Упражнения для самопроверки. Сенсорное восприятие предмета формы
Сенсорное восприятие ... предмета формы
должно быть направлено не только на то,
чтобы видеть, ... форму наряду с другими узнавать
его ... , но и уметь, абстрагируя форму, признаками
видеть ее в других предметах. Такому... фор- восприятию
мы предметов и ее ... способствуют дидак- обобщению
тические... и упражнения. игр ы
У детей пятого года жизни формируют
ся умения ..., называть и сравнивать ... фи- узнавать
гуры, а также находить предметы, формы геометрические
которых подобны форме данных .... фигур
§ 4. Ориентирование в пространстве
В группе, где находятся пятилетки, продолжают обучать распознаванию пространственных направлений от себя: вперед, назад, налево, направо; в конце года они должны уметь обозначать положение того или иного предмета относительно себя (впереди — шкаф, сзади — стул, справа — дверь, слева — окно, вверху — потолок, внизу — пол, стена — далеко, стул — близко). Уровень приобретаемых знаний о пространстве и сформированность умений ориентироваться в пространстве зависят от того, как воспитатель организует работу на занятиях по математике, физкультуре, изобразительной деятельности, конструированию и в повседневной жизни. Взаимообратные обозначения пространственных отношений, направлений, расстояний всегда даются одновременно, попарно. Например, справа—слева, далеко—близко.
Программные задания по формированию у пятилеток пространственной ориентировки и представлений о пространстве можно выполнять в единстве с другими задачами: разместить на верхней полоске листа бумаги кружочки, на нижней — квадратики; в левую руку взять цифру 3, а в правую — цифру 4. Кроме того, их можно выполнять самостоятельно в процессе дидактических, сюжетно-дидактических, подвижных игр и упражнений. Чаще всего эти задания выполняются в конце или в середине занятия, во время физминутки.
Например, воспитатель предлагает детям встать, опустить руки вниз, правой рукой показать вверх, левой — вниз, двумя руками — вперед, повернуться и показать правой рукой назад, потом левой рукой назад, правой рукой направо, левой налево.
Формирование представлений о расстоянии далеко—близко тесно связано с представлением об отношении типа: длиннее—короче. Работа начинается с того, что воспитатель вызывает к столу четырех детей, предлагает двоим из них встать один против другого на расстоянии длины скакалки (ска-
калку дети держат за концы), а двум другим — скакалку сложить вдвое и также взять ее за концы. «Какие дети стали ближе один к другому, а какие дальше один от другого, почему? Правильно, — говорит воспитатель, — скакалки разной длины. У Коли и Миши короткая скакалка, и они стоят близко один от другого, а у Аленки и Наташи длинная скакалка, и они отошли дальше друг от друга».
Потом воспитатель может предложить такие упражнения: «Сложите ладошки вместе, вот так (руки перед грудью). Встретились наши ладошки, поздоровались. Разошлись ладошки в разные стороны, дальше и дальше одна от другой (дети, повторяя действия педагога, разводят руки в стороны). Вот как далеко! Пошли ладошки навстречу друг другу, все ближе и ближе друг к другу! Вот как близко! Встретились!» Такие упражнения можно повторить несколько раз (Л.С.Метлина).
На следующем занятии представления закрепляются. При этом широко используется наглядный материал и игровые приемы. Например, на столе у воспитателя слева стоит домик, а справа — две игрушки: лисичка и зайчик на разном расстоянии от домика. Потом дети закрывают глазки, а воспитатель переставляет игрушки. Открыв глаза, дети говорят, кто теперь дальше от домика, а кто ближе к нему. Задание повторяется два или три раза.
Упражнения в обозначении направления от себя: спереди, сзади, слева, справа могут планироваться воспитателем в последней (второй-третьей) части занятия. Дети становятся один за другим, и воспитатель спрашивает, кто впереди, а кто сзади. Потом дети становятся в шеренгу и говорят, кто справа, а кто слева от него: «Справа — Аленка, а слева — Сережа».
