Рекомендации для студентов
Общие рекомендации. Работа над программными заданиями должна носить поисково-творческий характер. Она должна сводиться к наилучшему применению изученных средств художественной выразительности в поставленной проектной задаче. Необходимо создание оригинальных композиций. Выполнению такой учебно-творческой работы способствует широкое использование самых разных средств и приемов построения композиций, но в строгих рамках решения отдельных композиционно-художественных задач. Только при таком использовании действительно развивается композиционное мышление и художественный вкус. Формальные композиции не должны быть усложнены настолько, чтобы отвлекать от сути их построения.
Безграничные возможности создания новых форм дает изучение компьютерной графики. Здесь, используя приемы комбинаторики, можно выйти на сложные формообразующие процессы. Простой поворот вокруг оси формы произвольной кривизны дает поразительный эффект. А специальные инструменты в программах векторной, растровой и 3D графики превращают процесс формообразования в увлекательную игру.
Большинство перечисленных принципов и возможностей также поддерживаются программами 3-D графики, например, 3-D Studio Max, дающими более широкий инструментарий для работы с объемными формами.
Работу над проектом следует начинать с выполнения небольших по размеру эскизов. Их может быть сделано множество, например, графитным карандашом. Поиск цветового решения можно осуществлять цветными карандашами, акварельными или гуашевыми красками. Процесс работы над ними важен потому, что здесь необходимо найти главное: принцип изображения, линейную и цветовую композицию, характер формы. Аналогично можно вести работу на компьютере, используя разнообразные графические редакторы.
Советуем работать на разных форматах, искать на основе одного мотива разные варианты композиции.
Студентам предлагается провести самостоятельное исследование применения в объектах архитектуры геометрических фигур и тел. Практические задания также включают серию упражнений и проектов по освоению формообразования на основе различных геометрических построений. Много внимания в процессе обучения уделяется изучению орнаментальных композиций, бионике, эргономике. Развитию комбинаторных навыков способствуют задания типа – создай невозможный объект, сочетая знакомые предметы ради придания новой функции всей конструкции.
Можно акцентировать пропорции, размер, фактуру.
Без знаний правил композиции нельзя создать проект. Дизайнер, чувствующий закономерности композиции, понимает, почему он построил свою работу так, а не иначе.
Дизайнер должен руководствоваться не только безукоризненным вкусом, но и расчетом, знанием композиционного построения. Это арсенал средств выражения замысла используется на стадии эскизной проработки и в процессе создания проекта.
Вот некоторые основы.
Начинать работу над проектом следует с продумывания общей концепции, изучения аналогов, их анализа с точки зрения композиционного, цветового и средового решения.
В работе необходимо использовать принцип системного анализа:
1) процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
2) необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;
3) необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
4) цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;
5) восхождение от абстрактного к конкретному;
6) единство анализа и синтеза, логического и исторического;
7) выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.
Занимаясь воплощением идеи, дизайнер определяет композиционный центр, точки зрения, ритм, равновесие, формат, цветовую гамму, колорит. Все это - этапы работы над проектом. Необходимо думать о том, чтобы элементы не только группировались по смысловому признаку, но и составляли интересную в логическом и художественном отношении группу, хорошо организованную и подобранную по цвету, форме, композиционно завершенную.
ТЕЗАУРУС
Толкование основных терминов и понятий, используемых в процессе занятий в целом по курсу.
Ассоциативный анализ- особая часть предпроектных и проектных исследований в дизайне, выявляющая образные источники конкретных визуальных предложений формообразования дизайн-объекта.
Антропометрия- совокупность методических приёмов в антропологических исследовании, заключающихся в измерении и описании (антропоскопия) тела человека в целом и отдельных его частей и позволяющих дать количественную характеристику их изменчивости.
Дизайн- это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных издели, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребности человека, как утилитарным, так и эстетическим.
«Золотое сечение» – строго определенное, математическое соотношение пропорций, при котором одна из двух составных частей во столько раз больше
Колорит – согласованность цветовых оттенков и характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения.
Комбинаторика – изменение формы на основе разного сочетания одних и тех же элементов.
Композиционное формообразование (в дизайне) – процесс структурной организации элементов объекта дизайна, средства и методы которого соотносятся с задачей привнесения в объект гармонии между ним и человеком. Объектами композиционного формообразования для дизайнера являются визуальная, антропометрическая и материальная структура объекта. В лекции встречается непосредственное соединение понятий «эстетическое воздействие» и «эмоциональность» с понятиями «порядок», «организованность», «метр», «ритм» и др., характеризующими различные стороны структурной организации проектируемых объектов.
Контраст – противопоставление и взаимное усиление двух сравнимых свойств, качеств, особенностей.
Масштаб – отношение, позволяющее определить неизвестную величину в соответствии с известной.
Метод - совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи. В качестве метода могут выступать система операций при работе на определённом оборудовании, приёмы научного исследования и изложения материала, приёмы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала и т. д.
Методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Методологическое знание выступает в форме как предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определённых видов деятельности, так и описаний фактически выполненной деятельности
Нюанс – плавный переход характеристики элемента композиции в сторону усиления или ослабления.
Образность – раскрытие в композиции определенной художественной идеи.
Объект - противостоящая субъекту проектной деятельности реальность на которой сосредоточенно его внимание в целях анализа, познания и преобразования.
Пропорции – соотношение форм (частей) предмета по их величине, соответствующее определенному облику, характеру целого. Понятие П. применимо как к изображению, так и к самой натуре.
Предметно-пространственная среда -непосредственное окружение потребителя среды, совокупность природных и искусственных средовых пространств и их внешнего наполнения, находящаяся в постоянном взаимодействии с человеком и его запросами.
Размер – абсолютная величина формы.
Ритм – постепенные количественные изменения в ряду чередующихся элементов в сторону нарастания или убывания (размеров, цветовой насыщенности, угла поворота, меры сложности).
Симметрия – соответствие в расположении частей относительно оси, плоскости или центра композиции.
Стилизация - 1) декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема; 2) подражание какому-либо из стилей прошлого.
Стиль -художественно-пластическая однородность предметно-пространственной среды и её элементов
Техника – совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых исполняется художественное произведение. Зависит от характера изобразительных задач и от свойств избранного материала.
Текстура – рисунок поверхности, отражающий внутреннее строение.
Техническая эстетика - дисциплина, изучающая социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства. Составляя теоретическую основу дизайна, изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструированя, проблемы профессионального творчества и мастерства художника-конструктора (дизайнера)
Тектоника в дизайне -закреплённое в форме дизайнерского объекта опосредованное представление о закономерностях его функционально-конструкторского решения, своего рода "изображения" напряженности состояния некой целости, иллюстрирующей логику и устойчивость его конструктивной, функциональной или визуальной структуры.
Цветовая гармония– сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующее единое органическое целое и вызывающее эстетическое переживание.
Художественное конструирование - творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; это достигается путём приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик
Формообразование - процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, архтектора-дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.
Эргономика- отрасль науки, которая изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного труда человека. Область применения эргономики довольно широка: она охватывает организацию рабочих мест, как производственных, так и бытовых, а также промышленный дизайн.
Эскиз - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Форма обучения очная
Курс 4 курс 7 семестр
специальность | Наименования разделов | Всего часов | лекции | практические | Самостоятельная работа | Календарные сроки выполнения |
Дизайн 01-дизайн (графический дизайн) | Виды средового дизайна. Типология объектов средового дизайна. | сентябрь | ||||
Выразительные средства в проектировании объектов средового дизайна | октябрь | |||||
Учет при разработке формы свойств материалов, из которых будет создаваться объект (стекла, дерева, металла, бетона, камня. кирпича и др.) и понимание технологии современного производства. | ноябрь | |||||
Цветовое ршение архитектурного проекта. | ноябрь | |||||
Конструирование объектов на основе геометрических фигур и тел. | декабрь | |||||
Основные компьютерные программы, предназначенные для Проектирования объектов средового дизайна. | декабрь | |||||
Конструирование объектов на основе природных форм — бионика. | декабрь | |||||
Современный уровень средового дизайна. | декабрь | |||||
Всего 60 |