каждым участником игры по­рождает многовариативность решений.

Для ролевых игр характерными признаками являются: наличие игрового комплекса; наличие ролей; различие ролевых целей участ­ников игр; наличие общей цели у всего игрового коллектива; много­вариантность решений; наличие системы группового или индивиду­ального оценивания деятельности участников игры.

Метод анализа конкретных ситуаций.При использовании метода анализа конкретных ситуаций студентам предлагается си­туация, связанная с определенным моментом функционирования, конкретной системы (отдела, секции, бригады и т.п.), и ставится задача принять управленческое решение в указанной си­туации. Для активизации занятия может быть образовано несколько соревнующихся групп, каждая из которых вырабатывает собствен­ный вариант решения. Характерные признаки метода анализа конкретных ситуаций: — наличие модели управляемой системы; — отсутствие индивидуальных ролей руководителей, наличие лишь одной коллективной роли; — многовариантность решений; — единая цель при выработке решения (всей группе предлагается одна ситуация, по которой и предстоит принять решение); — наличие системы групповой оценки деятельности обучаемых.Использование в учебном процессе метода анализа конкретных ситуаций позволяет формировать у обучаемых умения и навыки ре­шения профессиональных задач.

Имитационные игры.Одним из наиболее значимых ИМАО являются имитационные игры, в которых сочетаются характерные признаки метода ана­лиза конкретных ситуаций и ролевых игр. Это делает их наиболее эффективным методом активного обучения, но и наиболее трудоем­ким при разработке. Для ее разыгрывания требуются роли. Итак, первое, что выделяет имитационную игру из других методов активного обучения, это то, что ее основой может быть только цель­ная модель системы, а не отдельные, ее элементы (объект управле­ния или управляющая система).

Второе принципиальное отличие состоит в том, что в имитационной игре динамичность моделируемой системы проявляет­ся в наличии "цепочки решений". Решение, принимаемое участни­ками игры на основе исходной информации, воздействует на модель объекта управления, изменяя его начальное состояние. Сведения об этих изменениях через систему оценивания деятельности участни­ков поступают в игровой комплекс. Основываясь на полученной информации, на следующем этапе управления игроки вырабатывают решение, которое снова воздействует на объект и т.д. В промежут­ках осуществляются деловое общение и совместная деятельность участников игры.

Одним из важнейших признаков, характеризующих имитационную игру, является коллективная выработка решения. Коллек­тивность решений в имитационных играх находит отражение в предусмотренной структуре игры. Защита собственных решений, критика решений принятых другими участниками, обязательное об­суждение высказанных критических замечаний позволяют подойти к рациональному (оптимальному) решению и сформировать подхо­ды игровой группы на последующих этапах выработки и обсуждения решений.

Может быть предложено множество различных ва­риантов проведения семинарских и практических занятий. Однако в любом случае все они должны быть ориентированы на повышение активности студентов, а значит и проводиться с использованием активных ме­тодов обучения.

Наши рекомендации