Работа в тетради «Русский язык» №1. Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1
Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1.
Упражнение 2 развитие связности движений при написании букв. Впервые предлагаются задания на безотрывное написание букв, состоящих из двух элементов: каждая буква должна быть написана за одно движение без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. По данным физиологов связность движений возникает автоматически как результат развития графического навыка, при этом на данном этапе сформированности графического навыка будет уместно показать учащимся возможность соединения в единую траекторию движения двух элементов, ранее писавшихся изолированно. Перед началом работы на первой строке учитель вместе с учениками обсуждает, где заканчивается первый элемент строчной буквы а, можно ли из этой точки привести линию в точку начала второго элемента. После этого целесообразно крупно написать на доске букву а за одно движение и попросить учащихся прописать ее в воздухе за одно движение и только после этого предложить им начать работу в тетради. Так же продолжается работа на следующих строчках. При работе над строчной буквой б учащиеся должны обратить внимание на то, что точка окончания первого элемента совпадает с точкой начала второго элемента. При работе над строчной буквой д учащиеся должны увидеть сходство со строчной буквой а: из точки завершения первого элемента нужно провести дополнительную линию в точку начала второго элемента.
Упражнение 3 работа над смыслоразличительной функцией ударения (продолжение начатой на предыдущих уроках работы), над умением определять место ударения. Выполняется письменно фронтально. Начать работу целесообразно с чтения слов-подсказок. Скорее всего первое слово учащиеся прочитают как словá, после чего учитель спрашивает, можно ли прочитать по-другому. Учащиеся сами или с помощью учителя выходят на вариант слóва. Так же строится работа с остальными словами: зимы´, зúмы, холодá, хóлода, кружкú, кру´жки, стрéлки, стрелкú, белóк, бéлок. После прочтения всех слов и наблюдения над тем, что возможно два варианта, начинается работа над предложениями. После вписывания слова необходимо ставить знак ударения. Дополнительное задание: списать в рабочую тетрадь любую пару предложений.
Упражнение 4 развитие кругозора учащихся, отработка правила написания заглавной буквы. Выполняется в парах. Работа проходит в два этапа: сначала учащиеся устанавливают соответствия и соединяют карандашом левый и правый столбики, по завершению работы результат обсуждается фронтально, после этого пары приступают к письменному выполнению упражнения, одна из пар работает у доски. Должны быть записаны следующие сочетания: писатель Николай Носов, космонавт Юрий Гагарин, поэт Александр Пушкин, художник Иван Шишкин, композитор Петр Чайковский. Во время проверки нужно попросить учащихся объяснить, почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие – с заглавной.
Упражнение 5 закрепление правила написания буквосочетаний жи – ши. Выполняется письменно самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Буквосочетания жи – ши в написанных словах нужно подчеркнуть. Дополнительное задание: подобрать еще несколько слов на отрабатываемое правило, записать эти слова под диктовку учителя.
Упражнение 6 отработка действия списывания. Особое внимание во время подготовки к списыванию нужно обратить на слова невероятный, хоккей, косолапым. Дополнительное задание после списывания: второе предложение проговорить несколько раз, а потом записать по памяти. При этом слово хоккей лучше написать на доске и разрешить смотреть на него во время записи.
Ваш комментарий к уроку
___________
___________
___________
___________
_________
Урок 21
Задачи урока: наблюдать речевую ситуацию, в которой слова используются для убеждения; повторить правило написания сочетаний ча-ща, порядок действий при списывании, работу со звуковыми моделями.
