Таким же об­ра­зом мы учи­ли де­вя­тую песнь "Одис­сеи" Го­ме­ра. Это бы­ло еще кру­че - как-ни­как гек­за­метр.

Таким же об­ра­зом мы учи­ли де­вя­тую песнь "Одис­сеи" Го­ме­ра. Это бы­ло еще кру­че - как-ни­как гек­за­метр. - student2.ru

К бе­ре­гу близ­ко­му ско­ро прис­тав с ко­раб­лем, мы от­к­ры­ли

В даль­нем, у са­мо­го мо­ря сто­ящем уте­се пе­ще­ру

Густо уви­тую лав­ром, где прос­ти­рал­ся мел­кий во мно­жес­т­ве скот...

Вера, стоя "на лоб­ном мес­те", де­ла­ла все, что мог­ла, на­пев­но рас­тя­ги­вая "пе­ще­ру", на ко­то­рой, по все­му ви­дать, проч­но зас­т­ря­ла: ...пе­ще-е-е-е-еру... Леш­ка меж­ду тем, пы­та­ясь изоб­ра­зить пе­ще­ру, гус­то уви­тую лав­ром, и страш­но до­воль­ный сво­ей иде­ей, схва­тил со сту­ла кур­т­ку, на­тя­нул ее на го­ло­ву, ру­ки об­мо­тал ру­ка­ва­ми и за­вис над пор­т­фе­лем... Ве­ра взгля­ну­ла на Ле­шу и без­мя­теж­но про­дол­жи­ла:

Густо оде­тую кур­т­ка­ми...

Хохоту бы­ло!

В школь­ной га­зе­те, ко­то­рую пя­тик­лас­сни­ки вы­пус­ти­ли-та­ки к кон­цу го­да, бы­ли та­кие руб­ри­ки: "Са­мое страш­ное", "Са­мое смеш­ное", "Са­мое по­учи­тель­ное", "Са­мое уди­ви­тель­ное", "Са­мое серь­ез­ное", "Са­мое лю­бо­пыт­ное" из то­го, что про­изош­ло за год. Так вот, уди­ви­тель­но то, что од­на фра­за умуд­ри­лась по­пасть во все эти, ка­за­лось бы, та­кие раз­ные руб­ри­ки. Вот она: "Как Ни­ки­та с Ма­ри­ей Вла­ди­ми­ров­ной по­ка­зы­ва­ли те­лом Одис­сея".

Вокруг шко­лы с гек­за­мет­ром

Как я уже упо­мя­ну­ла вы­ше, про­це­ду­ра мед­лен­ного чте­ния рас­ска­за­на В.М. Бу­ка­то­вым в га­зе­те "Пер­вое сен­тяб­ря". Это­го же са­мо­го Го­ме­ра и мы чи­та­ли мед­лен­но. Один из эта­пов был та­кой.

Дети объ­еди­ня­ют­ся в па­ры: один - мед­лен­ный чтец, дру­гой - эк­с­перт по мед­лен­но­му чте­нию. Каж­дой па­ре нуж­но обой­ти вок­руг шко­лы. Чтец за это вре­мя как мож­но мед­лен­нее, но при этом сох­ра­няя смыс­ло­вой ри­су­нок, про­из­но­сит (с бу­маж­ки, ра­зу­ме­ет­ся) че­ты­ре строч­ки "Или­ады", пред­с­тав­ля­ющие со­бой од­но-един­с­т­вен­ное пред­ло­же­ние. Вро­де бы нем­но­го, но не то что за­пом­нить - чи­тать труд­но, по­то­му что, во-пер­вых, это гек­за­метр, а во-вто­рых, ин­вер­сии на каж­дом ша­гу.

П

Таким же об­ра­зом мы учи­ли де­вя­тую песнь "Одис­сеи" Го­ме­ра. Это бы­ло еще кру­че - как-ни­как гек­за­метр. - student2.ru

Ары стартуют одновременно у крыльца школы. У каждого в руках листочек с текстом. А у эксперта еще и часы. Эксперт идет рядом с чтецом и проверяет, во-первых, не порвалась ли фраза, не утрачен ли смысл, оправданы ли паузы; во-вторых, точность слов, произнесенных чтецом (все неточности и разрывы фиксируются экспертом на бумажке с текстом). И, в-третьих, эксперт засекает, на каком месте человек все же сломался и закончил чтение, хотя до крыльца школы еще далеко.

А что де­ла­ет в это вре­мя учи­тель? Он ос­та­ет­ся один в клас­се и мо­жет рас­сла­бить­ся: пе­ре­ку­сить яб­лоч­ком, по­пить чай­ку, пог­ла­зеть в ок­но. Или, на­обо­рот, эф­фек­тив­но ис­поль­зо­вать это вре­мя, что­бы про­ве­рить тет­рад­ки, за­пол­нить жур­нал или под­го­то­вить­ся к сле­ду­юще­му уро­ку. Де­ти при­хо­дят па­ра­ми и с го­ря­щи­ми гла­за­ми док­ла­ды­ва­ют о ре­зуль­та­те. Знай толь­ко слу­шай с не­под­дель­ным ин­те­ре­сом, с лю­бо­пыт­с­т­вом. И от­мет­ки в жур­нал прос­тав­ляй - те, что на­зо­вут эк­с­пер­ты, ко­неч­но. Ведь им-то вид­нее.