Воспитателю средней группы детского сада особое внимание следует уделить развитию речи детей, активизации словаря, который характеризует пространственные отношения, направления, расстояния. Этому способствуют разнообразные дидактические игры и упражнения: «Что изменилось?», «Прятки», «Мышеловка» и др.
Упражнения для самопроверки Основой развития у детей пятого года
жизни ориентировки в ... является прежде пространстве
всего накапливание ... о предметах окружа- знаний
ющего мира и их ... отношениях. Восприя- пространственных
тия пространства не ... лишь накапливани- ограничивается
ем... опыта. чувственного
У детей этого возраста ... интерес ко развивается
все более детальному обозначению про
странственных .... Чисто ... опыт воспри- отношений сенсорный
ятия ... перестраивается, ребенок начи- пространства
нает воспринимать пространство на ... логическом
уровне. Большое значение для формирования словесной регуляции ... различе- пространственного ния имеет словарная работа на занятиях и вне их.
Ориентирование во времени
В этой возрастной группе уточняются представления детей о некоторых промежутках времени — частей суток (утро, день, вечер, ночь); учат оценивать последовательность действий: была, есть, будет; сейчас, позже, после, раньше; вчера, сегодня, завтра. Под влиянием обучения формируются умения понимать и правильно обозначать протяженность времени (долго—недолго, давно—недавно), обозначать последовательность логически связанных событий, действий на понятных сюжетах.
Ознакомление детей пятого года жизни с некоторыми отрезками времени осуществляется в основном на чувственной основе. Воспитатель выясняет, что они делают утром, вечером, днем, ночью. В качестве методических приемов обучения широко используются наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, чтение, беседы, дидактические игры. Вместе с сюжетной наглядностью используют условную: модели, схемы. Отдельные части суток можно изображать кружочками, квадратами разного цвета (например, белого, желтого, синего и черного). Однако чтобы сформировать представления о цикличности, периодичности времени, не следует постоянно обозначать части суток отдельными кружочками или квадратиками. Это не способствует формированию представлений о непрерывности времени. Лучше всего использовать для этого круг или квадрат, разделенный на части, и тогда ребенок будет легко представлять непрерывность времени: заканчиваются одни сутки, начинаются другие; сутки можно начинать с любой части (утро, день, вечер, ночь), главное — чтобы прошли все части суток (рис. 21).
Как словесный материал можно использовать рассказы, стихи, загадки:
Рис.21
«Солнце глянуло в комнату, Зачирикали птички:
— Хватит спать!
— Хватит спать!
Просыпайтесь, малыши».
Какое это время суток?
{Утро)
Закончилась программа «Спокойной ночи», Я ложусь спать И мои игрушки тоже Ложатся спать... Когда это бывает?
(Вечером)
Словесные характеристики дополняются красочной наглядностью: картинками, диапозитивами. Воспитатель уточняет с детьми последовательность частей суток от любого из них. Закрепляется понятие сутки.
Под влиянием обучения осознается, что всегда одни сутки сменяют другие. Сутки, которые идут сейчас, называются сегодня, те, которые прошли, — вчера, а сутки, которые еще не настали, — завтра. В каждых сутках четыре части: утро, день, вечер, ночь.
Для уточнения этих представлений воспитатель проводит беседы о том, что делали вчера, сегодня (утром, днем, вечером, ночью), что будут делать завтра (Т.Д.Рихтерман).
На основе формирования пространственных и временных представлений у детей пятого года жизни можно начинать формировать первичные единые пространственно-временные представления и понятие о скорости, учить определять в общих чертах скорость: быстро, медленно. Для этого можно использовать картинки с изображением транспорта: самолета, автобуса. При этом сравнивают скорость движения автомобиля, пешехода, черепахи, птицы.
Знания о времени закрепляются и уточняются на всем протяжении пребывания детей в детском саду, но первостепенное значение имеют занятия по математике.