Психолого-педагогические особенности формирования музыкального вкуса младших школьников

ВВЕДЕНИЕ

Музыкальное искусство, обладая огромной силой воздействия на человека, способно влиять на его сознание, взгляды на жизнь, убеждения и, в конечном итоге, — на формирование его мировоззрения. Воздействуя на духовную жизнь человека, музыка способствует становлению его личности. Этот процесс начинается с детства, и именно дошкольная пора является необходимым и важным этапом формирования предпосылок многих ценных качеств будущей личности. Процесс приобщения к музыкальному искусству многогранный и сложный. Важную роль в нем играет музыкальный вкус, как способность адекватно воспринимать и эмоционально-эстетически оценивать музыкальные произведения, выбирая среди них истинно-художественные. В отношении разных произведений, музыки различных стилей и жанров вкусы людей могут отличаться индивидуальными особенностями и предпочтениями. Но общие критерии эмоционально-оценочного отношения к музыке должны быть едины: идейность, художественность, правдивость, выразительность [21,C 38].Научное изучение проблемы воспитания музыкального вкуса при современном широком распространении массовой музыкальной культуры весьма актуально.

Ознакомление с практикой музыкального воспитания в школах показало, что не все педагоги ясно представляют себе, как надо формировать музыкальный вкус детей, не знают содержания и конкретных приемов этой работы. Целостный подход к решению проблемы еще не разработан. Между тем, имеющиеся теоретические данные в области эстетики, музыкознания, психологии и музыкальной педагогики могут служить основой для ее разработки. Процесс формирования музыкального вкуса начинается с раннего возраста и продолжается долгие годы. Естественно, что он проходит разные этапы, и каждый из них имеет свои особенности. В своем исследовании мы рассматриваем проявления музыкального вкуса ребенка с одной стороны, применительно к музыкальным произведениям, и с другой — к исполнительской деятельности сверстников (пение, музыкально-ритмические движения, песенное и танцевально-игровое творчество).

Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса.

Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, школьники приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов.

Проблемой становления музыки как искусства занимались О.А. Апраксина, О.П. Радынова, Г.Я. Лешакова, В.С. Уколов, Е.Л. Рыбалкина, Л. Школяр, А.Г. Юсфин и многие другие ученые и педагоги. Проблемой формирования музыкально вкуса занимались Б.А. Бечак, Л.В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О.П. Радынова и др.

Сейчас люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, а также появление множества легкодоступного музыкального материала (аудио кассеты, диски, видео записи). Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез.

Воспитание детского музыкального вкуса – вопрос сложный и мало изученный. Наблюдая за детьми, легко убедиться в том, что одни из них предпочитают петь или танцевать, играть на музыкальных инструментах или слушать музыку. Это говорит о разнообразии детских вкусов, которые необходимо постоянно развивать и совершенствовать. Проблема существенно видна, а значит, ей необходимо уделить больше внимания.

Тема нашей курсовой работы: «Развитие музыкального вкуса у младших школьников на уроках музыки»

Целью нашего исследования является формирование музыкального вкуса и интереса школьников к высокохудожественной музыке, через знакомство с различной по стилю и направлению музыкой.

Объектом данного исследования является формирование вкуса в процессе музыкального образования.

Предметом исследования является развитие музыкального вкуса на уроках музыки.

В работе поставлены и решены следующие задачи:

1. Проанализировать научные исследования по проблеме развития и формирования музыкального вкуса школьников.

2. Раскрыть содержание понятия “ музыкального вкуса” применительно к процессу развития музыкальной культуры младших школьников.

3. Изучить психологические особенности проявления музыкального вкуса у младших школьников.

4. Рассмотреть урок как основную форму развития музыкального вкуса младших школьников.

5. Провести экспериментальное исследование, направленное на формирование музыкального вкуса младших школьников в рамках урока музыки.

Гипотеза исследования заключается в следующем: развитие музыкальной культуры младших школьников будет более эффективным, если целью уроков музыки будет формирование способности воспринимать, оценивать, исполнять высокохудожественный музыкальный материал.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической и музыкальной литературы по исследуемой проблеме, анализ передового педагогического опыта; наблюдение, методы экспериментальной работы; непосредственное общение со школьниками; анализ полученных данных, формулирование выводов.

База исследования: СШ № 15г. Бреста, 4 класс «В».

Работа состоит из введения двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников и 9 приложений.

ГЛАВА 1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наши рекомендации