А ре­зуль­та­ты - са­мые раз­ные. Кто-то не про­шел и по­ло­ви­ны пу­ти, как длин­ное пред­ло­же­ние за­кон­чи­лось. Кто-то ос­та­но­вил­ся вон у то­го-то де­ре­ва, а кто-то у то­го вон ок­на... Бы­ли и сов­сем не­ве­ро­ят­ные ис­то­рии, став­шие впос­лед­с­т­вии ле­ген­дой. У Са­ни, нап­ри­мер, на мо­мент воз­в­ра­та в ис­ход­ную точ­ку мар­ш­ру­та - под крыль­цо - да­же па­роч­ка слов ос­та­лась в за­гаш­ни­ке, и эк­с­перт Ва­ня вро­де бы ут­вер­ж­дал, что все Са­ни­ны па­узы бы­ли оп­рав­дан­ны.

Потом об­суж­да­ли, по­че­му у ко­го что по­лу­чи­лось и по­че­му не по­лу­чи­лось. И сме­ху то­же бы­ло раз­но­го мно­го. Нас­тя слиш­ком быс­т­ро пош­ла (что­бы тек­с­та хва­ти­ло!), у нее по­яви­лась одыш­ка, она не смог­ла тя­нуть глас­ные и по­это­му ста­ла слиш­ком быс­т­ро чи­тать. У Миш­ки, ока­зы­ва­ет­ся, ра­зор­ва­лась фра­за, по­то­му что он спот­к­нул­ся. А Ве­ру на­пу­га­ла ов­чар­ка из ок­на пер­во­го эта­жа...

И не на­до да­вать до­маш­нее за­да­ние "вы­учить на­изусть". Нет ни од­но­го че­ло­ве­ка в клас­се, кто бы уже не за­пом­нил эти че­ты­ре строч­ки гек­за­мет­ра. За­пом­нил так, меж­ду де­лом. Или вер­нее, меж­ду са­мы­ми раз­но­об­раз­ны­ми сов­мес­т­ны­ми де­ла­ми. Вот что цен­но!

Критерии оцен­ки

Если уж при­ни­мать (про­ве­рять) до­маш­нее за­да­ние "вы­учить на­изусть", то не по­точ­ным ме­то­дом и... не учи­те­лю. Поп­ро­буй­те до­ве­рить это де­ло са­мим де­тям.

Представьте: си­дят уче­ни­ки по груп­пкам-ком­па­ни­ям, и в каж­дой ком­па­нии од­нов­ре­мен­но идет не­су­ет­ная ра­бо­та. Ре­бя­та по оче­ре­ди (как жре­бий вы­пал или как до­го­во­рят­ся) рас­ска­зы­ва­ют друг дру­гу на­изусть сти­хи. Ко­неч­но, по­вез­ло то­му, кто бу­дет рас­ска­зы­вать в груп­пе пос­лед­ним: ведь по­ка выс­лу­ша­ешь тро­их (чет­ве­рых, пя­те­рых, а то и шес­те­рых), по­ка об­су­дишь все ню­ан­сы, ра­зу­ме­ет­ся, сти­хот­во­ре­ние не толь­ко ук­ла­ды­ва­ет­ся в го­ло­ве, но и от­ш­ли­фо­вы­ва­ет­ся.

Итак, один рас­ска­зы­ва­ет, ос­таль­ные слу­ша­ют (при­чем мо­гут, ес­ли за­хо­тят, смот­реть в текст - это нор­маль­но). Слу­ша­ют вни­ма­тель­но, пос­коль­ку им пред­с­то­ит по­со­ве­щать­ся, ка­кую оцен­ку пос­та­вить чте­цу. Су­дят, меж­ду про­чим, при­дир­чи­во, до­тош­но, об­суж­дая мно­жес­т­во де­та­лей. Иног­да, по­жа­луй, да­же стро­же, чем учи­тель. Пя­ти бал­лов яв­но не хва­та­ет. По­па­да­ет­ся и че­ты­ре с дву­мя ми­ну­са­ми, и три с дву­мя плю­са­ми. Учи­те­лю ос­та­ет­ся за­нес­ти "дет­с­кие" от­мет­ки в жур­нал.

Каковы же кри­те­рии оцен­ки чте­ния на­изусть? Они мо­гут быть са­мы­ми раз­ны­ми. Нап­ри­мер, нас­коль­ко чте­цу уда­ет­ся не де­лать в сти­хот­вор­ных строч­ках рав­но­ве­ли­ких уда­ре­ний (скан­ди­ро­вать). Или: всег­да ли он ста­вит ин­то­на­ци­он­ную точ­ку в кон­це пред­ло­же­ния. Эти па­ра­мет­ры обыч­но скла­ды­ва­ют­ся по хо­ду ра­бо­ты с тек­с­та­ми. Их мо­жет за­да­вать груп­пам учи­тель. Но мож­но до­ве­рить де­тям са­мим до­го­во­рить­ся о па­ра­мет­рах оцен­ки. Чем плох, нап­ри­мер, та­кой: что­бы чтец ни ра­зу не зап­нул­ся.

Учитель же, от­дав­ший пер­вую роль, а по­то­му сво­бод­ный и от "кон­ве­йе­ра", и от вы­яс­не­ния от­но­ше­ний с уче­ни­ка­ми по по­во­ду оцен­ки, мо­жет поб­ро­дить меж­ду груп­па­ми, по­наб­лю­дать. Очень ин­те­рес­но бы­ва­ет. Ес­ли уче­ни­ки в дей­с­т­ви­тель­нос­ти за­ня­ты де­лом, то они не за­ме­ча­ют учи­те­ля - ра­бо­та­ют се­бе и ра­бо­та­ют. Учи­тель же, уй­дя, по вы­ра­же­нию В. Бу­ка­то­ва, в све­то-те­не­вую по­зи­цию, толь­ко тог­да и на­чи­на­ет по-нас­то­яще­му ви­деть сво­их уче­ни­ков.

Наши рекомендации