Чтение художественной литературы

В программе художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру.

Содержание направления «Чтение художественной литературы» нацелено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг через решение следующих задач:

• формирование целостной картины мира;

• развитие литературной речи;

•приобщение к искусству слова.

К концу года дети старшей группы могут:

• Знать 2-3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки), 2-3 считалки, 2-3 загадки драматизировать небольшие сказки, читает по ролям стихотворение.

•Называть любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

Целевые ориентиры

Сентябрь. Умеет составлять план пересказа сказки придерживаясь плана. Составляет рассказы из личного опыта. Составляет повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

Знаком с термином «слово». Умеет сравнивать слова по звучанию; измерять их протяженность. Знаком с терминами «слог», «звук». Умеет определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове.

Октябрь.Знаком с правилами поведения в обществе. Самостоятельно составляет план описания куклы; рассказ по картинке.

Составляет схемы звукового состава слова; определяет количество слогов в словах. Умеет подбирать слова с заданным звуком; находить одинаковые и разные звуки в словах. Знаком со смыслоразличительной функцией звука.

Ноябрь.Умеетс помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ. Знаком со сказкой «Хаврошечка» (в обр. А. Н. Толстого), может запомнить начальную фразу и концовку произведения. В ходе рассказывания может придумать концовку к сказке «Айога». Последовательно и логично пересказывает литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

Умеет подбирать слова с заданным звуком, определяет протяженность слов и составляет их графическую запись. Знаком с гласными звуками. Умеет отличать гласные звуки от согласных.

Декабрь.Умеет вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту в игре «Кафе». Правильно характеризует пространственные отношения, подбирает рифмующиеся слова.

Знаком с дифференциацией согласных звуков на твёрдые и мягкие. Умеет проводить графические линии. Знаком со смыслоразличительной функцией твёрдых и мягких согласных звуков. Владеет умением соотносить слова, состоящие из 3–4 звуков, с заданной схемой.

Январь. Участвует в коллективном разговоре, содержательно строит высказывания. Умеет рассматривать картины и составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ по ним. Умеет пересказывать небольшой текст целиком и по ролям, употребляя обобщающие слова.

Различает гласные и согласные звуки (твёрдые и мягкие). Имеет представление о смыслоразличительной функции звука. Умеет подбирать слова с заданным звуком.

Февраль. Умеет составлять рассказы на темы из личного опыта; пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Составляет рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Различает звуки по их качественной характеристике. Имеет представления о смыслоразличительной роли звука. Умеет подбирать слова с заданным звуком. Умеет выделять ударный звук в слове.

Март. Умеет составлять рассказ по картинками с последовательно развивающимся действием; составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта.

Умеет проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, выделять ударный звук в слове. Имеет представление о смыслоразличительной роли звука. Владеет способностью соотносить слова, состоящие из 3-4 звуков, с заданными схемами.

Апрель. Умеет задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. Умеет пересказывать небольшие тексты.

Май.Составляет рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием; составляет подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта.

Проводит звуковой анализ слов и качественно характеризует звуки. Умеет выделять ударный звук в слове. Имеет представление о смыслоразличительной роли звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из трех, четырех, пяти звуков, с заданными схемами.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наши рекомендации