Обратите внимание вне зависимости от темпа работы и уровня подготовленности учащихся необходимо обязательно провести в рамках одного урока первые три упражнения, т.к. тексты, приведенные в них, не только организуют обсуждение проблемных ситуаций и стимулируют речевое творчество учащихся, но и способствую формированию личностных универсальных учебных действий – ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения, формирование моральной самооценки.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) организует наблюдение над ситуацией, в которой слова используются для убеждения. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. Перед началом обсуждения следует объяснить ученикам (возможно, они выскажутся самостоятельно), что герой рассказа пытается перебороть чувство страха, которое он связывает с трусостью, а трусость для него – то отрицательное качество, от которого необходимо избавиться. В процессе обсуждения ученики должны прийти к выводу о том, что мальчик в своей внутренней речи убеждает себя совершить прыжок с вышки при помощи слов, т.е. слова в данном случае становятся средством убеждения. Следует обратить внимание на то, что по отношению к себе мальчик использует достаточно резкие выражения: обзывается себя (рохля, вахля, махля), угрожает сам себе (разговаривать с тобой не буду, руки тебе не подам) – как бы озвучивает слова, обращенные к нему другим человеком. Однако очень важно сообщить ученикам, что при общении с другими людьми, какая бы ситуация ни произошла, не следует использовать угрозы, а тем более обидные слова.
Упражнение 2 (речь) продолжает обсуждение ситуации из упр. 1. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. Перед началом обсуждения текста следует, как и в упр. 1, разобрать с учениками, что героя стихотворения не устраивает в собственном поведении грубость по отношению к родителям. Проблемные вопросы к тексту сформулированы в рубрике.
Рубрика «Давай подумаем» организует обсуждение ситуаций, приведенных в текстах предшествующих упражнений: оба героя, недовольные собственным поведением, убеждают самих себя в необходимости измениться, используя при этом «суровые» слова. Ученики снова должны вернуться к текстам упражнений, найти эти «суровые» слова. Рекомендуется предложить с учениками речевые формулы убеждения самого себя: «Я не должен это делать, потому что…», «Если я так поступлю, меня будут считать (ко мне будут относиться)…», «Мое поведение огорчает близких мне людей, значит…», «Я умею хорошо кататься на коньках (хорошо рисую, много прочитал и т.п.), неужели мне трудно…, ведь…». Затем ученики высказываются о понимании строк из стихотворения Владимира Шефнера, основываясь на предшествующем анализе.
Упражнение 3 (речь) продолжает обсуждение моральных норм и организует обсуждение. Если позволяют условия, рекомендуется перед началом урока записать на доске стихотворение Юнны Мориц: в этом случае на него можно будет опереться при обсуждении текстов упр. 1 и 2 (в классах с невысоким темпом работы). В классах с высоким темпом работы важно подробно проанализировать, почему добрым считается тот, кто храбрее, а сильным - тот, кто умнее. Если жизненный опыт учащихся не позволяет им ответить на поставленные вопросы, достаточно привести простые примеры: именно добрый человек (тот, кто умеет сочувствовать, сопереживать) первым приходит на помощь, когда видит, что человек попал в беду (например, на пожаре или если кто-то тонет). При этом человек может вовсе не считать себя храбрым: боится собак, не войдет в клетку с тиграми и т.п. А сильным является умный человек, который «не решает спор кулаками»: он при помощи слова может убедить собеседника.
Упражнение 4 (язык) повторяет правило правописания сочетаний ча-ща. Ученики выписывают из текста упр. 2 выделенные слова просвещал, укрощал, подчеркивают место орфограммы, в случае необходимости читают правило. Следует напомнить ученикам, что на втором форзаце размещено правило правописания сочетаний ча-ща, приведен небольшой список слов и в случае необходимости следует пользоваться этим материалом.
Упражнение 5 (язык) повторяет правило правописания сочетаний ча-ща. Выполняется фронтально в классах с невысоким уровнем подготовленности учащихся. Обязательно проводится в классах, где ученики слабо владеют русским языком, при этом скороговорки сначала должен прочитать учитель.
Упражнение 6 (язык) повторяет работу со звуковыми моделями. Несмотря на значок «гиря» рекомендуется для выполнения только в тех классах или теми учениками, которые испытывают трудности в данном виде работы. Порядок слов, соответствующий схемам: туча, щука, чудо, чаща, роща, часы.