Чтение дополнительной литературы
При изучении природы большое значение приобретает чтение учащимися научно-художественной и научно-популярной литературы. Петросова Р.А. предлагает это делать в урочное время. Большинство же педагогов склоняются к необходимости внеурочного чтения.
Вообще, Петросова Р. А. выделяет следующие виды чтения:
1. чтение в связи с самостоятельными наблюдениями учащихся;
2. чтение после предметных уроков;
3. чтение после демонстрации опытов;
4. чтение после рассмотрения наглядных пособий;
5. чтение после экскурсии.
Характеристика основных форм внеклассной работы по естествознанию.
Внеклассная работа – дополнительная форма учебно-воспитательной работы с учащимися по естествознанию. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. В отличие от других форм внеклассная работа по естествознанию не имеет обязательной программы, не регламентирована жёсткими временными и возрастными рамками.
По степени охвата учащихся внеклассная работа подразделяется на массовую, групповую и индивидуальную.
Массовая внеклассная работа.
Особенностью массовых внеклассных мероприятий является то, что в них могут принимать участие все учащиеся школы. Примерами массовых внеклассных мероприятий являются праздники, экскурсии, походы, конкурсы, олимпиады и др.
Праздники проводятся и в школе, и во внешкольных учреждениях. Аквилева Г.Н. считает, что праздник надо рассматривать как показ результатов какой-либо деятельности учащихся. Тематика праздников может быть самой разнообразной: «Праздник урожая», «День птиц», «День леса» и др. Методика проведения праздников предусматривает наличие следующих этапов:
1. подготовительная работа: определение темы, изучение теоретического материала по теме, проведение работы, отбор и оформление экспонатов;
2. проведение праздника: тематическая выставка, концерт художественной самодеятельности, конкурсы и соревнования;
3. подведение итогов праздника: отбор лучших экспонатов, награждение участников праздника.
Другие виды внеклассных массовых мероприятий – экскурсии, походы, конкурсы – значительно менее массовые, чем праздники. Как правило, они проводятся с одним классом. Методика проведения этих мероприятий такая же, как методика проведения праздника.
Массовые внеклассные мероприятия, как правило, носят эпизодический характер.
Групповые внеклассные занятия.
Групповые внеклассные занятия носят более регулярный характер. К ним относятся разнообразные кружки и факультативы.
Примерами кружков являются разнообразные кружки юных геологов, географов, натуралистов, животноводов, цветоводов и т.п. Занятия кружков проводятся с определённой периодичностью (раз в неделю, раз в месяц). Работа проходит по заранее составленному плану, который предусматривает не только изучение особенностей объекта, но и непосредственную (зачастую исследовательскую) работу с ним.
При проведении всех занятий кружка необходимо соблюдать правила гигиены и безопасности детей. Эти правила желательно оформить в виде плаката и напоминать о них детям на каждом занятии, пока их выполнение не станет для учащихся привычкой.
Деятельность кружка может быть отражена при проведении специального праздника, выставки.
Факультативы, как и кружки, учитывают индивидуальные интересы детей, проводятся за рамками учебного времени. Однако в отличие от кружков они более регламентированы: предлагаются государственной программой, дети обязательно должны выбрать какой-то факультатив. От факультативов могут быть освобождены учащиеся, которые с трудом справляются с обязательной учебной нагрузкой.