Интегрированные формы образовательной деятельности в условиях реализации ФГТ.
В соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, приказ № 655 от 23 ноября 2009 года) весь учебный блок в прежнем понимании не будет присутствовать в практике дошкольного образования.
Принципиальные отличия новой структуры от старой:
- Замена учебного блока на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей.
- Каждая образовательная область направлена на развитие
какой-либо детской деятельности:
1. «Физическая культура» - двигательной (как двигательной активности);
2. «Социализация» - игровой;
3. «Труд» - трудовой;
4. «Познание» - познавательно-исследовательской;
5. «Коммуникация» - коммуникативной;
6. «Чтение художественной литературы» - восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности;
7. «Художественное творчество» - продуктивной;
8. «Музыка» - музыкально-художественной.
- Увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов.
- Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков.
- Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».
Все вышеуказанные отличия взаимосвязаны и каждое предыдущее из них обусловливает последующее.
Структура содержания образовательной деятельности:
Направления развития (4) | Образовательные области (10) |
Физическое развитие | Физическая культура Здоровье |
Познавательно-речевое развитие | Познание Коммуникация, Чтение художественной литературы |
Художественно-эстетическое развитие | Музыка Художественное творчество |
Социально-личностное развитие | Социализация Труд Безопасность |
Модель организации образовательной деятельности в ДОУ:
- Совместная деятельность взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность (организации различных видов детской деятельности); образовательная деятельность в ходе режимных моментов (организация утреннего приема детей, сна, питания и прогулки)).
Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками:
Ø субъектная (партнерская, равноправная) позиция взрослого и ребенка;
Ø диалогическое (а не монологическое) общение взрослого с детьми;
Ø продуктивное взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками;
Ø партнерская форма организации образовательной деятельности (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности).
- Самостоятельная деятельность детей.
Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды:
Ø обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
Ø позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
Ø содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
Ø позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать…) материал, изучаемый в совместной деятельности с взрослым.
Непосредственно образовательная деятельностьреализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Формы непосредственно образовательной деятельности:
Детская деятельность | Формы работы |
Двигательная |
|
Игровая |
|
Продуктивная |
|
Коммуникативная |
|
Трудовая |
|
Познавательно-исследовательская |
|
Музыкально-художественная |
|
Чтение художественной литературы |
|
Общий объём образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом: