Работа в тетради «Русский язык» №1. Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1

Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1.

Упражнение 2 совершенствование графического навыка в процессе прописывания заглавных букв И, Ц, Щ. Выполняется письменно фронтально. Работа проводится по аналогии с работой на уроке 12. Особое внимание нужно обратить на качество прописывания петли: она начинает прописываться только после полного завершения прописывания элемента «длинная линия с закруглением внизу», петля не должна быть слишком большой. Примерный текст диктанта букв на четвертой строке может быть таким: это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и внизу и длинной линии с закруглением внизу и короткой петли (Ц), это строчная буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и линии с закруглением внизу и короткой петли (ц), это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и внизу и длинной линии с закруглением внизу (И), это строчная буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и еще одной короткой линии с закруглением внизу(и), это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и внизу, длинной линии с закруглением внизу и длинной линии с закруглением внизу и короткой петли (Щ), это строчная буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу, еще одной короткой линии с закруглением внизу и короткой линии с закруглением внизу и короткой петли (щ), это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и внизу, длинной линии с закруглением внизу и еще одной длинной линии с закруглением внизу (Ш), это строчная буква, которая состоит из трех коротких линий с закруглением внизу (ш). Буквы могут повторяться несколько раз.

Упражнение 3 отработка умения делить слова на слоги, определять место ударения. Выполняется письменно фронтально. Целесообразно сначала ставить ударение в слове, делить его на слоги, а потом рядом чертить слогоударную схему. При сравнении слогоударных схем важно, чтобы учащиеся обращали внимание на количество слогов и на место ударения. Дополнительный вопрос: что общего в словах первого столбика? (все слова состоят из двух слогов, это отчетливо видно по схемам).

Упражнение 4 работа по подписыванию конверта. Упражнение относится к числу трудных. Сложность выполнения упражнения связана с тем, что для некоторых учащихся написание собственной фамилии может представлять трудность, осложняющуюся и тем, что фамилия и имя нужно писать в родительном падеже, кроме того, ученики класса живут на разных улицах, названия которых могут быть трудны для записи. На доске заранее стоит сделать запись, указывающую на способ сокращения слов: город – г., улица – ул., дом – д., квартира – кв. Варианты выполнения упражнения: обсудить в классе правильный способ выполнение, предложить учащимся устно проговорить то, что они должны были бы записать, и предложить по желанию дома вместе с родителями письменно выполнить упражнение; всем записать фамилию, имя и адрес вымышленного отправителя.

От кого Ларионовой

Оксаны

Откуда г. Красноярск,

ул. Зелёная,

д. 20, кв. 35

Упражнение 5 отработка умения делить слова для переноса. Выполняется письменно фронтально. В связи со сложностью вопроса о слогоделении в русском языке для слов со стечением согласных допускается два варианта: вариант, соответствующий фонетическим слогам, и традиционный для начальной школы подход разбиения стечения согласных: бу-ква- - бук – ва, во-прос – воп-рос, бабу-шка - бабуш-ка, те-традь – тет-радь. Слово конверт делится на фонетические слоги следующим образом: кон-верт. Возможная ошибка связана с тем, что при работе со словом указать учащиеся могут разделить его не для переноса, а на слоги (у-ка-зать), если это произойдет, стоит напомнить задание и еще раз обратить внимание на то, что, если в слове есть слог из одной буквы, деление для переноса не совпадает с делением на слоги.

Упражнение 6 отработка действия списывания. Как всегда важно провести подготовительную работу. Особое внимание стоит обратить на слова понемногу, серебристый.

Работа в тетради «Русский язык» №1. Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1 - student2.ru Работа в тетради «Русский язык» №1. Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1 - student2.ru Дополнительная работа на уроке: 1. Сделать в рабочей тетради два столбика и записать диктуемые учителем слова в нужный столбик.

´ ´

Диктуемые слова: имя, земля, гора, город, домик, рука, адрес, конверт. Можно включит в список диктуемых и слова из трех слогов, но при этом заранее предупредить, что не все слова удастся записать в эти два столбика.

2. Приготовиться к письму по памяти и записать первое предложение упражнения 6. Второе предложение этого упражнения после предварительной подготовки записать под диктовку учителя.

Ваш комментарий к уроку

___________

___________

___________

___________

___________

Урок 15

Задачи урока: продолжить знакомить с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными (без введения термина) словами и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточнить правило переноса слов; закрепить действие постановки вопросов к словам.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) организует наблюдение над записью адреса, в котором указано название страны. Выполняется фронтально. Необходимо, чтобы ученики самостоятельно обнаружили, что в тексте упр. 1 есть дополнительная информация: указано называние страны - Республика Беларусь. В классах с высоким уровнем подготовленности учеников учитель может предложить дополнительный вопрос: «С какой целью в этом адресе названа страна?» В остальных классах следует сразу познакомить учеников с материалом рубрики.

Рубрика «Обрати внимание» поясняет необходимость указывать название страны в адресе.

Рубрика «Обрати внимание» знакомит со случаями различного написания многозначных слов (термин не употребляется). Материал рубрики читает учитель. Не рекомендуется приводить дополнительные примеры, т.к. цель данного урока не столько в знакомстве со словами, пишущимися с прописной и строчной буквы, сколько в ознакомлении со значением слова Родина, пишущегося с прописной буквы – «название страны, в которой человек родился и гражданином которой является».

Упражнение 2 (язык) закрепляет материал предыдущих рубрик и упражнений. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. Последний абзац может прочитать хорошо читающий ученик. Необходимо повторить порядок действий при списывании.

Рубрика «Тайны языка» знакомит со сложными случаями при переносе слов.

Обратите внимание знакомя учащихся с правилами деления слов для переноса, необходимо не только разобрать сложные случаи, но также объяснить ученикам, что при переносе слов важно учитывать благозвучие тех частей слова, которые остаются на каждой строке. Учителю важно помнить, что для многих учеников проблема переноса часто связана с отсутствием ориентации в расположении текста на строке (отсюда частые дополнительные «красные строки» справа, когда ученик, боясь допустить ошибку при переносе или зайти за границу полей, оставляет пустое место). Подобные примеры свидетельствуют, к сожалению, об уже сформированном неврозе, причиной которого послужили слишком жесткие требования учителя. Если в классе имеются такие ученики, для коррекции необходимо предлагать им записи в тетрадях или на листах без полей, а также снизить уровень требований при записи текста на строке. Совершенствуя навык переноса слов, учитель должен также предлагать ученикам возможные варианты, учитывая, какую часть слова ученик собирается перенести: так, например, в упр. 3 слова пальто и деньки можно перенести как па-льто, паль-то и де-ньки, день-ки. Подобные варианты (с учетом принципа сохранения благозвучия) учитель должен приводить всякий раз, когда предлагается работа, связанная с переносом слов.

Упражнение 3 (язык) отрабатывает материал предшествующей рубрики. Выполняется фронтально. Сначала ученики должны выявить слова, которые нельзя перенести (язык, въезд), и объяснить причины отсутствия переноса. Затем анализируется каждое слово и записывается на доске деление для переноса: стра-на, ро-ди-на, на-род, па-льто (паль-то), лей-ка, де-ньки (день-ки).

Упражнение 4 (язык) закрепляет навык постановки вопросов к словам, организует наблюдение над значением слов и сочетаемостью слов. Рекомендуется подробно разобрать данное упражнение с учениками, слабо владеющими русским языком. Выполняется фронтально. В классах с невысоким уровнем подготовленности учащихся или медленным темпом работы достаточно разобрать два-три примера. Не рекомендуется для самостоятельной работы. Учитель особо обращает внимание на то, что не следует менять форму слова (нарядный на нарядная и т.п.). Ответы учитель записывает на доске: адрес (какой?) точный, правильный; страна (какая?) большая, прекрасная; город (какой?) красивый, нарядный; улица (какая?) прямая, широкая; дом (какой?) высокий, кирпичный; квартира (какая?) светлая, чистая. Возможно, что ученики с достаточно развитым языковым чутьем или воображением подберут из слов-подсказок слова в переносном значении, тогда квартира может стать смешной, улица – светлой, дом – нарядным. Если приведены подобные примеры, нужно попросить учеников объяснить, что они имеют в виду, какие придумают предложения с данными словами. В случае затруднения учитель должен привести собственные примеры, напомнив ученикам о приеме сравнения.

Упражнение 5 (язык) совершенствует проведение звукового анализа и подбор собственных слов к заданным моделям. Сначала учитель просит учащихся прочитать модели, т.е. опираясь на модель рассказать все, что известно о слове. О первом слове можно сказать, что оно состоит из 4 звуков, все согласные в этом слове твердые, первый согласный звонкий, второй глухой, из гласных звуков первый является ударным; во втором слове 5 звуков, два слога, все согласные твердые и глухие, ударным является первый гласный. Выполняется устно в парах с последующей проверкой, на выполнение учитель дает определенное время, по истечению которого пары называют подобранные слова, класс следит за правильностью подбора слов. Вариант выполнения в классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности: учитель на доске пишет набор слов, из которого учащиеся выбирают слова к предложенным моделям. Среди написанных на доске слов должны быть как необходимые, так и лишние.

Наши рекомендации